Web Analytics

«Подвешенный кофе», отложенный хлеб, открытая ладонь

Не звучит, правда? — «подвешенный кофе». Это на итальянском, может, и хорошо: «Un caffe sospeso». А у нас — нет, не звучит. «Підвішена кава». Прольётся ведь... К тому же, не только о кофе говорить будем.

«Віддай, якщо можеш. Візьми, якщо хочеш»

Не то, чтобы слоган, но что-то вроде. «Отдай, если можешь. Прими, если хочешь». «Give If You Wish. Get If You Want».

Ещё короче:

Віддай або візьми
Отдай или прими
Give or Get

Всё, теперь можно объясняться.

История c географией

Давным-давно, на юге Италии, в знойном Неаполе, что примостился на взгорье между Везувием и Тирренским морем, зародился славный кофейный обычай. Тонино Бенаквиста, роман «Малавита», 2005 год:

«...отдыхая в Неаполе, услышал о старинном обычае, который еще чтили некоторые тамошние владельцы бистро. Учитывая цену эспрессо у стойки (гроши или чуть меньше), клиенты нередко выгребали мелочь из карманов и покупали два кофе, выпивая при этом только один, а бармен записывал себе на доску один бесплатный кофе для случайно зашедшего бедняка. Морис, человек не особенно щедрый или внимательный к тем беднякам, которых встречал, нашел идею интересной и вздумал применить ее на практике. Он сам удивился, когда обнаружилось, что многим клиентам забавно играть в эту игру. За желание установить обычай, идущий совершенно вразрез со временем и в глазах скептиков обреченный на провал, Магги в душе провозгласила Мориса героем реальной жизни...»

А в 2006-м, в радио-интервью тот же обычай трогательно описал другой Тонино, Гуэрра:

«...Когда я писал для [Витторио] Де Сики сценарий [фильма] «Брак по-итальянски», я приехал в Неаполь и Де Сика мне сказал: «Я знаю, вы северные итальянцы, не любите наш юг». Это неправда. Конечно, мы немножко опасаемся, но это неправда. Тогда он меня пригласил в кафе. Кафе обычно с открытыми дверьми, лето, жарко, и мы сидим в одном из кафе рядом с вокзалом. Входят два человека и говорят: «Пять кофе, два мы выпьем сейчас, а три подвесьте». [...] платят за пять кофе, а выпивают свои два. Я спрашиваю Де Сику, что это за подвешенный кофе? Он говорит: «Подожди». Потом входят девушки, пьют свой кофе и платят нормально [...] И молодой человек заказывает два кофе, один пьет, платит за два и уходит. Так мы с Де Сикой досидели, разговаривая, до полудня, двери были открыты, я смотрел на эту залитую солнцем площадь, и вдруг вижу какую-то темную тень, приближающуюся к двери. [...] уже у самой двери бара вижу, что это бедный человек. Он заглядывает в кафе и спрашивает: «Есть подвешенный кофе?»... Эта история просто до слез, можно заплакать от нежности...»

Спустя пять лет, в наступившую сразу и вдруг эру одной большой социальной сети, слова Гуэрры распространились мгновенно — блоги, форумы et cetera. Реакция читающей публики была массово-одобрительной и предсказуемо-виртуальной —

Этика

Это не благотворительность. Это желание поделиться. Люди любят быть хорошими. Людям нравится быть добрыми. Но для этого не всегда есть возможность. И даже: для этого не всегда есть настроение.

Значит, надо такую возможность создать — несложную и ненавязчивую. Никаких обязательств, которых никто из нас не любит. Никаких брешей в бюджете. Никаких сложностей с переводами на электронные кошельки или банковские счета. Лишняя чашка чаю, два купленных батона вместо одного, вторая плюшка, заказанная, но не съеденная — ещё никого не разоряли.

Зато кого-то могут выручить — если это хлеб в киоске или салат в столовой. Или просто стать приятным сюрпризом, нежданным подарком, если это кофе или чай.

Это ведь не излишества и не роскошь, это пища. На которую любой и каждый должен иметь право — как на жизнь, как на воздух.

Риторика

На украинском форуме «МедиаПорт», а спустя неделю — на российском блог-сервисе «Сноб» развернулись дискуссии по поводу; тема появилась в эфире российского радио «Серебряный дождь» и украинского «Новая волна».

