Web Analytics

Как поторопить автодор

Это как закурить, чтобы «вызвать» маршрутку. Жители села скинулись, купили асфальт и залатали дорогу. Отремонтировали полтора километра, а на следующий день приехали те, кого так долго ждали, — бригада из автодора. История спасения утопающих руками самих утопающих, или то, как Магомет из Богодуховского района пришёл к горе. 

Село Павловка Богодуховского района — почти 70 километров от Харькова.

Здесь есть школа, ферма, амбулатория — и с недавних пор храм: одноэтажное здание, больше похожее на частный дом, построили сами жители. 

«Село Павловка находится на обоих берегах (в основном на правом) реки Мерла. На востоке примыкает к г. Богодухову и селу Семенов Яр. На западе к селу Кручик. Село окружено лесом (дуб, сосна). В селе есть железнодорожная станция Пост 168 км. Рядом проходит автомобильная дорога Р-46», — так о селе на тысячу с лишним жителей написано в открытых источниках.  

О «революции» 2013 года в них нет ни слова.

«Спасение утопающих»

Дорога, о которой пойдёт речь, проходит по центру населённого пункта. Ямы и колдобины начинаются сразу после знака «Павловка». На семи километрах в сторону сёл Гуты и Кручик автомобили лавируют, как могут.

«На глаз» приезжего, да ещё и пешехода, — ситуация не критическая. Могло быть и хуже. Но жители говорят: если идти вечером, можно «ноги сломать».

Вот и старожил Павел Макарович показывает, как «ныряет» в яму:

«Идёт ночью человек, спотыкается и падает! Такого здесь очень много».

Досаднее всех — автомобилистам. Водители замучились ремонтировать машины. 

«Резина выходит из строя, рессоры, всё выходит из строя», — из-за руля мимо едущего автобуса объясняет водитель Иван Подбуцкий.

Капитального ремонта этот отрезок дороги не видел десятки лет. Дорожники делали ямочный, но от результатов работы в тот их последний приезд не осталось и щебня.

«Сколько можно бить машины? Сколько дисков, сколько колёс поменяли», — возмущён житель Павловки Николай Церковный. 

После писем без ответа и отсутствия реакции местных властей жители придумали план «Б». Расклеили объявления, написали в местную газету и с ярким пластиковым ведром пошли по дворам — собирать деньги.

«В основном ходили к тем, у кого дома машины. Просто интересовались, не заставляли никого, ничего, всё записывали в журнал, фамилии, суммы, всё есть. Кто 50 гривень даст, кто — тысячу», — показывает амбарную книгу Николай Церковный.

После обхода «копилку» поставили в придорожном кафе. За три недели насобирали 21 тысячу гривень. 

«Люди «за». Кто не материально, те поддержали морально. Мы понимаем, что делаем неправильно. Так не должно быть! Но сколько можно ждать?» — задаёт вопрос Николай.

Потом был асфальтовый завод. Селяне закупили материал, и вот в прошлую пятницу грузовик привёз первые пять тонн.

Несколько рабочих и добровольцы из числа местных жителей — вот и вся бригада ремонтников.

Почему просьбы жителей села игнорировали в райцентре, в местной администрации не ответили. Все ответственные были «на выезде», обещали объяснить по телефону, но времени так и не нашли. Сельский голова, хоть инициативу земляков и поддержал, говорить о ремонте тоже отказался. 

Как жители ремонтируют дорогу, в тот же день показали «по телевизору». А на следующий день жители ремонт прекратили, — в Павловку приехали бригады службы автодорог.  

«Не ждали»

«Ситуация, которая произошла на этой дороге, на дороге общего пользования, — для нас неординарная, так бы сказать, мы первый раз с таким столкнулись. Хотя мы не видим ничего криминального или смертельного в этой ситуации», — считает заместитель начальника Службы автомобильных дорог в Харьковской области Сергей Пляка.

Стоя у карты Харьковской области вместе с коллегой, главным инженером ГП «Харьковский облавтодор» Игорем Турченко, он объясняет, что жители поспешили. Ведь ремонт этой дороги был запланирован на ноябрь — «когда закончится сбор урожая» и на дороге станет меньше большегрузных машин.

