Сегодня 100-летие со дня рождения Акиры Куросавы

23 марта исполняется 100 лет со дня рождения японского режиссера, сценариста и продюссера Акиры Куросавы.

В связи со столетием со дня рождения Акиры Куросавы компания Google на день изменил логотип поисковика на главной странице.

Создатель знаменитых шедевров Семь самураев, Кровавый трон, Красная борода, Пьяный ангел, принесших ему всемирную славу, Куросава говорил: «Я знаю себя достаточно хорошо, чтобы понимать простую истину: случись мне разлюбить кино - я пропал. Кино - это моя жизнь».

Японский режиссер, продюсер, сценарист Акира Куросава родился 23 марта 1910 года в городе Токио (Япония). Отец Куросавы принадлежал к древнему самурайскому роду. Под влиянием отца в начальной школе Акира Куросава начал заниматься боевым искусством кендо.

В семнадцать лет Куросава поступил в школу западного рисования Doshusha и некоторое время работал художником.

В 1936 г., выдержав большой конкурс на место помощника режиссера, Акира Куросава был принят в компанию PCL, преобразованную вскоре в студию Toho.

В обязанности Куросавы на первых порах входило написание сценариев. Многие из них так никогда и не были реализованы, а лишь печатались в журналах, завоевывая благожелательные отзывы критики и многочисленные награды.
Свой первый самостоятельный фильм как режиссер он поставил в 1943 г. по собственному сценарию, написанному на основе одноименного романа Цунео Томита.

Фильм назывался «Сага о дзюдо» (Sugata Sanshiro) и рассказывал о развитии дзюдо в Японии в конце XIX в.

После окончания Второй мировой войны Куросава перешел на современные темы, в которых он обличал разнообразные пороки общества («Пьяный ангел», «Тайная дуэль», «Бездомный пес», «Скандал»).

Международная известность и признание пришли к режиссеру после выхода в 1950 г. фильма «Расемон», который получил главный приз на Венецианском кинофестивале в 1951 г. и премию Американской Академии Киноискусства «Оскар» за лучший иностранный фильм года.

Другой знаменитой картиной мастера является фильм «Семь самураев», вышедший в 1954 г.

Несколько фильмов Куросава поставил по произведениям русских и западных писателей: Достоевского («Идиот»), Шекспира («Трон в крови» был создан по мотивам «Макбета») и Горького («На дне»), в которых неизменно переносил действие в Японию. Но в Японии и критика, и зритель не принимала режиссера, объясняя это тем, что Куросава, мол, не чисто японский художник, ибо слишком зависит от Европы.

В апреле 1959 г. Куросава основал собственную кинокомпанию «Куросава про». Первой картиной, снятой на личные деньги, стала интерпретация «Гамлета» под названием «Злые остаются живыми» (1960). Фильмы Куросавы этого периода «Рай и ад» (1963), «Красная борода» (1965) и другие имели скромный успех. Кинокомпания «Куросава про» оказалась на грани банкротства.

В 1966 г. он согласился поставить в Голливуде фильм «Поезд-беглец» с американскими актерами, а в 1967 г. – японские эпизоды фильма «Тора! Тора! Тора!» («Тигр! Тигр! Тигр!» – это кодированный радиосигнал о нападении японцев на Перл-Харбор). В результате разногласий с продюсерами компании «ХХ век – Фокс» в декабре 1968 г. Куросава прервал съемки и, выплатив неустойку, вернулся в Японию.

В 1969 г. Куросава вместе с режиссерами Кейсуке Киношита, Масаки Кобаяши и Коном Ичикавой основал компанию «Четыре всадника» и поставил свой первый цветной фильм Додескаден («Под стук трамвайных колес»). Фильм провалился в прокате, а студия разорилась. В декабре 1971 г. Акира Куросава совершил попытку самоубийства. Его удалось спасти.

Последовал длительный перерыв в работе и попытка найти себя за рубежом. Режиссер снял в 1974 г. картину «Дерсу Узала» на студии «Мосфильм» при участии Советского Союза. Картина была удостоена главного приза на МКФ в Москве в 1975 г., а год спустя была признана американской Киноакадемией лучшим иностранным фильмом.

Вернувшись в Японию, Куросава из-за финансовых проблем был вынужден заниматься рекламой виски в своем загородном доме, и даже в нескольких роликах снялся сам. В это же время он опубликовал две книги – «Попытка автобиографии» (1978) и «Кагемуша» (1979) – сценарий и его собственные рисунки к фильму.

С этого времени новые фильмы Куросавы выходили с большими перерывами: «Кагемуша/Тень воина» (1980) и «Ран» (1985) были самурайскими эпопеями, в то время как его более поздние произведения, «Сны» (1990) и «Рапсодия в августе» (1991), были фильмами скорее личного характера.

В марте 1990 г. Акира Куросава удостоился почетного «Оскара» за вклад в киноискусство, в 1994 г. – Премии Киото.

В 1993 г. Куросава снял свой последний фильм – «Мададайё/Нет еще» (Madadayo).

В апреле 1993 г. компания Toho выпустила 31 фильм Куросавы на видеокассетах и лазерных дисках.

Акира Куросава был женат на актрисе Його Якути. У них было двое детей: сын – Хисао и дочь – Казуко.

6 сентября 1998 г. в возрасте 88 лет Акира Куросава скончался от сердечного приступа.

Источник: РИА-Новости

Якщо Ви виявили помилку у тексті — виділіть її курсором та натисніть "Ctrl + Enter". Дякуємо Вам за уважність та ввічливість.
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.