Аватар пользователя Татьяна Федоркова

«Типичный Харьков»

«Учёба заканчивается до лета — спасибо Евро-2012 за это», «Зашёл в троллейбус — «оплачиваем водителю», «Верните градусник», «Когда уже закончится ремонт на Советской?». В одной из социальных сетей — «ВКонтакте» — харьковский студент создал группу «Типичный Харьков». Молодёжь (участников сообщества уже больше девяти тысяч) создаёт Интернет-мемы о городе.

Идея создавать «типичные» городские группы для социальных сетей не нова. В том же «ВКонтакте» можно легко найти «Типичный Питер». Из украинских городских групп в Интернете есть «Типичный Киев», «Типичная Винница».

Главная «фишка» таких сообществ — мемы. На картинках с изображениями (часто с лицами-мемами, которые передают настроение) — узнаваемые слова и фразы, быстро ставшие популярными в cети. В случае с «Типичным Харьковом» фразы на картинках содержат то, что характерно для Харькова.

К сообществу, созданному в середине декабря, на сегодняшний день подключилось больше девяти тысяч пользователей социальной сети. В основном, это молодые люди, студенты.

Создатель «Типичного Харькова» — второкурсник Харьковского национального экономического университета Игорь Пальчиковский. Он учится на программиста. И большинство мемов о городе — его рук дело.

Фон с изображением лидера ЛДПР Владимира Жириновского возник из предвыборного ролика.

В декабре харьковскую достопримечательность, гигантский термометр, снова сняли с привычного места. На очередной ремонт.

Забавные картинки и жизненные фразы «выкладывают» и члены группы.

Картинка выше — намёк на фразу из популярного на YouTube ролика с участием тогда ещё кандидата в мэры Харькова Михаила Добкина и Геннадия Кернеса.

Создать мем очень легко, объясняет Игорь. Тем более, что в сети множество сайтов со специальными шаблонами. Так называемые «генераторы мемов». Стоит только найти подходящий фон, вписать свой текст и сохранить.

Главное правило сообщества — чтобы метко и с юмором. Оскорбления, нецензурная лексика, спам — не приветствуются.

«Я лично не люблю маты. Сидит моя младшая сестра, много её одноклассников. Когда ребёнку 11 лет, а я вижу маты на её «стене» — у меня вообще волосы дыбом!» — объясняет «редакционную политику» Игорь.

Идеи для создания «харьковских» мемов приходят внезапно, говорит он. (Кстати, слово «внезапно» используется в сети тоже как мем ;).

«Типичные» мысли и фразы буквально лежат под ногами, утверждает автор.

«Вдохновение приходит часто и кусками. Еду в маршрутке. О! Шутка! Записал — вечером добавил. Бывает, просто захожу на сайт, смотрю на мемы. Вдруг приходит идея. Я её «отшлифовал» — и пожалуйста», — делится админ.

Игорь Пальчиковский признаёт: не все шутки пользователи понимают.

«Бывают жалобы — *тупой юмор*, но мне им нечего ответить. На вкус и цвет, как говорится», — уверен студент.

Каждый день в группу добавляют фотографии города. Не так давно появилась своеобразная рубрика — в ней администратор периодически выкладывает фото старого Харькова. Члены группы (до сих пор неизвестные друг другу люди) общаются между собой не только в сети. Дважды они собирались «офлайн».

Сообщество «Типичный Харьков» пока держится на энтузиазме его создателя. «Лайки» (или «Мне нравится»), позитивные комментарии «прохожих» или репосты на чужие «стены» — это как «аплодисменты для актёра», сравнивает Игорь Пальчиковский.

— Как думаете, знакомить гостей города с Харьковом с помощью такого формата можно? Или мемы — это проблемно, негативно?

Игорь Пальчиковский, студент: «Ну почему же, по-моему наоборот. Высмеивание проблем означает, что мы хотя бы понимаем, что это за проблемы. Уже полшажочка;)) Или вот человек едет в Харьков. Если полистает страничку, будет знать: в городе много «Кулиничей», «Буфетов». А на ХТЗ не так уж плохо, как пишут в газетах».

«Очень надеюсь, что «лампочка» внутри меня не перегорит. Пока что ближайшая цель — обогнать другие группы в соцсетях, связанные с городом, по численности подписчиков. Есть идея, пока просто идея — создать с админами других типичных городов группу «Типичный украинец». Представьте сколько креативных людей», — прикидывает студент.

Что думают о подобном виртуальном Харькове реальные городские власти? Мэр города Геннадий Кернес в социальных сетях не бывает. Единственный его выход в «онлайн» «на люди» состоялся недавно — во время первой интернет-конференции в горсовете.

В Татьянин день и День студента «МедиаПорт» показал некоторые фразы из виртуального «Харькова» Харьковскому городскому голове. Попытавшись объяснить идею интернет-мемов.

Городской голова внимательно пролистал распечатки. Во время просмотра некоторых — улыбался. Ничего не сказал, но указал. На один мем — с фразой «Город настоящих студентов».

Людмила Савченко, доцент кафедры русского языка филологического факультета Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина, отмечает, что доминирующей функцией «типичных» харьковских мемов становится социальная критика или реклама.

«…форма мема — это и популярный в Интернете знак, и очень ёмкая знаковая форма: изображение и рифмованный слоган (посыл) задают обширное поле ассоциаций», — отмечает специалист по языковой стилистике.

Людмила Савченко вспоминает «Окна сатиры РОСТА» — броские плакаты, которые создавались в период 1919-1921 годов при участии известного советского поэта, драматурга и художника Владимира Маяковского.

Именно в такой доступной манере поэт формулировал политические призывы, за которыми стоял тот или иной идеологический заказ.

«Поэт делегировал эти посылы кому? Тому, что называется словом «народ», — обществу. А в Интернете общество само формулирует свои запросы и делает их легитимными. Общество самоорганизуется — вот, в чём дело. Социальный заказ зреет внутри самого Интернета, и для его пользователей — это форма самоорганизации, которая является важным свойством социальной жизни», — считает Людмила Савченко.

Психология распространения мемов заключается в потребности людей быть причастными к определённой группе, считает специалист по связям с общественностью, PR-консультант Татьяна Острогляд. Мол, «если ты понимаешь и сам «к месту» используешь определённый мэм, ты «в теме», ты «свой».

Татьяна Острогляд, директор PR-агентства Ostrogliad PR: «Мемы в «Типичном Харькове» как раз и строятся на принадлежности к определенной группе, которая может их понимать, — харьковчане. Я уверена, что в данном случае даже нецензурные мемы и мемы на неприятные особенности нашей жизни (мусор в подъездах, давки в маршрутках) идут на пользу Харькову. Потому что объединяют его жителей, дают чувство общности и даже патриотизма. К примеру, британцы могут язвить по поводу королевской семьи, но не допускают того же от иностранцев. То же самое и здесь: харьковчане могут смеяться над «шо» и «хде», но раздражаются, когда на это указывают «чужаки».

Можно ли «продвигать» Харьков с помощью мемов? Татьяна Острогляд говорит: в официальных PR-кампаниях города это вряд ли возможно.

«Кстати, потому, что чиновники не имеют сами и не верят в наличие чувства юмора у граждан. Предпочитая «пичкать» нас унылыми пафосными роликами и принтами», — говорит специалист.

Количество фанов «Типичного Харькова» растёт на глазах. Пока «МП» готовил материал, к сообществу «подключилось» больше двухсот человек. Его создатель считает, что «типичные» фразы для Харькова не переведутся. Говорит, будут матчи Евро-2012. А это — новая пища для ума.

Редактор: 
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.