Web Analytics

Нападение на военную часть. Подробности спустя полгода

Сегодня состоялось первое, не считая предварительного, заседание суда по делу о нападении на караул воинской части радиотехнических войск. Хроники из Дзержинского суда — в материале «МедиаПорта».

22 марта 2012 года два родных брата — Константин Сопельняк и Сергей Руденко — перелезли через забор воинской части на улице Деревянко. Они были вооружены ножами и обрезом охотничьего ружья. Напали на караул. Цель, по версии следствия, — оружие воинской части.

В ту ночь погибли два человека — нападавшие убили солдата-срочника Владимира Березюка, а военные, защищаясь, застрелили одного из налётчиков, младшего из братьев. Старшего — ему 42 года — задержали.

За отпор преступникам начальника караула Олега Гурина и солдат-срочников Владимира Березюка (посмертно) и Игоря Шило наградили орденами «За мужество» ІІІ степени.

Фото — 5 апреля.

Сегодня выживший нападавший Сергей Руденко предстал перед судом. На заседании зампрокурора Дзержинского района Александр Сикун огласил обвинительное заключение.

А коллегия судей во главе с Аллой Григорьевой допросила подсудимого, потерпевших и свидетелей. С помощью их показаний можно восстановить события полугодичной давности.

Обвинение

Сергея Руденко обвиняют по пунктам 6, 8, 12 статьи 115 (умышленное убийство из корыстных побуждений, совершённое в отношении человека в связи с выполнением им служебных обязанностей, по предварительному сговору группой лиц), части 3 статьи 262 (разбой с целью кражи огнестрельного оружия), части 2 статьи 15 — пунктам 1, 6, 8, 12 статьи 115 (покушение на умышленное убийство из корыстных побуждений двух и более лиц в связи с выполнением ими служебных обязанностей, совершенное по предварительному сговору группой лиц, не удавшееся по независящим от них обстоятельствам), частям 1 и 2 статьи 263 (незаконное обращение с огнестрельным и холодным оружием). Подсудимому грозит пожизненное заключение.

Как считает обвинение, к нападению на часть Сопельняка и Руденко подтолкнули долги. С 2007 года братья занимали деньги, чтобы «раскрутить» собственный бизнес. Сумма накопилась внушительная — почти восемь миллионов гривень. Чтобы рассчитаться с долгами, Константин Сопельняк предложил напасть на часть и похитить оружие. Брат согласился. Готовились год.

У Сергея Руденко высшее военное образование. Он окончил Московское военное высшее командное училище имени Верховного Совета РСФСР. Служил в воздушно-десантных войсках и командовал мотострелковым взводом на Забайкальском военном округе. Знаком с армией был и Константин Сопельняк — он прошёл срочную службу в частях МЧС. Поэтому, полагает обвинение, порядок несения караульной службы братья знали хорошо.

Они купили охотничье ружьё (как сказано в обвинении, у неустановленных лиц) и два охотничьих ножа (через интернет-магазин). Из ружья Сергей Руденко сделал обрез. Братья закупили два комплекта камуфляжной формы, две рации, две пары чуней (чтобы не было слышно шагов), маски и складную лестницу. Они проложили маршрут движения — от своей квартиры на улице Астрономической через Лесопарк — к воинской части. Не раз братья приходили и к воинской части — понаблюдать за военными. Усвоили порядок смены караула. Хорошо знали о перемещениях военных и нашли наконец «слабое место», через которое легче всего проникнуть на территорию части.

Обрез, камуфляж, ножи и рации братья хранили в квартире на улице Астрономической. Там живут их родители. Но, как полагает обвинение, о планах детей отец и мать не знали — оружие и другие вещи братья прятали.

21 марта 2012 года около одиннадцати вечера Руденко и Сопельняк вышли из дома и направились к части. Ещё три часа просидели в засаде, наблюдая за военными.

Из обвинительного заключения: «Около 4 часов утра того же дня (22 марта — ред.) Руденко и Сопельняк подошли к забору, ограждающему воинскую часть А 1451 и, прислонив к нему пренесённую с собой лестницу, поочерёдно перебрались на территорию охраняемого военного объекта. Продолжая свои преступные действия, Руденко и Сопельняк заняли позиции в укромных местах: Руденко — за зданием караульного помещения, а Сопельняк — возле входной двери в него».

Вскоре начальник караула Олег Гурин и солдат-срочник Игорь Шило вернулись с вышки и подошли к калитке. Владимир Березюк вышел из караульного помещения, чтобы открыть им дверь.

В это время Константин Сопельняк воспользовался открытой в «караулку» дверью и вошёл внутрь. Владимир Березюк, после того как открыл калитку, вернулся в помещение.

Из обвинительного заключения: «Сопельняк, действуя согласованно с Руденко по заранее разработанному плану, подошёл к Березюку со стороны спины и нанёс ему девять ударов ножом по голове и туловищу, от которых тот упал на пол и умер. Руденко в это время, следуя отведённой ему роли, находился на территории караульного двора воинской части А 1451 и следил за окружающей обстановкой».

Расправившись с Березюком, Константин Сопельняк остался в коридоре. Вскоре туда вошли Олег Гурин и Игорь Шило. Сопельняк набросился на офицера.

Из обвинительного заключения: «Сопельняк вышел из укромного места и нанёс ему один удар рукояткой ножа в голову. Считая, что Гурин оглушён и координация движений его нарушена, Сопельняк попытался оттолкнуть его в сторону и сблизиться с идущим позади солдатом Шило. Однако Гурин, не будучи дезориентирован, схватил его и потянул на себя. Желая подавить сопротивление Гурина, Сопельняк попытался вырваться, но не смог, и они упали на пол… Сопельняк стал наносить Гурину удары ножом в область грудной клетки».

