Web Analytics

MediaPost on-line. Монархия навсегда?!

Каждый уважающий себя город - должен иметь своего каменного всадника. В этом смысле грузинская столица может дать фору любому другому городу на планете Земля. В Тбилиси их десятки: и каменных коней, и каменных людей. Памятник человеку в офицерской форме ХІХ столетия с длинной саблей в руке на гарцующем жеребце, расположенный на небольшой площади возле одной из станций тамошнего метро, по большому счету – «один из». Однако именно на этот монумент в последнее время все чаще и чаще обращают внимание грузины. Это памятник прославленному генералу, герою войны 1812 года и представителю... монаршей династии! Памятник Петру Багратиону. Более двух столетий назад монархия в Грузии прекратила свое существование. Но вышло так, что на старте третьего тысячелетия, когда в теории – демократия должна бы править бал – грузины захотели … возвращения монарха!

Когда бродишь по центру Тбилиси, в глаза бросается одна удивительная деталь: здесь по прежнему, как во времена «совка» свежую прессу можно почитать «за просто так» - на специальных стендах. Возле таких «досок печати» людей обычно собирается не много, но в последние несколько недель – тут настоящее паломничество. Большей частью люди старшего возраста, для которых один лари ( примерно 60 центов ) за индивидуальный свежий номер – немалые деньги. На передовицах практически всех без исключения газет помимо заголовков и текстов – неотъемлемый атрибут: коллаж, в котором присутствует самое популярное «трио» последнего времени: президент Михаил Саакашвили, экс-министр обороны Ираклий Окруашвили и самый состоятельный из ныне здравствующих грузинБадри Патаркацишвили, объявленный на территории Российской Федерации в розыск . Причинно-следственную связь между ними и журналисты, и обычные граждане пытаются проследить давно. Однако, реально вырисовываться хоть что-то стало только после нескольких ведер обвинений, которые вылил на Президента бывший министр в прямом эфире телеканала, принадлежащего миллиардеру. Вот такой круговорот грузинской реальности в природе.

То, что жить в Грузии непросто, готов подтвердить каждый второй. Там красиво, тепло…но очень непросто! Особенно интеллигенции и старшему поколению. Пенсия и зарплата, скажем, педагога или врача не превышает 50-70 долларов, а плата за свет, газ и жилье – переваливает черту в две сотни. Вот, собственно, и вся арифметика существующей реальности. Люди говорят: после «революции роз» надеялись, что все изменится и заживем! На практике – все вышло не так, как мечталось.

В высоких кабинетах к народным душевным излияниям убеждают относиться сдержанней. Дескать, все движется своим чередом: рост экономики – едва ли не самый большой на Европейском континенте, строим, боремся с коррупцией, но - на все нужно время. «Недавно мы опросили людей, которые получают пособие по нужде. Просто спросили – хотят ли они работать. То есть это люди, которые действительно нуждаются, по сравнению с другими. 30% ответили, что не хотят работать. На самом деле, фраза дня такая, что если человек хочет работать и готов на работу, то он - будет зарабатывать», - говорит госминистр по вопросам реформ Каха Бендукидзе. Министр уверяет, что большая часть неудовлетворенных жизнью людей на самом деле лукавят. Мол, имея небольшие заработки, они в принципе немного и напрягаются: «То есть по большому счету они довольны и просто не хотят прилагать сверх усилия, чтобы иметь более высокий уровень дохода и как следствие – более достойный уровень жизни». Посему, говорит Бендукидзе, последние события в Грузии не имеют никакого отношения к экономике.

Не правда ли, очень знакомые интонации и заверения: экономика растет, процент жиров в масле крепчает. А то, что кошелек среднестатистического гражданина тощ, бизнес душит налогово-государственная машина поборами и вымогательством – так это не в счет. Нет таких статистических данных - и все! Создается впечатление, что учебник для руководителей постсоветских демократий писался в одном месте одними авторами. Без учета географии и местных особенностей.

Так или иначе, но грузинские знатоки местных экономических и политических хитросплетений, далекие от государственных кабинетов, уверены: мину народного недовольства заложили не сегодня и не вчера. Просто не было соответствующего «детонатора». Однако необходимость породила явление.

25-е сентября 2007-го грузины точно запомнят. Именно в тот вечер, бывший министр обороны - Ираклий Окруашвили обвинил Президента … во многом: «В начале лета 2005 года между мной и Президентом Грузии состоялся разговор. Саакашвили прямо спросил: что ты думаешь, если мы избавимся от нашей главной угрозы. Я спросил: что он имеет ввиду. В ответ Президент обрисовал конкретный план устранения этого человека и назвал его имя. Это Бадри Патркацишвили».

Уже на следующий день после вечера сенсационных признаний экс-министр оказался за решеткой с целым списком обвинений в свой адрес. Получив вместе с тем статус едва ли не страдальца и новоиспеченного оппозиционного идола.

Народный защитник Грузии (уполномоченный по правам человека) Созар Субари утверждает: с Окруашвили не все так просто. Еще в 2004-м, 2005-м и 2006-м годах, когда Окруашвили занимал высокие посты, Субари неоднократно писал доклады о фактах коррупции, прямо связанных с Окруашвили и его окружением. Однако тогда все эти доклады не получили огласки и не расследовались.
«Обвинения были очень серьезными. И не только в адрес Окруашвили, но и в сторону его сторонников тоже. Они работали в очень больших должностях и в министерстве, и в регионах. В моих докладах часть этих обвинений звучала. Очень часто. Это когда мы защищали права собственности а они разрушали права собственности. Однако, они тогда были частью команды и поэтому никто не стал это расследовать», - говорит Субари.

