Web Analytics

Метро. (Не)своевременность

Значения слова «несвоевременный»: 1. Происходящий или происшедший не в своё время, не в тот срок, когда следует. 2. Производимый или происшедший в неподходящий, неудобный момент. Т.Ф. Ефремова. Новый словарь русского языка.

Рассуждения

Вовремя — это хорошо или плохо? Новости вовремя, вопросы вовремя, ответы вовремя, встречи вовремя, публикации этих вопросов и ответов вовремя. Для моей работы, конечно, хорошо. Часто случается, что то, что для меня вовремя, абсолютно не вовремя для моего ответчика. И наоборот: то, что ему кажется своевременным, в моём восприятии выглядит как что-то поспешное или запоздалое.

Я всё это к тому, что история с недавними покупками для КП «Харьковский метрополитен» — очень наглядный пример несвоевременности.

Факты

На трёх линиях метро осталось немного станций, где не появились новые таблички и указатели, которые в феврале купило коммунальное предприятие «Харьковский метрополитен». Каждый день внутри и снаружи рабочие крепят обновки. Предприятие купило их двух видов: «информационные таблички» и «информационные знаки светящиеся».

Происходит в метро и ещё кое-что, менее заметное: переход с жетонов на бумажные билеты. На станциях тестируют специальные автоматы по выдаче бумажных проходок, а на самом предприятии, в местах, скрытых (в виду режимности объекта) от глаз большинства харьковчан, идёт установка программного обеспечения, которое создано для новой системы оплаты проезда талончиками со штрих-кодами.

Факт 1. Акриловый с неуместным комментарием

15 февраля КП «Харьковский метрополитен» заключило договор с харьковским предприятием ООО «Статус Практика» о приобретении у них 465 информационных табличек за 2 миллиона 405 тысяч 459 гривень.

В торгах принимали участие ещё две фирмы, но они предложили более высокую цену, чем ООО «Статус Практика».

В квалификационной документации при объявлении торгов, которую метрополитен опубликовал на веб-портале по вопросам государственных закупок, указано, что цель приобретения — «требование УЕФА-2012 — все наименования на станциях метрополитена должны быть выполнены на родном и английском языках».

Первым информацию об удивительно дорогих табличках для метро из «Вестника государственных закупок» обнародовал сайт «Наші гроші» 22 февраля. Накануне директор КП «Харьковский метрополитен» Михаил Карамшук с 10.00 на пресс-конференции рассказывал о другом новшестве в подземке — введении бумажных талонов, которые заменят пластмассовые жетоны. В тот же день позже, позвонив Михаилу Карамшуку по поводу не жетонов, но табличек, услышала ответ: «Пишите официальный запрос, а меня прошу больше не беспокоить, я сегодня утром ответил на все вопросы». Вовремя, да? Запрос я написала и ждала его положенный срок.

Но на следующий день очень кстати оказалась запланирована пресс-конференция мэра Харькова, Геннадия Кернеса. Вопрос о табличках был неизбежен: почему цена таблички больше пяти тысяч гривень? Ответ оказался, как минимум, невразумительным.

Геннадий Кернес, мэр Харькова: «Это не табличка. Это большое табло, на котором высвечивается определённая информация на нашем государственном языке, соответственно, на иностранном языке. И там применяется современное оборудование, диодное для энергосбережения. Я не согласен с вашим подсчётом, потому что разделить и умножить может каждый, да? Я не согласен. Я согласен с тем подходом, необходимо это делать, значит, для чего это делать. И я бы попросил бы вас, журналистов, прекратите ссылаться всё время на Евро, Евро, Евро. Мы работаем в программе Евро-2012, нам всё понятно. И таблички должны быть заменены на 29 станциях метрополитена».

Непонятным этот ответ выглядел потому, что технические характеристики табличек также описаны в квалификационной документации к тендеру, которую легко найти на том же вэб-портале по вопросам государственных закупок. Основа табличек — композитный лист, буквы — белое акриловое стекло. Ни о каких «табло и диодах» и речи не было.

Характеристики табличек, купленных метрополитеном, глава ассоциации внешней рекламы Артём Биденко назвал обычными. Потому и возник вопрос о довольно высокой цене таблички: 5 тысяч 173 гривни за штуку.

