Web Analytics

Пражские трамваи, харьковские хамы

Десять чешских трамваев для города осенью прошлого года закупили неизвестные структуры. Сначала закупку называли благотворительностью, подробностей не указывали. Теперь в Салтовском депо рассказывают, что пользуются транспортом на условиях аренды. Подробностей снова не разглашают.

Десять трамваев работают на пятом маршруте — соединяют Южный вокзал и улицу Одесскую. Две недели назад, после адаптации машин к харьковской, более широкой колее, их выпустили на маршрут.

Сегодня пресс-служба Харьковского горсовета организовала для журналистов пресс-тур. Сначала повезли на Южный вокзал — конечную остановку трамвая №5. Пока что только на этом маршруте можно увидеть 10 чешских трамваев.

С журналистами общается директор коммунального предприятия «Салтовское трамвайное депо» Дмитрий Липовой. В его окружении — ещё несколько сотрудников КП. Они в основном, слушают, иногда подсказывают своему руководителю.

Директор коммунального предприятия «Салтовское трамвайное депо» Дмитрий Липовой

На территории предприятия, в цехах, сейчас находятся три чешских машины, рассказывает Липовой. Ещё семь в ближайшее время будут доставлены в город. Всего для Харькова неизвестные структуры приобрели у пражского депо 20 машин. Коммунальное предприятие арендует транспорт у предпринимателей, которые закупили его в прошлом году.

— Кому принадлежат эти трамваи?

Дмитрий Липовой: «На самом деле, это коммерческая составляющая нашего предприятия. Думаю, её опустим».

— Так предприятию принадлежат или кому-то другому?

Дмитрий Липовой: «Данные трамваи приобретены в рамках частно-государственного партнёрства. Они не являются... Трамваи приобретены не за деньги предприятия, и не за бюджетные деньги города».

— На каких тогда условиях они курсируют по Харькову?

Дмитрий Липовой: «Есть процедурно определённое, документально подтверждённое мероприятие, которое согласно сегодняшним всем требованиям законодательства выполнено. То есть, они ездят на абсолютно законных условиях».

— На правах аренды? Или на условиях какого договора?

Дмитрий Липовой: «Да, есть договор аренды, да».

От редакции: небольшое, но вовсе не лирическое отступление.

Диалог корреспондента с Липовым сквозь зубы комментирует некто, позже подсевший пассажиром в автомобиль к директору коммунального предприятия (автомобиль, к слову — Toyota Land Cruiser, стоимость которого начинается с $90 000): «Не на допросе в прокуратуре...» Вот он, этот пассажир, на фото:

По окончании пресс-тура этот же г-н* ещё попытается передразнить украинский язык, на котором корреспондент задавал вопросы.

В прошлом, 2011 году, когда в Харьков прибыла первая партия чешских трамваев, директор Департамента транспорта и связи Горисполкома Сергей Дульфан, отвечая на вопросы «МедиаПорта» по поводу трамваев — вернее, не отвечая на них — отчего-то занервничал, и решил научить журналистов их работе.

Похоже на тенденцию; в нынешнем году при транспорте образовался ещё один слабонервный. Возможно, в Харьковском горисполкоме приняты новые критерии отбора на работу в коммунальные предприятия? Хамство, некомпетентность, изворотливость, скрытность?... Хотя нет, «скрытность» — вряд ли: вот ведь, человек выражает готовность к допросу у прокурора. Так может быть, прокуратура пойдёт навстречу и проявит отзывчивость? Заодно выяснит, наконец, кому принадлежат трамваи, и на каких условиях ими пользуется город.

Г-н* — трактуйте на своё усмотрение.

Пресс-тур тем временем движется дальше — в цеха «Салтовского трамвайного депо». Здесь рабочие ремонтируют весь транспорт и готовят к первому маршруту три чешских трамвая.

«Где-то подгнившие ступеньки были, где-то что-то другое было. Это легко устраняется. Всё остальное — сам кузов, все несущие элементы, то есть хребтовые балки, продольные балки, — всё это в хорошем состоянии. Трещин нигде нет. Мы провели диагностику, провели обследование — вполне может эксплуатироваться лет десять ещё», — рассказывает заместитель директора по ремонту КП «Салтовское трамвайное депо» Владимир Бадьянов.

Рабочие предприятия трудятся над одним чешским трамваем приблизительно одну неделю. Стоимость «реконструкции» одной единицы — примерно 100 тысяч гривень, говорит Бадьянов.

С интересующими вопросами (и главным — кто собственник транспорта) — опять к Дмитрию Липовому. Директор, увиливая от ответов, пытается убедить: кому интересно, кто предоставил транспорт? Главное, что он перевозит харьковчан, уверен Липовой. На уточнения или аналогичные вопросы — у директора ещё одно прикрытие: «корпоративная тайна».

В Салтовском депо рассчитывают, что парк пополнят новые трамваи. Но сколько, чьи, на каких условиях — на предприятии рассказывать не хотят.