В Украине и в России мысли шли параллельными путями, равно как и аргументы с контр-доводами. А результаты немного разошлись. В Москве идея воплотилась чуть раньше: сеть кофеен «Республика» с первого ноября стала «подвешивать» кофе; к настоящему моменту традиция распространилась в нескольких российских городах, а кое-где и несколько мутировала: кофе отдают не бесплатно, а «со скидкой».

Здесь же, напротив, идея переросла даже кофе как таковой. Почему только кофе? Поделиться, если хочет, может каждый. А принять — кто? Любой — но это по настроению. А по состоянию? Студенты, пенсионеры и люди неимущие (возможно, не всегда, но вот в данный момент). А значит, ограничиваться кофе не стоит. Это ведь может быть и хлеб, к примеру. Да и вообще... Впрочем, не будем опережать события.

Математика

Конечно, мы «поверяли алгеброй гармонию». Искали слабые места — фискальная сторона дела, например. Речь ведь, так или иначе, идёт о товарообороте, даже если эта чашка чаю. Но нет — ни один с пристрастием допрошенный бухгалтер подводных камней не нашёл: товар куплен, оплачен по чеку, следовательно, НДС с него уплачен; излишек товара, если даже он, невостребованный, скопился к вечеру — составит считанное количество. А более прицепиться вроде не к чему. Нет, в таланте налоговиков по выискиванию слабых мест в отчётности сомневаться не стоит — но ведь они живые люди, в конце-концов: ужели не поймут прекраснодушных смыслов?

Ещё несколько самых распространённых контр-аргументов.

«Я не знаю, кому достанется то, что я купил».

А разве это имеет значение? Достанется тому, кому в тот момент это будет нужно. Будь то бомж, или олигарх — важно ведь не то, кто именно принял, а то, что вы отдали. От сердца; ничего, даже благодарности, не ожидая в ответ. Просто отправили в космос частичку своей доброты.

«А если захочет какой-нибудь бомж — кто пустит его в приличное кафе, публику отпугивать?»

Всё можно отдать с собой, «на вынос».

«Эта идея — реклама и PR».

Чья реклама? Для кого PR? Для заведений — это крохотное конкурентное преимущество (появилась добрая дополнительная услуга, которой нет у других). Как только идея распространится — исчезнет даже это преимущество: традиция станет «must have», «должна быть», то есть. А до тех пор — «МедиаПорт», безо всякой оплаты за рекламу, будет охотно именовать те заведения, которые присоединятся к традиции. Прямо вот здесь, в этом Журнале; и список заведений будет постоянно обновляться.

«Эта идея придумана, чтобы увеличить прибыли кафе и магазинов».

Хмы.. Очень верю в людей и в добро. Настолько, что не сомневаюсь: акция перерастёт в традицию, обычай. При этом в небесах вовсе не витаю: думаю, что в среднем заведении среднее количество «подвешиваемых» и «откладываемых» продуктов будет три-пять за день. Заведения просто искупаются в золоте...

«Персонал будет «химичить» и воровать оставляемые для посетителей продукты».

То, что отдано добровольно — априори не может быть украдено. Вы ведь отдали, не кому-то конкретно, а любому человеку, включая персонал. И если девочка-официантка, умотавшись к вечеру, захочет выпить чашку оставленного вами чаю — на здоровье. Если продавщица хлебного киоска будет нуждаться в вашем хлебе — ради Бога. Для того ведь и предназначено.

Практика

Долго ли, коротко — будущая, верю, традиция начала оформляться предметно. Обзвон и встречи с владельцами нескольких кафе и кофеен показали, что никакого негатива по отношению к идее у них нет; оценив её «человеческую» сторону, а так же поняв, что нет необходимости даже в малых тратах — все охотно согласились.

Затем пришла очередь хлебокомбинатов. Вернее, «хлебных» киосков, сети которых принадлежат комбинатам, и которые могли бы, в случае присоединения к традиции, обеспечить её а) узнаваемость б) массовость и в) социальность.