Это был стопроцентный криминал, утверждает омбудсмен. Но такая она есть - «демократия по грузинскому стандарту». Пока ты в команде – делаешь, что заблагорассудится. И тебя не трогают. Как только захотел играть соло – получаешь на все сто!

Здесь самое время улыбнуться. И к словам грузинского омбудсмена добавить: таковы правила демократии не только у них. У нас, в Украине, играют в те же игры. «Элиты» сражаются между собой по своим собственным правилам, не выписанным ни в Конституциях, ни в кодексах. Правящая компания получает карт-бланш. Оппозиция – все шишки на свою голову.

Импровизированный стол. Несколько стульев. Пачка бумаги. Несколько ручек. Урна, как на голосовании, и плакат. Красными буквами на белом полотнище написано: «Всеобщее народное движение. Присоединяйтесь!» Такие пункты сбора подписей появились по всему Тбилиси в людных местах в начале минувшей недели. Их развернула оппозиция уже на следующий день, после того, как Окруашвили отпустили домой из камеры временного задержания под залог в 10 миллионов лари и он взял назад все слова, что сказал «в телевизоре» двумя неделями раньше. Дескать, не предлагал Саакашвили бывшему министру подумать о плане ликвидации «главной угрозы». Не было давления на бизнес и коррупции. И всего прочего – тоже не было.

Гия Тортладзе, один из ближайших друзей опального экс-чиновника, едва ли не единственный – кроме жены и дочери – с кем Окруашвили общался за последнюю неделю. Оппозиционер утверждает, что знает, почему Окруашвили отказался от своих слов.
«Он сказал, что поставили ультиматум очень жесткий. И у него другого пути не было. Он не пошел на соглашение. Его сломали, запугали. Это однозначно. Как можно? В пятницу вечером человек говорит одно. А в субботу вечером - другое? Это невозможно», - говорит Тортладзе.

Простые люди в большинстве своем разделяют мнение лидеров оппозиции. Говорят, «Окруашвили очень знатный, мужественный и мудрый народный человек». Однако при этом во всем происходящем усматривают … элемент театральности. На некоторую театральность намекают и власть имущие. «Нет содержания! О чем идет речь? Некий бывший член правительства выступил с обвинениями, которые потом, просто сказал, что, дескать, просто так – пошутил. Условно говоря. Да? В застенках гестапо, - раскладывает на составляющие оппозиционный демарш министр Бендукидзе - У этого фарса несколько режиссеров. Или там один продюсер и несколько режиссеров. Кто-то занимался кастингом».

Владелец заводов, фабрик, пароходов, тот, на чьи «продюсерские таланты» собственно и намекнул министр-реформатор, отреагировал на выпад, как только возвратился в Тбилиси из Лондона. Миллиардер Патаркацишвили, чье имя до последнего времени звучало исключительно ЗА кулисами большой грузинской политики, произнес: буду экономить! На охране. И шагать в активную политику. «Я действительно встречался с Ираклием Окруашвили. Однако о том, что готовится план моего уничтожения – мне ничего не известно. Хотя, после его (Окруашвили ) заявлений, полагаю, я смогу экономить на охране. Вряд ли кто-то решиться что-то мне сделать. Я не знаю, что будет завтра. Но я вижу достаточно причин, чтобы подать формальную заявку относительно моего включения в активную политику», - заявил Патаркацишвили.

Тем временем активно грузинскую политику начали творить просто под открытым небом. На ступеньках тамошнего парламента прозвучало заявление об объединении 12-ти партий (7-ми внепарламентских и 5-ти парламентских) в единое оппозиционное движение и «осеннее наступление на регионы». Вот только оппозиция уже будет созидать без своего новоиспеченного лидера. «Мы все-таки создадим партию. Без Окруашвили. Он взял тайм-аут. Он не будет принимать активное участие в создании партии «За Единую Грузию», - сообщил о ближайших планах своего теперь уже экс-лидера Георгий Цагареишвили, один из ближайших соратников бывшего министра обороны.

Утром следующего дня объединенные оппозиционеры таки выполнили первое из своих обещаний. Несколько сотен автомобилей под белыми знаменами отправились на юг Грузии - искать сторонников для общенациональной акции протеста. Возвратиться в Тбилиси соратники Окруашвили обещают ко второму ноября, с армией белых повязок в несколько сотен тысяч человек. Тем временем на улицах Тбилиси последние политические расклады решили сравнить … с вином. Дескать, оно - такое же капризное.
«Нужно время, чтобы стать вином. Понимаете? Кипит все! Это называется молодое вино. Оно еще больное. Его нельзя выпить. Пока не сядет. А когда сядет – это уже настоящее вино. Значит - когда человек уже перейдет рубеж в сорок лет - он уже немножко больше знает, чем эти вчерашние, извините за выражение, выскочки молодые. Они что знают в жизни? Ничего не знают!» - в сердцах рассуждает батоно Темури, владелец самого старого ателье в центре Тбилиси. В такой ситуации, говорит портной, очень хорошо, что Каталикос Илья II вспомнил, что где-то на свете все еще живут Багратиони.

Что именно вдохновило духовного лидера грузинского народа вспомнить о существовании, пусть и номинального, но все же грузинского монарха точно неизвестно. Возможно, новый президентский дворец. Он расположился на холме на правом берегу Куры, прямо напротив резиденции Каталикоса. Дворец еще достраивают, однако нация уже задумалась: кого предпочтительнее в нем – Президента Грузии или наместника Божьего? Кого-то из династии Багратиони.

Автор: Александр Моторный, для MediaPost