- Масик, в городе НЕМЦЫ! Я серьёзно! Тут флаги фашистские, техника, Масик, что происходит???
Кричала в мобильник перепуганная девушка на улице Университетской. Не слышала, какую версию выдвинул Масик, но знаю верную – в Харькове снимают художественный фильм.
![](http://www.mediaport.ua/images/114699_700.jpg)
![](http://www.mediaport.ua/images/114700_700.jpg)
![](http://www.mediaport.ua/images/114698_700.jpg)
![](http://www.mediaport.ua/images/114701_700.jpg)
Историческая драма, экранизация легендарного «матча смерти». Помните, чёрно-белый фильм «Третий тайм» (1962 года)? Вот, те самые события. Только немножко правдивее и без пафоса, объясняет исполнительный продюсер Максим Асадчий. Рабочее название картины «Матч». В прокате, скорее всего, называться будет так же.
Август 1942 года, оккупированный Киев. Смертоносная игра столичного клуба «Динамо» с командой немецких ВВС «Люфтваффе». Счёт 5:3. По легенде советской, наших футболистов «уговаривают» проиграть, они отказываются. После матча всю команду расстреливают.
Легенда красивая, идейная, нужная. Новая история героизма спортсменов не опровергает, просто всё было немного по-другому. Не так быстро, не так просто и не так книжно.
В команде хлебозавода №1 «Старт», которая блестяще играла сезон 1942 года в столице, действительно большинство футболистов были из киевского «Динамо» (они работали на заводе во время оккупации). Это известный в довоенной Украине голкипер Николай Трусевич, бомбардир Макар Гончаренко, Алексей Клименко, Василий Сухарёв, Иван Кузьменко и другие. Афиши того сезона до сих пор хранятся в государственных архивах. Ребята сыграли десять матчей и в каждом одержали абсолютную победу. Общий счёт сезона - 52:14. Встречи проходили не только с немцами: на столичное поле неоднократно выходила сборная Венгрии и несколько украинских команд. Например, «Рух», которую называли профашистской. «Матчем смерти» считается последняя, точнее, самая громкая игра сезона - «Старт» против сборной немецкой армии «Флакельф» (в неё входили лётчики, техники и несколько профессиональных футболистов). Наша победа – 5:3.
Однако через неделю, 16 августа, согласно документам, «Старт» играет ещё один матч, товарищеский. «Рух» пролетает «всухую» - 8:0. На следующий день девять человек «стартовцев», только тех, которые работали на хлебозаводе, арестовали. Спустя несколько месяцев четверо были расстреляны, остальные находились в концлагере до прихода советских войск.
![](http://www.mediaport.ua/images/114702_700.jpg)
![](http://www.mediaport.ua/images/114703_700.jpg)
![](http://www.mediaport.ua/images/114704_700.jpg)
В «Матче» современном, смертной казни не будет. Жестокость войны, поломанные судьбы, футбол и любовь.
В основе сюжета - драматическая история любви вратаря киевского «Динамо» Николая Трусевича. Его играет Сергей Безруков. Образ невесты футболиста, Анны, воплощает Елизавета Боярская.
![](http://www.mediaport.ua/images/114705_700.jpg)
![](http://www.mediaport.ua/images/114706_700.jpg)
![](http://www.mediaport.ua/images/114707_700.jpg)
![](http://www.mediaport.ua/images/114708_700.jpg)
![](http://www.mediaport.ua/images/114709_700.jpg)
Футбольные сцены фильма снимают под Киевом, на старом стадионе. Оккупированную столицу «перенесли» в Харьков. Продюсер объясняет: в нашем городе, особенно на некоторых улицах, за 70 лет почти ничего не поменялось. Оговаривается: «Шучу». Много старых, неотреставрированных фасадов и значительно меньше, чем в столице, спутниковых «тарелок», кондиционеров, пластиковых окон. То, что есть, легко драпируется плакатами и флагами.
Сегодня улица Университетская – это Крещатик 21 сентября 1941 года. Въезд немцев в Киев.
![](http://www.mediaport.ua/images/114711_700.jpg)
![](http://www.mediaport.ua/images/114712_700.jpg)
Встречают новую власть радушно. Кричат «ура» бросают цветы, машут флажками со свастикой. УКЦ «Юность» превратился в городскую Управу, возле неё - основное действо.