Артём Биденко, эксперт: «Эти таблички, они же изготовлены там из серого пластика, на них акриловые буквы. Ничего сложного. И реальная себестоимость, самая высокая, самой большой из этих табличек, которые изготавливаются в единичном экземпляре, то есть это максимальная цена, она около 750 гривень. 750 гривень — это максимальная цена, которая может быть на самую большую табличку, изготовленную в единственном экземпляре. Потому что, если их изготавливать больше, это уже дешевле: 10 стоят 700, 200 стоят 600.

Цена зависит от определённого макета. Чем меньше макетов, тем дешевле. Но даже если мы берём максимальную цену — это 750 гривень. Поэтому бюджет этого всего мероприятия в единичном каком-то виде, он бы был около 300-500 тысяч гривень. В зависимости от жадности посредников, агентств, маржи и так далее, многих нюансов. Но в любом случае, даже если это 500-550 тысяч гривень с НДС, это в пять раз меньше, 2,41 миллиона гривень».

Факт 2. Со светодиодами и без комментариев

15 февраля КП «Харьковский метрополитен» заключило ещё один договор, с тем же ООО «Статус Практика». Как сообщалось в бюллетене «Вестника госзакупок» от 22 февраля, предприятие купило 937 светящихся информационных знаков за 7,9 миллиона гривень. Получается, что светящиеся указатели стоят по 8 тысяч 431 гривни каждый.

Их технические характеристики предприятие, объявляя тендер, описало подробно. Причина замены информационных знаков та же: грядущий Чемпионат Европы по футболу и требование УЕФА ввести в подземке двуязычие, чтобы сделать метро понятным для иностранных туристов.

Метрополитен решил, что цвета на указателях и знаках будут зависеть от ветки метро: синий — Салтовская линия, зелёный — Алексеевская, красный — Холодногорско-Заводская.

Видимо, об этих «больших табло» и говорил Геннадий Кернес, уже зная то, что позже узнали и журналисты.

Если бы не публикация результатов тендера с некоторым опозданием — журналисты либо успели бы задать все уточняющие вопросы на пресс-конференции Михаилу Карамшуку, либо, на следующий день, Геннадию Кернесу. Стоимость «светящихся табло» тоже немалая — 8 тысяч 431 гривня, что тянет на хороший плазменный телевизор. Потому объяснения были бы очень вовремя и к месту.

Я отправила официальный запрос КП «Харьковский метрополитен». Вопросов о табличках было множество: сколько всего табличек метро собирается обновить в этом году, есть ли другие поставщики табличек, кроме «Статус Практика», работала ли эта компания ранее с метрополитеном, изучало ли предприятие цены на аналогичные товары.

Ответ был один: информацию предприятие предоставить отказывается.

«Согласно Уставу, метрополитен совершает услуги по перевозке пассажиров. Поскольку вопросы, которые вы задаёте в запросе, не касаются услуг по перевозке пассажиров метрополитена, то есть выходят за границы п. 4. ч. 1 ст. 13 Закона Украины «О доступе к публичной информации», предлагаю Вам обратиться за информацией к надлежащему распорядителю информации».

Найти ООО «Статус Практика» мне не удалось. По адресу, который указан в тендерных документах, расположен жилой дом. На первом этаже — несколько офисных помещений, но ни фирмы, занимающейся изготовлением информационных табличек, ни посреднической структуры, ни тем более вывески с таким названием здесь нет. По телефону, который указан в тех же документах, ответили: «Турагентство, слушаю». На просьбу дать трубку представителю «Статус Практика», девушка отошла на минуту и затем сказала, что фирма переехала и координат никаких не оставила.

Запросы в поисковиках привели сначала к ЗАО «Практика, инновационный центр» (совпадение по номеру телефона), а затем к туристической компании «Элитный туризм» (совпадение с ЗАО «Практика» по имени руководителя, Наталья Ткаченко) и зашли в тупик.

Компания «Элитный туризм» расположена как раз в доме, где должен «жить» поставщик табличек для подземки — ООО «Статус Практика», которое с 15 февраля так вовремя успело переехать.

