Web Analytics

Приоткрывая «Победу»

В мае 1995-го года, когда запускали первую очередь Алексеевской линии, в харьковской газете «Слобода» вышла заметка с фотографиями и подписью «Слово сдержали». Автор сомневался, что у кого-нибудь «повернётся язык критиковать власти за «штурмовщину», за советскую привычку сдавать объекты к круглым датам». 

«Когда этот номер попадёт к своим читателям, новая линия метро уже станет неотъемлемой частью нашего города, привычным транспортным средством. Хочется верить, что схлынут толпы людей, берущих штурмом троллейбусы, трамваи и автобусы, и многие харьковчане перестанут проклинать хотя бы транспортную проблему...».

Критиковать и правда было бы нечестно. Первой очередью Алексеевской линии открыли сразу пять станций. Долгострои начались позже: «Алексеевская» ждала своего часа 17 лет, рекорд побила станция «Победа» — с момента её появления на карте строительства метрополитена прошло 24 года. Хотя сама стройка с перерывами длилась последние пять лет.

Как и о станции «Алексеевской», мы много писали о «Победе». Тема строительства метрополитена в редакции была и остаётся если не священной, то крайне важной. К каждому событию, связанному со стройкой метро, принято относиться с особой точностью. Очень редкое это событие — открытие станции, очень долгожданное, и ошибиться недопустимо. 

Очередное обещание «открыть ко Дню города» воспринималось уже скептически: их было слишком много, дней города. Но темпы строительства этого года не оставляли сомнений: в 2016-м её, наконец, сдадут. К приезду президента 19 августа станцию обещали открыть. Не показать, не осмотреть, а именно «открыть».

Возле вымытого до блеска выхода «Победы» собрались чиновники, работники коммунальных предприятий, сотрудники метрополитена. Машинисты в белых рубашках стояли группками, уже под землёй они выстроились вдоль платформы и, как все, ждали. На общем фоне выделялись представители духовенства и нарядный, готовящийся к выступлению, хор. За полчаса до начала артисты даже отрепетировали — спели пару строчек из гимна и замолчали. 

Длинный провод от аппаратуры заботливо приклеили скотчем к плитке крест-накрест. Суетился бывший мэр Харькова и экс-начальник подземки Михаил Пилипчук. Лифт для инвалидов поднимался и опускался. По краю платформы виднелись рельефные ограничители для незрячих. Было время рассмотреть детали — президент опаздывал.

На то, что он непременно будет, указывали сотрудники госохраны и тумба с гербом в центре, подальше от всех.

«Пресвятые отцы, дорогая и уважаемая харьковская громада», — приветствовал Порошенко священнослужителей, чиновников и зрителей 5-го канала. 

Жителей микрорайона на станции не было. Большинство толпилось на поверхности, через дорогу от «рамок»-металлодетекторов, в то время как глава государства произносил речь.

«Если я не ошибаюсь, в 92 году, 24 года, почти как годовщина Независимости, Харьков строил эту очередь метрополитена. 60% было инвестировано за 22 года и 40% за два последних года. И с сегодняшнего дня...», — вдруг остановился президент и сделал сноску. 

«Я бы очень хотел, чтобы с сегодняшнего дня! На самом деле на технические вещи нам ещё нужно будет несколько дней буквально. Но 300-тысячный микрорайон, ежедневно более 50 тысяч харьковчан и гостей города, будут иметь возможность воспользоваться, как говорят, возможно, лучшим в мире харьковским метро, возможно, самым красивым в мире», — сказал Порошенко.

Ещё несколько минут он говорил об инвестициях, подъёме экономики, безвизовом режиме «в считанные недели». Обещал, что метро будет строиться дальше, вручил государственные награды, поздравил всех и ушёл. А через несколько минут внезапно вернулся с народом.

Думаю, президенту некуда было деваться. У входа на станцию его обступили люди, он спустился с ними, объявил «Когда мы вместе, мы сильные» и вскоре после фотографирования ушёл уже насовсем. Спешил открывать органный зал без настроенного органа. 

«Станция для пассажиров будет открыта после того, как Кабинет министров Украины примет постановление о вводе этой станции в эксплуатацию. Нам необходим сертификат. Насколько нам известно, Кабинет министров будет рассматривать данный вопрос во вторник. Если данный вопрос будет рассмотрен во вторник, то в городе Харькове за нами дело не затянется, мы сразу же примем соответствующее решение и введём данную станцию в эксплуатацию», — объяснил Харьковский городской голова Геннадий Кернес.

И позже добавил, что «сразу же» — это среда. 

«Если заседание Кабмина состоится во вторник, мы сразу же в среду рассмотрим данный вопрос. ( — Будет ещё одно торжественное открытие?) Нет, просто будет работать станция на приём и высадку пассажиров», — сказал Кернес. 

На вопрос, что было сегодня и зачем, мэр ответил: «Дело всё в том, что данная станция готова к эксплуатации и с учётом того, что Президент Украины Петр Порошенко посещает город Харьков, для нас это очень приятно…»

Задать тот же вопрос президенту возможности не было — со всех сторон его обступила охрана и в таком положении его вывели наверх. Оказалось, что и в филармонии общения президента с журналистами не было. Приближённые, по словам коллег, аргументировали ситуацию так: он уже всё рассказал накануне во Львове.

Открытие станции для меня — безусловный праздник. Тем обиднее было понимать, что пятничное мероприятие — понарошку. Для чиновников, для галочки, не для пассажиров. 

Наверное, президенту так было удобнее. И это странно, ведь как раз в день предполагаемого заседания Кабмина 23 августа он снова едет с визитом в Харьковскую область. От Чугуева до Харькова — меньше часа езды. 

В свою очередь городские или областные власти могли бы если не организовать экскурсию местным жителям, то предупредить заранее — по таким-то причинам станция пока не готова к приёму пассажиров, нужно ещё столько-то дней. А если президент хотел убедиться, что «Победа» готова, для него могли бы устроить рабочую встречу без прямой трансляции.

В нынешнем виде церемония «открытия» была, мягко говоря, нелогичной. Порошенко передал метрополитеновцам символический ключ от станции, а уже через пару часов охранники закрыли её настоящим ключом. 

И да, чиновники снова нас обманули — документы для ввода в эксплуатацию в обещанный срок не готовы. Если станцию откроют в среду, значит, это уже не «ко Дню города», а после. Пусть и с опозданием в один день.

«Ничего, миленькая, сколько там… 20 лет ждали, три дня ещё подождем», — сохраняли спокойствие местные жительницы Надежда и Людмила. 

33 года они живут на Алексеевке и вот теперь рассматривают платформу «Победы» через стекло.