Web Analytics

Кто виноват и что делать, если заселиться в новостройку нельзя

«Дом сдан». Такая вывеска еще не означает, что жильцы, которые купили квартиру в новостройке, уже могут вселяться в нее. Юристы объясняют: почти все харьковские компании-застройщики сдают жилье не вовремя. Почему строители не соблюдают сроки? И могут ли будущие жильцы получить компенсацию от фирмы, если дом сдан не вовремя?

Жилой комплекс на Павловом поле. «Максимальный комфорт жилого пространства и широкие возможности для работы и отдыха», так описывает проект компания-застройщик. В этом доме будет торговый центр, спортивно-оздоровительный комплекс, подземная парковка и закрытый внутренний дворик. Из трех корпусов многоэтажки заселен пока один. Во вторую часть дома - ее, по договору, компания должна была сдать до апреля 2007 - владельцы квартир могут войти пока только по пропускам. Ключей они до сих пор не получили. Причины две, объясняет руководитель строительной компании. Виноват и сам застройщик, признает директор, и те, кто принимают дом в эксплуатацию.

Дмитрий Кутовой, директор строительной компании: «К сожалению, безусловно, есть объективная доля вины нашей, потому что мы резко увеличили количество проектов и количество работ у нас увеличилось, и, безусловно, это требует изменения структуры компании. С такой разрешительной системой невозможно гарантировать никакие сроки строительства. Те полномочия, которыми обладают огромное количество органов надзора и управления, они на самом деле ведут так или иначе к элементам произвола, так или иначе. То есть, это очень субъективный фактор».

Любую новостройку принимает гос. комиссия, но последнее слово - за городом. Еще несколько месяцев назад в мэрии приемом новых домов занимался ГАСК (инспекция государственного архитектурно-строительного контроля). Сегодня эти полномочия у специального отдела при мэрии. От комментариев - почему функции ГАСКА взяли на себя чиновники и почему новосозданный отдел горисполкома не дает «визу» застройщикам, чтобы те смогли выдать людям ключи от квартир - глава отдела Наталья Болотских отказалась. Сослалась на занятость.

Обсуждать тех, за кем последнее и главное слово при сдаче нового дома, руководители строительных компаний тоже отказываются. О мэрии - либо хорошо, либо никак.

Анатолий Денисенко, президент строительной компании: «В нашей компании таких примеров нет. Все дома, которые мы заканчиваем строить, мы сдаем государственной комиссии, выдаем людям ордеры. Я думаю, что скорее всего эта проблема надуманная. Просто между подписанием акта государственной комиссии и выдачей ордера на жилье или акта о собственности государственной проходит где-то порядка два-три месяца, в зависимости от того, сколько выходных, праздников и всего остального».

Сотая часть процента от стоимости жилья - за каждый день просрочки. Именно на такую компенсацию могут рассчитывать жильцы, которые не вовремя заселились в купленные квартиры. Юристы объясняют: пеня обычно фиксирована и прописана в договоре. На практике, говорит адвокат Татьяна Вишневецкая, пеню никогда не выплачивают наличными. Покупателю обычно предлагают в качестве компенсации более просторное жилье.

Татьяна Вишневецкая, адвокат: «Действительно, ситуаций, в которых застройщик не вовремя сдает объект в эксплуатацию, и жильцы не могут начать пользоваться своими квартирами, довольно часты у нас. Практически никогда застройщик вовремя не сдает квартиру, дом в эксплуатацию. Если считать эту сумму, то это довольно-таки небольшой процент. Застройщик таким образом пытается обезопасить себя, потому что очень часто не сдает вовремя объекты в экплуатацию».

Стоимость квадратного метра в харьковской новостройке сегодня перевалила за тысячу долларов. Но гарантировать, что дом сдадут вовремя, невозможно, признаются в строительных компаниях.

До суда подобные дела доходят редко. Во-первых, объясняет юрист Татьяна Вишневецкая, мало кто из покупателей хочет тратить нервы, время и деньги на судебные тяжбы. Во-вторых, застройщик часто сам идет на уступки - даже если иск в суд готов, конфликт разрешают полюбовно еще до рассмотрения жалобы. Имидж для компании важнее.