Web Analytics

«Жернова времени» фотохудожника Игоря Лаптева

Старые фотопортреты на фоне примет времени. Выставка коллажей харьковского фотохудожника Игоря Лаптева «Жернова времени» открылась в галерее «Мистецтво Слобожанщини» в Госпроме.

«Послевоенное танго» 1950 г.

«Студентки» 1936 г.

Искусством коллажа Игорь Лаптев занимается с десяток лет. Однажды, рассказывает, приехал к друзьям на дачу и увидел стопку дореволюционных фотографий. Они не были никому нужны, и их собирались выбрасывать. Фотограф поставил карточки к сарайчику и рассматривал. Так родилась идея коллажей: как продлить жизнь старым семейным фото и заодно с помощью символов, атрибутов разных периодов передать дух времени.

Игорь Лаптев рядом с первой работой

Три десятка коллажей проекта «Жернова времени» охватывают эпоху с 1896 года по 50-е годы XX столетия. На фото и безвестные люди, и те, кого знают не только в Харькове, но и за его пределами: Игорь Лаптев работал с частными архивами Алексея Иваницкого, Фёдора Рофе-Бекетова, Ольги Багалей, Лилии Карась-Чичибабиной, Светланы Колывановой, Радиславы Капнист, семейств Рыжовых, Волковых, Кореневых, Мистецких, Ткалей, Абдулевских, Петровских. Под каждой работой — небольшой текст, который фотографу помогала составить историк и журналист Инна Можейко.

Фёдор Рофе-Бекетов возле коллажа, где использовано фото его деда, архитектора Алексея Бекетова

Лилия Карась-Чичибабина возле коллажа, где использовано фото её мужа, поэта Бориса Чичибабина

Балерина Светлана Колыванова. В коллажах автор использовал фото балерины

Татьяна Ищенко возле коллажа, где использовано фото её бабушки, математика Ксении Школьницкой

Работа над коллажами проходила по-разному: иногда создание занимало всего лишь день, а иногда уходил целый год — приходилось искать идею, откладывать, возвращаться вновь, что-то переделывать...

Практически каждый коллаж сопровождала интересная история, часто появлявшаяся нежданно. Например, идея коллажа под названием «На сопках Маньчжурии. 1919 год» — передать судьбу белого офицерства. Отсюда изображение церкви и крестов.

«Я показал этот коллаж Алексею Александровичу Иваницкому, внуку знаменитого фотографа, — рассказывает Игорь Лаптев. — Он долго рассматривал работу, а потом сказал: «Это мои отец и дядя. Их судьба сложилась иначе, но могла бы и так».

Одним из самых тяжелых и в техническом, и в моральном плане для художника оказался коллаж «Здесь нет даже птиц. 1937-1941 г.г.».

На фото — Николай Шерфенберг, обрусевший немец, с женой Фелицией и сыном Вальтером. Шерфенберг работал в Харькове на паровозостроительном заводе. Был арестован по обвинению в шпионаже, хотя на самом деле — просто за то, что немец. В 1939 году умер в лагере. Жена с сыном смогла в 1941 году уехать к родственникам в Германию. В 1995 году Вальтер, ставший к тому времени заместителем бургомистра одного из районов Берлина, передал в Харьковский исторический музей письма отца, написанные в заключении. Отец не мог прямо в письмах говорить им, где он, поэтому писал как будто о некой местности, но так, чтобы было понятно, что это не воля, например, фразу на носовом платке: «Здесь нет даже воробьёв».

Выставка будет работать до 4 февраля.