Помочь офицеру попытался Игорь Шило. Но на него набросился второй брат — Сергей Руденко. Он выбил из рук солдата автомат и набросился на него с ножом. На Шило был бронежилет, и Руденко старался бить по незащищённым местам.

В это время Олегу Гурину удалось достать табельный пистолет. Он выстрелил два раза в Сопельняка. Тот умер на месте. Игорь Шило повалил Руденко на землю. Тот попытался выстрелить в солдата из обреза, но ему не удалось.

Из обвинительного заключения: «Свободной рукой Шило выхватил обрез из рук Руденко и, удерживая указанное огнестрельное оружие двумя руками, стал надавливать им на горло последнего, прижимая к полу. В результате вышеуказанных действий солдата Шило Руденко был вынужден прекратить указанные действия и был задержан на месте совершения преступления».

Таким образом, Владимира Березюка убил Константин Сопельняк. Но обвинение в убийстве предъявлено его старшему брату, так как они действовали совместно.

Версия подсудимого

Сергей Руденко свою вину признаёт частично. Уверяет — входить в караульное помещение и тем более убивать военных не собирались. По словам Руденко, братья думали, что военные оружие им отдадут сами, если напугать их обрезами и ножами. Подсудимый опровергает и версию, что оружие им нужно было для расчёта с долгами.

Сергей Руденко, подсудимый: «Оружие требовалось брату для самообороны. У него были проблемы с кредиторами».

При этом Сергей Руденко признаёт, что законным путём купить оружие не пытался.

Подсудимый настаивает: покупка ножей и вовсе не была связана с планами напасть на часть. «Брат увлекался военным делом. И приобретал он это просто в качестве амуниции», — говорит Руденко.

Подсудимый признаёт: возможность не вступать в схватку у него была. Но подчёркивает: остаться в стороне не мог. Внутри караульного помещения был его брат. При этом он убеждает судей, что нож не доставал и понятия не имеет, как солдат Шило получил ножевые раны. Из обреза, говорит, стрелял не в людей, а в сторону.

Во время заседания Сергей Руденко вёл себя абсолютно спокойно. Прощения у потерпевших не просил.

Потерпевшие

Мама Владимира Березюка Лариса подала в суд гражданский иск. Требует взыскать с Руденко миллион гривень — во столько она оценила собственный моральный и материальный ущерб. О погибшем сыне Лариса Березюк говорит: парень он был крепкий, и если бы на него напали не со спины, то смог бы за себя постоять. У Ларисы осталась только четырёхлетняя дочь.

Другие потерпевшие — Олег Гурин и Игорь Шило — требуют взыскать с Сергея Руденко по 100 тысяч гривень. Подсудимый признаёт, что причинил ущерб, и согласен возместить его. Но компенсацию, которую с него требуют, считает неподъёмной.

Сегодня Гурин и Шило тоже давали показания в суде. Начальник караула рассказал о том, как смог побороть Константина Сопельняка.

Олег Гурин, потерпевший: «Я шёл первым, с небольшим отрывом шёл солдат Шило. Открыл дверь в караульное помещение — на меня в прыжке наносят удар в голову. Думая, что я дезориентирован, толкают в левую сторону. Падая, я ухватываясь за одежду неизвестного мне человека. Я вижу, что он в маске, в камуфляже[…].После того, как я упал, у нас с ним завязалась драка. Человек сразу стал наносить множество ударов лезвием ножа куда придётся, в основном это была грудная клетка. Удары были очень сильные, я как мог его сдерживал. Он залез на меня ещё сильнее, я его в сторону бросил и смог достать пистолет. Предупредил, что «буду застосовувати зброю» […]. Человека это не остановило, он двинулся на меня. Когда он фактически лёг сверху, я произвёл выстрел. Его это не остановило, он с большей яростью перехватил нож и пытался проколоть своим весом и силой, вдавить нож в грудную клетку. Сбив нож, я произвёл второй выстрел, думая, что он находится в бронежилете, что его первый выстрел не остановил. Он продолжал после второго выстрела ещё секунд 10 яростные удары, после чего начали его действия стихать».

А Игорь Шило рассказал о своей схватке с Руденко:

Игорь Шило, потерпевший: «Я обернулся, увидел подсудимого, в руке у него был нож, он нанёс мне удар ножом в район плеча. Но у меня был бронежилет, я не чувствовал. Я схватил его за одежду, начали с ним бороться, он упал, я оказался сверху. Он наносил ещё удары ножом, потом я увидел обрез в руках, что-то похожее, но я даже не знал, что это обрез. Я увидел, схватил руку, постарался прижать к полу, прозвучал выстрел, то есть потом вырвал обрез из рук, в процессе борьбы мы развернулись с ним, я оказался у него на груди и придушил обрезом за шею»

.

После ЧП Гурина и Шило положили в военный госпиталь. Начальник караула получил несколько ран. В голову, грудь и предплечье. Игорь Шило был ранен в плечо и предплечье.

Сегодня допросили только двоих свидетелей, военных из той же части. На очереди ещё двое. Завтра в суд должен явиться уже демобилизованный солдат, который живёт в Полтавской области. Во время происшествия он спал в соседней комнате. И вышел тогда, когда всё закончилось. Почему так поздно, судьи попытаются разобраться.

Следующее заседание суда состоится завтра, 27 сентября.