Факт 3. С авторскими правами и короткой историей

За месяц до приобретения табличек и указателей, 16 января, метрополитен сделал ещё одно ценное приобретение: программное обеспечение для внедрения новой системы оплаты проезда. За 12 миллионов гривень ПО «Автоматизированная система оплаты и учёта пассажиров в городском наземном и подземном общественном транспорте» предоставило ООО «Пентафлоп».

Это ПО должно обеспечить работу новых терминалов, которые будут выдавать и принимать вместо жетонов бумажные билеты.

Программа будет установлена на все компьютеры метро и объединит их с автоматами по продаже билетов, а также с турникетами, что позволит вести учёт всех талонов и исключить попытки обмануть систему, например, сделав ксерокопию.

Об этом тендере я знала заранее и потому на упомянутой уже февральской пресс-конференции задала Михаилу Карамшуку вопрос об этом ПО, поставщике, цене и так далее.

Директор КП «Харьковский метрополитен» заявил, что «Пентафлоп» было единственным предприятием, которое предложило необходимое программное обеспечение.

Михаил Карамшук, директор КП «Харьковский метрополитен»: «Я персонально и специалисты метро персонально отвечают за целевое использование средств. Когда нам предъявили для обкатки программу, мы убедились, что эта программа действительно натуральная и что она готова взять на себя те функциональные обязанности, которые предусмотрены технологией единого билета. Это стоимость всей программы. Мы — базовое предприятие (для внедрения в Харькове единой системы оплаты проезда — ред.). Дай бог, когда мы введём эту программу. И вот после нас тогда эта программа выйдет наверх. Потому что мы должны полностью закрыть транспортное обслуживание Харькова на единой базе».

На вопросы о том, связывался ли он лично с представителями фирмы, которой заплатил 12 миллионов гривень, директор коммунального предприятия, недовольный моей дотошностью, ответил: нет.

— Мне не надо общаться! У меня общаются специалисты. И торги проводятся открыто, в законном порядке. Поэтому я даже не встречался. Могу смело вам смотреть в глаза.

— А вас не смутило то, что фирма создана за два месяца до проведения торгов?

— Скажите, кто может, кого вы можете предложить. Вот придите и скажите, пускай любой другой скажет.

Метрополитен купил не только ПО, но и авторские права на него. Именно поэтому тендер проходил по системе закупки у одного заказчика. Закон позволяет так поступать, если речь идёт об авторских правах (ст. 12., п. 2 «Закона Украины о проведении государственных закупок»).

Программист, сотрудник одной из харьковских фирм, пожелавший остаться инкогнито, пояснил, что в таких случаях передача авторских прав — не редкость.

«Мы создаём программу под конкретную задачу. В таком случае разрабатываем систему контроля, связи, фиксирования и передачи информации о конкретном носителе по всей системе в метро. А сама система в метро уникальна, так как в ней конкретное число точек (автоматов, турникетов, компьютеров), конкретный период повтора действий. Всё это уже делает её, так сказать, уникальной, в смысле, что никому больше она в таком виде не нужна. При этом такое ПО, имея чёткую задачу и возможности, не сложно выполнить. Конечно, не знаю, какие там были условия. В таких случаях важно знать, чего именно хочет заказчик, иметь правильное техзадание», — объясняет принцип работы программист.

ООО «Пентафлоп» «прописано» в Киеве. На улице Н. Василенко, дом 7-А, офис 11.

На офисном здании по этому адресу есть несколько вывесок других структур. «МедиаПорт» пытался разыскать общество с ограниченной ответственностью и по телефонам «соседей», и оставив свои координаты на двери офиса для обратной связи, но безуспешно.

Адрес этого здания значится в данных ООО «Пентафлоп».

Общество с ограниченной ответственностью было зарегистрировано 21 ноября 2011 года.

Директор фирмы Роман Владимирович Чувашов не «гуглился» до появления публикаций о покупке 12-миллионого ПО в метро. Его телефон в течение многих дней «вне зоны досягаемости».

«Несвоевременность — вечная драма...»

Своевременны или нет все эти факты? Не могу не предположить, что руководство метро считает, что все эти «раньше или позже» на пользу им. Я придерживаюсь иного мнения: всё это выглядит очень, если сказать мягко, неприятно. И если это не так, то несвоевременность вредит имиджу. А если впечатление не обманчиво, значит, несвоевременность очень своевременна и показательна.