Игорь Турченко

«Скажем так, действия местных жителей нас как бы поторопили, это однозначно, но вы сами прекрасно понимаете, финансирование недостаточное. Оспаривать не будем, действия жителей — это их желание, я их приветствую. Будем надеяться, что в дальнейшем такого повторяться не будет», — обещает Игорь Турченко.

Сергей Пляка при этом высказывает ещё одно мнение: почему одни могут скидываться на ремонт подъездов, а на ремонт дороги этого сделать нельзя?

«Люди со своей инициативой вышли, мы им очень благодарны. Ну, скажем так, как пример: почему в жилищно-коммунальном комплексе, в тех же ремонтах домов люди участвуют, почему не могут участвовать в ремонте дорог? Частично выделяют свои средства, частично государственные мы вкладываем в эту работу», — предлагает вариант заместитель начальника Службы автодорог.

Ситуация, когда автодору помогают, — вообще-то не редкость, признаёт Сергей Пляка. Дороги ремонтируют сторонние предприятия, потому что сами хотят. 

«У нас были такие случаи с юридическими лицами. В области очень много буровых вышек, очень много добычи материалов — пески, кварцевые пески, и своей большегрузной техникой они разрушают дороги. Поэтому юридические лица обращаются к нам. А законом о финансировании дорожной отрасли предусмотрены другие источники финансирования, которые направляются на ремонт дорог общего пользования. То есть мы вправе разрешить вложение денег, средств в наши дороги, и законно мы ничего не нарушаем», — говорит заместитель начальника Службы автодорог.

Но в случае с жителями Павловки, говорит, «лучше б мы сами».

«Конечно, этого нам не надо, это только негативная часть возникает, как бы сказать, напряжение социальное… Но, допустим, мы всегда обращаемся, и мы одни из немногих, где в области разработана программа взаимодействия с фермерами, предприятиями, которые не входят в сферу «Укравтодора», о помощи в зимний период. Нам выделяют горючее, нам выделяют свою технику. Те же фермеры, для очистки дорог от снега, для посыпки, если есть у кого».

Сергей Пляка

«Мы с удовольствием принимаем эту помощь, потому что мы живём все в одной стране, болеем о том, чтобы безопасно проехать, безопасно провезти детей, безопасно доставить ту же почту или те же продукты».

А государство при этом что делает?

«Государство всё что может, всё делает», — отвечает Сергей Пляка.

Несколько минут заместитель начальника Службы автодорог благодарит областные власти за выделение средств и обновление техники. Но если помощь фермеров всё ещё нужна, значит и новых машин всё равно не хватает?

А ещё эти дожди, говорит Пляка, увеличение сети дорог государственного значения («раньше их было 700, сейчас — 2300»; а их надо ремонтировать в первую очередь), холодные зимы…

Вы говорите, что поддерживаете инициативу людей, а не считаете ли вы, что это нечестно, потому что люди и так платят деньги за бензин, а в бензин и так входит плата за ремонт дорог? Получается, что люди платят дважды за один и тот же ремонт.

«Финансирование уменьшилось, и оно на сегодняшний день составляет 2,5-3% от необходимого. В нынешней ситуации денег катастрофически не хватает. Стоимость горючего растёт, стоимость битума растёт, естественно, стоимость материала повысилась. На сегодняшний день асфальтобетон — до 1200 гривень за тонну, а лимит финансирования остаётся на уровне прошлого года, с небольшим увеличением… Не будем забывать, в последнее время зимы стали такие, что из лимита общего (150-170 миллионов) где-то 50-60 миллионов забирают», — объясняет заместитель начальника Службы автодорог.

На ямочный ремонт в селе Павловка потратят около 170 тысяч гривень. Перекладывать асфальт, уложенный жителями, ремонтники не будут — говорят, люди работали «по технологии». За две недели, если не будет дождей, обещают завершить.

Деньги, оставшиеся после покупки первой партии асфальта, жители села разносить обратно по дворам пока не спешат. Хотят убедиться, что рабочие не бросят ремонт на полдороге.