Web Analytics

Самый мирный атом

Ядерная установка в Харькове будет абсолютно безопасной, уверяют учёные Харьковского физико-технического института.

Установка в обмен на уран

В апреле 2010-го Президент Украины Виктор Янукович во время международного саммита по ядерной безопасности взял на себя обязательство за два года вывезти из Украины весь имеющийся в стране запас высокообогащённого урана. К апрелю 2012-го года украинские исследовательские центры должны завершить переориентацию на работу с низкообогащённым топливом. За это США обязались инвестировать $25 миллионов в строительство ядерного исследовательского центра в Харькове.

Около 50 килограммов высокообогащённого урана из страны уже вывезли. Сколько осталось – учёные не говорят. Но подчёркивают: окончательные договорённости о цене вопроса с Америкой пока не достигнуты.

Иван Неклюдов, генеральный директор ХФТИ: «Осталось вывезти... остатки. Серьёзные остатки. Самый лучший материал остался у нас, стоит ещё поторговаться. Мы ещё торговаться будем».

Сейчас стратегия института заключается в том, чтобы добиться от Америки постройки в Харькове исследовательской установки «под ключ», со всей инфраструктурой, пояснил руководитель проекта Иван Карнаухов. Собственно, в монтаже оборудования и обслуживании установки будут принимать участие разные страны: Россия, Германия, Китай. Но платит за всё Америка.

Иван Карнаухов, руководитель проекта строительства ядерной установки: «Недавно нас посетил Рассел (заместитель помощника Госсекретаря США Дениэл Рассел – МП), с ним был представитель Бенявский (представитель министерства энергетики США Эндрю Бенявский – МП). Он цифру нам привёз – 25 миллионов, мы стали требовать, чтобы под ключ, и он объявил, что где-то может быть и до 50 миллионов. Но каких-либо серьёзных обязательств, кроме вот такого объявления, не было. (...) Подготовлен американской стороной (на стадии согласования с МИД и правительством) Меморандум взаимопонимания, но он недостаточен. Всё будет оформлено в контрактах».

Установка – не реактор. Как, зачем и насколько безопасно

Харьковская установка производить энергию не будет. На её примере будут исследовать возможности такого принципа производства энергии, а также производить с её помощью медицинские изотопы для диагностики и лечения онкобольных. Реактор, построенный на таком принципе, в мире пока что только один – в Америке, в Ок-Ридже. Следующий, предполагают учёные, будет создан в Китае.

По словам Ивана Карнаухова, с помощью медицинских изотопов проводится самое щадящее лечение онкобольных из всех возможных, без нарушения здоровых тканей. Рядом с источником учёные планируют открыть 2-3 палаты для больных, которым нужны такие изотопы.

Исследования такого источника энергии, который предполагает будущая установка, стране необходимы, говорят учёные. Серьёзной альтернативы ядерной энергетике для Украины нет, считают они: другие способы принесут меньше 7% необходимой энергии. Но и от традиционных реакторов необходимо уходить – для того, чтобы хранить отработанное ядерное топливо, необходимы хранилища, рассчитанные на десятки тысяч лет. Сегодняшняя инженерная наука такое спроектировать и построить просто не способна. Земле грозит экологическая катастрофа, и выход, говорят физики, – подкритическая сборка.

Иван Неклюдов, генеральный директор ХФТИ: «Эта ядерная установка – прообраз самого безопасного в будущем ядерного реактора, потому что он подпитывается внешним источником, ускорителем электронов. Это реактор будущего с подкритической сборкой. Эта сборка сама, одна, не работает, чтобы она работала, её надо подпитать пучком, в данном случае пучком электронов. Если какие-то ситуации происходят в активной зоне, отключается ускоритель, и всё прекращается. То есть, это самый безопасный в будущем источник ядерной энергии».

Предполагается, что радиоактивный фон в Пятихатках останется после строительства установки на прежнем уровне – 12–13 микрорентген в час. Для сравнения, замечают учёные, на площади Свободы средний уровень фона – около 20 микрорентген в час. Норма – до 30. При этом, подчёркивают физики, украинское ядерное законодательство сейчас самое жёсткое в мире, везде минимально допустимые дозы в 2 раза выше. Ядерщики отмечают: им в этом вопросе врать невыгодно, ведь они, работая в институте и живя неподалёку, будут находиться вблизи от установки круглосуточно.

Иван Карнаухов, руководитель проекта строительства ядерной установки: «Взрыв невозможен, потому что материала недостаточно, санитарная защитная зона ограничивается стенами корпуса. Авария, как в Японии, невозможна – если остановить охлаждающую циркуляцию воды, нагреется до 45 градусов, если кто-то разобьёт корпус, и вода утечёт оттуда, нагреется до 105 градусов. Если мы разобьём ТВЭЛ (тепловыделяющий элемент, содержащий ядерное топливо – МП), в отличие от энергетических реакторов, где всё заключено в оболочку и разрушение оболочки приводит к большим выделениям радиоактивных веществ в окружающую среду, у нас каждая крупинка на уровне нескольких микрон запакована в алюминиевую оболочку, то есть даже при разрушении ТВЭЛа выделения минимальны».

Этап проекта

Установка должна быть готова к 2014 году. Концептуальная разработка велась уже несколько лет, а сейчас в институте занялись разработкой непосредственно документации, говорит Карнаухов. Кроме самого проекта установки, туда войдут ТЭО (технико-экономическое обоснование – оно должно быть готово уже к маю), обоснование ВОЗ (отчёт о воздействии на окружающую среду, соответствие проекта санитарному законодательству, обеспечение радиационной и ядерной безопасности), соответствие строительной части метеорологическим, сейсмическим и климатическим условиям данной местности. Каждый из этих документов – этап, на каждом из этапов – комплексная государственная экспертиза. Кроме того, для такого строительства потребуется несколько постановлений Кабмина.

На этапе подготовки ТЭО ядерного объекта харьковские власти обязаны провести общественные слушания. Горисполком назначил их на 30 апреля. Правда, есть опасения, что все желающие на них не попадут: в зале Харьковского физико-технического института в Пятихатках всего 310 мест.

Кроме Харькова, нигде в Украине такую установку построить невозможно, подчёркивают местные учёные: нигде больше нет таких институтов, на базе которых могли бы вестись исследования.