Улица огорожена, «зевак» не пускают, съёмка даже на мобильный запрещена. Прессу аккуратно заводят на съёмочную площадку: «к режиссёру не подходить, вести себя тихо, камеру включать только в промежутках между дублями».
Самая массовая сцена. Участников в общей сложности около тысячи человек. В массовке - харьковчане. К трём часам дня выглядят очень правдоподобно - измученные «войной». Пошел четвёртый дубль.
![](http://www.mediaport.ua/images/114716_700.jpg)
![](http://www.mediaport.ua/images/114714_700.jpg)
![](http://www.mediaport.ua/images/114715_700.jpg)
![](http://www.mediaport.ua/images/114717_700.jpg)
Чувства смешанные. С одной стороны жутковато – техника, свастика, автоматы, офицеры гестапо - слава богу, что кино. С другой – сам процесс съёмок, очень захватывающее зрелище.
- Мотор! Камера! Поехали!
Голос режиссёра (Андрей Малюков, известный по фильму «Мы из будущего») заставляет вздрагивать, гремит на несколько улиц. Самого творца не видно, он сидит в специальном фургончике и весь процесс наблюдает в мониторы. Оттуда командует «армией».
Звёзды, Безруков и Боярская, в этой сцене не задействованы. Сергей в любом случае до конца съёмок с прессой не общается – принцип.
С удовольствием делится впечатлениями его киношный брат, актёр Сергей Романович, студент ВГИКа.
![](http://www.mediaport.ua/images/114718_700.jpg)
![](http://www.mediaport.ua/images/114719_700.jpg)
О Безрукове говорит «профессионал и талантище», о своей роли «сложноватая». Он - подросток-максималист, хочет взорвать всех немцев. Старший брат слишком миролюбив, у них сложные отношения.
Харькова 19-летний актёр почти не видел, разве что из окна гостиницы. Съёмки начинаются в восемь утра и длятся до позднего вечера, рассказывает юноша.
Между громогласными «Мотор! Камера!» - короткие перерывы. «Немцы» заигрывают с журналистками, массовка позирует возле техники. Чувство тревожности отступает, курьёзы на каждом шагу.
![](http://www.mediaport.ua/images/114720_700.jpg)
![](http://www.mediaport.ua/images/114721_700.jpg)
![](http://www.mediaport.ua/images/114722_700.jpg)
![](http://www.mediaport.ua/images/114723_700.jpg)
![](http://www.mediaport.ua/images/114724_700.jpg)
![](http://www.mediaport.ua/images/114725_700.jpg)
Тысячи костюмов, сотни людей, вагоны реквизита - всё везли из Москвы и Киева. Кинолента - совместный российско-украинский проект.
Среди украинских актёров, играющих в фильме, – Остап Ступка, Александр Кобзарь, Станислав Боклан и Игорь Гнездилов. В эпизодических ролях снимаются актёры харьковского драматического театра им. Шевченко.
Съёмки в Харькове продлятся десять дней, в ленту «войдут» улицы Чеботарская, Краснооктябрьская, Бурсацкий спуск.
Бюджет картины – 10 миллионов долларов.
На экраны фильм должен выйти весной 2012 года, к 70-й годовщине событий и к Евро-2012.
![](http://www.mediaport.ua/images/114726_700.jpg)
![](http://www.mediaport.ua/images/114727_700.jpg)
![](http://www.mediaport.ua/images/114728_700.jpg)
![](http://www.mediaport.ua/images/114729_700.jpg)
![](http://www.mediaport.ua/images/114730_700.jpg)
![](http://www.mediaport.ua/images/114731_700.jpg)
![](http://www.mediaport.ua/images/114732_700.jpg)
![](http://www.mediaport.ua/images/114733_700.jpg)
![](http://www.mediaport.ua/images/114734_700.jpg)
![](http://www.mediaport.ua/images/114735_700.jpg)
![](http://www.mediaport.ua/images/114736_700.jpg)
![](/sites/default/files/textimage_store/cache/styles/facebook/f/f1/f1cebac5259509efa483f6503396b38e9dff1fea966fdac1c3522c70d477fe8e.jpg)