Web Analytics

В метро жетоны заменят на талоны. Новая система в натуре

Харьковский метрополитен переходит на новую систему оплаты. С апреля вместо жетонов вход в метро будет по бумажным талонам.

Сегодня директор КП «Харьковский метрополитен» Михаил Карамшук презентовал журналистам новое оборудование и саму систему работы.

На входе в метро вместо настенных автоматов по продаже жетонов появятся новые автоматы (по виду очень похожие на старые), которые будут выдавать бумажные билеты со штрихкодом. Таких автоматов будет столько же, сколько и жетонных — 114.

Для того, чтобы турникеты принимали бумажную «проходку», их переоборудуют. Поставить систему считывания данных с бумаги понадобится на 316 из 398-ми турникетов. Остальные не нуждаются в переоснащении, так как принимают только бесконтактные карточки, которые уже давно действуют в метро для оплаты проезда.

В метро сейчас действуют жетоны нескольких расцветок и карточки нескольких видов: обычная, студенческая, пенсионная. На фото — новый билет рядом с карточками и жетонами.

Итак, как будет действовать новая система:

Пассажир вносит купюру в 1, 2 или 5 гривень или монеты по 50 копеек, получает билет и забирает, если нужно, сдачу в нижнем «кармане».

Следующий шаг — билет нужно вставить в специальное отверстие в турникете. Турникет «съедает» бумажную «проходку» и пропускает пассажира на станцию.

Талон будет действовать в течение одного дня. То есть можно купить несколько билетов сразу, но использовать их нужно до окончания даты, которая стоит на билете. После — бумажный прямоугольник становится недействительным.

Карточки будут действовать, как и раньше; они, подчёркивает давнее мнение руководства метро Карамшук, должны стать основными в системе оплаты проезда.

Заменять жетоны на билеты метрополитен начнёт с апреля: сперва на одной из центральных станций — и дальше в порядке очерёдности на остальных. Процесс перехода займёт некоторое время, но к концу года в Харькове, планирует руководство метрополитена, все станции будут оборудованы новой системой.

Билеты защищены от подделки, подчёркивает Михаил Карамшук. Кроме даты, на каждом талоне указан номер терминала, который его выдал, и номер самого талона, те же данные зашифрованы в штрихкоде.

Чтобы контролировать талоны, метрополитен купил не только новые автоматы и заказал переоснащение терминалов, но и приобрёл дорогую компьютерную программу. Программа будет установлена на все компьютеры метро и будет объединять их с автоматами по продаже билетов и турникетами. «Купить билет и пойти сделать ксерокопию, — заявляет Карамшук, — не удастся».

Кроме того, уверяет он, руководство метро договорилось с филиалами банка, которые открыты в переходах метро, и там должны беспрепятственно разменивать деньги для пассажиров, у которых не оказалось мелких купюр.

«Бумажная» система оплаты позволит сэкономить метро крупную сумму, утверждает Михаил Карамшук. Жетоны постоянно нужно было докупать — от 800 тысяч 1,1 миллиона штук в год, к тому же автоматы и турникеты требовали инкассации, постоянной проверки, чистки. Всё это вместе обходилось метрополитену в 25 миллионов гривень в год.

Обслуживание новых автоматов и бумажные талоны обойдутся метрополитену, по данным главного экономиста предприятия Фёдора Полякова, примерно в 4-5 миллионов гривень в год.

Ещё одно сравнение от директора КП «Метрополитен»: себестоимость жетона — 68 копеек, бумажного билета – 0,54 копейки.

Жетоны руководство «подземки» продаст как сырьё, а автоматы, которые продавали жетоны на станциях с декабря 2009-го года, как заявил Карамшук, харьковский метрополитен брал в аренду, поэтому их просто отдадут собственнику.

Нововведение, заявил Михаил Карамшук, никак не связано с тарифом на проезд. Нынешняя цена 2 гривни пока не обсуждается, хотя себестоимость проезда, рассчитали в метрополитене, составляет 2,65 гривни.

Новые автоматы и турникеты КП «Харьковский метрополитен» купил у ООО «Лот» в конце декабря 2011 года за 17,8 миллиона гривень, говорит Карамшук.

А 12 миллионов гривень метро заплатило ООО «ПЕНТАФЛОП» за программное обеспечение, которое поможет внедрить билетную систему.

Согласно объявлению в бюллетене от 16 января 2012 года, опубликованном на официальном общегосударственном веб-портале государственных закупок, ПО метрополитен приобретал по процедуре закупки у одного участника, что связано с защитой прав интеллектуальной собственности на компьютерную программу «Автоматизированная система оплаты и учёта пассажиров в городском наземном и подземном общественном транспорте». При этом Михаил Карамшук уверяет: даже предложений, похожих на программу ООО «ПЕНТАФЛОП», не было.

«Я персонально и специалисты метро персонально отвечают за целевое использование средств. Когда нам предъявили для обкатки программу, которую нам предъявили и которую нам показали, мы убедились, что эта программа действительно натуральная и что она готова взять на себя те функциональные обязанности, которые предусмотрены технологией единого билета, — рассказал директор КП «Харьковский метрополитен». — Это стоимость всей программы. Мы — базовое предприятие (для внедрения в Харькове единой системы оплаты проезда — ред.). Дай бог, когда мы введём эту программу, она будет обкатана, она будет рабочая. И вот после нас тогда эта программа выйдет наверх. Потому что мы должны полностью закрыть транспортное обслуживание Харькова на единой базе. Чтобы человек не мучился, не покупал где-то трамвайный билет, где-то жетон и где-то бэк (бесконтактная карта — ред.). БЭКи будут везде. Везде будут вот такие вот аппараты, которые будут позволять любому гражданину города Харькова, любому гостю получить и проехать».

О том, что проезд в метро будет по билетам, руководство предприятия заявило в октябре 2011 года. Позже мэр города Геннадий Кернес сообщал, что строящаяся станция метро «Победа» будет вводиться уже с новым оборудованием.

Эксперимент по продаже жетонов не в кассах, а через автоматы в Харькове презентовали в сентябре 2009-го. Автоматы в метро заработали с 1 декабря этого же года и постепенно были установлены на всех станциях.