Web Analytics

«Фиолетовые дети»: бестселлер или нечто большее?

Роман Марианны Малиной «Фиолетовые дети», дипломант конкурса «Коронация слова» 2008 года, уже хорошо известен украинскому читателю и даже стал одним из бестселлеров по итогам года 2009. Однако бестселлер в широком смысле слова – это преимущественно чтиво на несколько дней, карманная забава для метро. Так ли это для сочинения Марианны Малиной? Думаю, что нет.

Без сомнения, «Фиолетовые дети» – очень своевременная книжка для украинской литературы.

Во-первых, потому что автор обращается к общеизвестной теме детей индиго, о которой сейчас пишут и говорят буквально все. Во-вторых, жанр мистического детектива, как назвала роман сама писательница, относительно новый для украинской литературы, а, значит, интересен для читателей. Элементы триллера и обращение к теме сверхспособностей могут выдать роман как такой, который предназначен для молодой аудитории, которая жаждет динамизма и приключений. Но психологизм и попытка осмыслить серьезные проблемы общества однозначно указывают, что «Фиолетовые дети» – намного больше, чем просто роман с интересным сюжетом.

Сюжет романа довольно привычный для детектива. У нас есть загадочная смерть, дневник погибшей, который больше ставит вопросов, чем дает ответов, и человек, который проводит собственное расследование. Однако уже с первых страниц, когда развитие сюжета прерывается лирическими отступлениями, которые раскрывают внутренний мир Дарины, ее видение реальности и отношение к тому незримому, которое происходит вокруг и в ней самой, понятно, что психологическая составляющая тут преобладает над событийной.

Параллельно обычному сюжету – встречам, разговорам, поездкам главной героини – разворачивается сюжет внутренний, психологический. Дарина старается понять себя, осмыслить свое место в мире, выяснить, что же это за бездна, которая так ее страшит, и почему ей постоянно вспоминается момент с детства, когда на какое-то мгновение все казалось правильным, а потом мир снова стал привычно-искривленным. Если проследить этот психологический сюжет до его логического завершения, то вывод напрашивается сам по себе: бездна в нас самих, и пока мы ее не познаем, пока не вернемся в «точку ноль», до тех пор мы не будем знать себя настоящих.

Фиолетовые дети, согласно замыслу автора, и есть теми, кто познали свою внутреннюю сущность, смогли развить свои скрытые возможности, подключиться к общей сети знаний, энергии, умений. Они могут читать мысли, суггестировать, левитировать. Напоминает людей Х, не так ли? Хотя и с ограниченным набором сверхъестественных возможностей. Но тема фиолетовых детей, или точнее даже проблема, это только начало цепочки проблем, которые автор постепенно разворачивает в романе.

Прежде всего тема фиолетовых детей постепенно перетекает в тему детей в целом. Дети – это непосредственность, свобода мыслей и действий, незашоренность взгляда на вещи. Потому мир детей противостоит миру взрослых, «миру скуки и идиотских правил». Красноречива тут картина детской революции, которая представляется Дарине, восстание против правил и уничтожение того прокрустова ложа. Но только ли детская эта революция? Как бы там ни было, ответ взрослого мира на этот «кризис» один – «прикрутить гайки – и ребенок не будет бежать от реальности! Останется тут и теперь в своем закрученном состоянии!» А это уже не что иное, как проблема контроля, которая, без сомнения, выводит нас на проблему власти. Власти, которая вроде бы вершит правосудие в мире, защищая своих граждан от реальных и возможных опасностей.

Конечно, люди не готовы принять фиолетовых детей, их способности вызывают у них страх, шок, даже ужас. Потому так легко повесить ярлык «выродков» на тех, кто на них не похожи. Страх объединяет людей, делает их послушной серой массой, которая не чувствует ничего, кроме ненависти и презрения к не таким, как они. А государство – это бездушный механизм, созданный для поддержания этой глобальной системы, которая всегда противостоит отдельному индивиду, Личности.

Потому «Фиолетовые дети» Марианны Малиной – не просто бестселлер с захватывающим сюжетом и элементами триллера. Это размышления о современном обществе и его дальнейшем развитии. Несмотря на все провозглашаемые свободы и открытость изменениям общество как совокупность людей не готово к этим изменениям, к признанию инакости, самодостаточности, индивидуальности каждого отдельного человека. А общество как система – это абсолютное отрицание изменений вообще, поскольку они грозят разрушить весь механизм власти, который создавался столетиями. И это страшнее, чем сама возможность появления таких фиолетовых детей, какими их изобразила писательница.

Автор: Анна Пицык

Рецензия предоставлена проектом Записки книголюба