К самой идее управленцы комбинатов тоже отнеслись позитивно. Но вот вера в человечество у торговой сети оказалась в некотором дефиците... Нет, не то, чтобы они отказались, но: «Надо хорошенько обдумать, как именно это делать, потому что могут воровать...». Очень надеюсь, что это просто трезвое отношение к торговым реалиям, а не сократовское «Кто хочет — ищет способ, кто не хочет — ищет причину». Переговоры продолжаются.

Логистика

Потом наступило время думать о том, как идея должна распространиться. Поскольку полноценно она может заработать тогда, когда и если станет массовой и привычной. Понадобилось что-то, что стало бы опознавательным символом, простым, наглядным и узнаваемым, как пиктограмма пешеходного перехода.

После нескольких душевных, но любительских попыток на форуме «МедиаПорта», обратился за реализацией к профессиональному дизайнеру Сергею Мишакину. Короткое время спустя Серёжа, даже не заикнувшись о плате за работу, выдал логотип, которому и суждено, надеюсь, стать знаковым.

Геометрия

Ниже размещены два файла, предназначенные к скачиванию, оба — в формате PDF. Один — символ традиции, второй — короткое пояснение к ней для посетителей заведения.

Любой владелец заведения может скачать эти файлы, распечатать их, и завести обычай у себя. Первый, символ, по опыту лучше заказывать как самоклейку, на входную дверь заведения, или на окно, чтоб любой проходящий мимо человек мог увидеть и опознать. Второй — информация для посетителей — мы сделали в виде картонной пирамидки на столы, на трёх языках, с картинкой символа.

Скачать файл

  Скачать файл

Первопроходцем в Харькове и в Украине стало кафе-кулинария «Шоти». Вечером 24 ноября 2011 года в заведении были «подвешены» первые кофе и чай, а 25-го ребята наклеили на двери символ и расставили по столам информацию для гостей. На следующий день в графе «подвешенных» посетителями кафе продуктов были уже и соки. Вот так символы выглядят off-line, на дверях и на столиках кафе «Шоти»:

Журнал

Отныне в ЖУРНАЛЕ — отдельной, постоянно обновляемой странице — мы будем всякий раз отмечать новое заведение, которое присоединится к традиции. С фотографиями, адресом и картой. Все обновления будут отображаться также на страницах крупнейших социальных сетей (ссылки — ниже).

Если Вы — распорядитель заведения, или его владелец, или у Вас есть друзья, знакомые, приятели, которым эта традиция может понравиться — расскажите им о ней; возможно, они добрее, чем кажутся на первый взгляд.

А если Вы случайно увидите такой значок на двери любого заведения — напишите нам; мы готовы и владельцам помочь — советом, опытом, файлами, в конце-концов; и их заведения с удовольствием внесем в Журнал.

ХОРОШЕЕ НАЧАЛО, ЛЮДИ ДОБРЫЕ! :О)

Mail to: [email protected]

Skype to: zurab.alasania

Страница ЖУРНАЛ

Страница Facebook

Страница ВКонтакте

 

Реклама Яндекс

По-настоящему комфортный сервис - это заказ междугороднее такси онлайн. Довольно легко организовать ьеждугородние поездки. Всего несколько минут посвятите предварительному заказу такси онлайн - и вы сможете не переживать об отсутствии встречающих в пункте прибытия.
Междугороднее такси онлайн

Аюрведический эликсир молодости проверенный веками!
Из древней Индии с любовью!
"Чаванпраш" является иммуномодулятором. Обычная активизация иммунитета не всегда благоприятна, так как существует группа болезней, связанных с аутоиммунной агрессией, например, бронхиальная астма, гломерулонефрит, нейродермит и многими другими. "Чаванпраш" нормализует иммунный ответ организма.
"Чаванпраш" является омолаживающим средством. Такой эффект связан с усилением антиоксидантной защиты, удалением клеточного "мусора" и продуктов неполного метаболизма, защите клеток от повреждения факторами внешней среды и увеличением репродуктивного периода.
"Чаванпраш" является тоником. Биологическая активность эликсира составляет 200 единиц. Для сравнения - биологическая активность корня женьшеня - 80 единиц. Кроме того, "Чаванпраш" не просто перебалансирует энергию тела, как другие тонизирующие средства, он сам дает энергию. Самые низкие цены- Чаванпраш - натуральное лечение