Web Analytics

Как выживают харьковские предприятия в условиях финансового кризиса?

Сокращение рабочей недели, уменьшение заработной платы, неоплачиваемые отпуска. Чем обернулся кризис для харьковской промышленности?

Ярослав Корягин уже ищет новую работу. С начала октября на ХТЗ, где он работает наладчиком, рабочую неделю сократили до четырех дней. Говорит, пошел в стальцех, потому что давали комнату в общежитии.

Ярослав Корягин, работник ХТЗ: «Все было стабильно, нормально. А потом всё резко так произошло. Не платили. Там, вот, сколько задержали получку? Дней на пятнадцать, на десять…».

Работа, рассказывает парень, вредная. Наладчикам и до сих пор выдают талоны на молоко. Говорит, теперь, чтобы заработать на жизнь, придется еще и строителем или грузчиком подрабатывать.

Слесарь ХТЗ: «Ничего не обещают и еще будет хуже. Сейчас за свой счет сказали брать и всяко-прочее. Так что лучшего не ждем…».

Уборщица ХТЗ: «Всё равно зарплаты маленькие. Что у нас зарплата 500 рублей - уборщики. Работаем вот так. А на 4-дневке еще меньше будет!»

Сократить рабочую неделю руководству ХТЗ пришлось, чтобы уменьшить объемы производства, рассказал «МедиаПорту» директор по персоналу Виктор Логачев. Клиенты завода – фермеры – не покупают продукцию, потому что сами без денег. Дилеры – потому что банки не дают кредиты. Главная причина – кризис на российском рынке. Именно россияне – основные клиенты ХТЗ.

Александр Плехов, ген. директор завода «Автрамат»: «В основном, это кризис банковско-финансовой системы. А деньги - это кровь экономики. Большинство предприятий не имеют достаточного объема собственных оборотных средств. Они пользуются краткосрочными кредитами для того, чтобы финансировать производство свое».

Завод «Автрамат» тоже зависит от российского рынка. Это харьковское предприятие делает поршни, в соседнюю Россию экспортирует 70 процентов товара. С первого ноября завод переходит на 4-дневную рабочую неделю. Зарплату рабочим, уверяет директор, предприятие постарается не уменьшать.

Сергей Тесленко, глава объединения профсоюзов области:
«Сегодня 30 предприятий промышленности находятся в стадии финансового кризиса. Все эти годы трудовые отношения сопровождали хронические многочисленные долги по заработной плате. На 1 октября они составили 90 миллионов, из которых 69 – промышленных».

Экономический кризис повлиял почти на все предприятия области, рассказывает глава объединения профсоюзов Сергей Тесленко. Особенно страдают химическая промышленность, сельхозмашиностроение и предприятия, которые экспортируют продукцию в Россию и Белоруссию.

Иван Демьяненко, глава профильной комиссии областного совета: «Заводы, к сожалению, погибают на глазах. Очень жаль, что их никто и не пытается спасти. Вот в чем вопрос. Сказать, что мы разбиваем головы и спасаем - анализ этого вопроса, который мы сделали на заседании комиссии, этого не показал».

Впрочем, глобальных увольнений, утверждают специалисты областного центра занятости, - из-за кризиса в промышленности они не наблюдают.

Владимир Миненко, руководитель областного центра занятости: «Если посмотреть на количество уволенных, которые планируется и которые фактически уволены в этом году за сентябрь, за октябрь, то численность этих уволенных меньше, чем в прошлом году. Если в этом году 1300, то в прошлом было 1600 человек в целом по области».

Одно из предприятий региона, которое сегодня не только не сокращает рабочую неделю, но и наращивает объемы поставок - «Электротяжмаш». Руководитель Виталий Чередник объясняет: в своей нише - двигатели для Российских Железных Дорог – продукция харьковского «Тяжмаша» занимает 90%.

Виталий Чередник, генеральный директор «Электротяжмаша»: «Благодаря тому, что у нас новая продукция очень хорошая, и старая продукция очень качественная, ну и благодаря тем финансовым условиям, на которые мы пошли с РЖД, которые им выгодны. Очень большой объем поставок».

Но говорить о том, что на «Электротяжмаше» кризис не отразился, - было бы смешно: у завода проблемы с получением кредитов, партнеры задолжали «Тяжмашу» десятки миллионы долларов. Руководству пришлось отказаться от ремонта цехов и покупки нового оборудования. Зато, говорит Виталий Чередник, рабочим не урежут зарплату, а сам завод в конце прошлой недели перешел с 2-сменной работы на 3 смены.