Мелкий-мелкий бизнес

- Мам, я двадцать гривен заработала! - заявила с порога счастливая пятиклассница.
- Как это? За-ра-бо-та-ла? - изумилась мать советского воспитания.
- Запросто!

Дочь придумала игру. Нехитрую, но захватывающую. Использовала поломанную банку из-под карандашей и бывшие бабушкины бусы. Тридцать шариков, игра на очки. Попадание в середину 300 очков, первый круг 200, крайний 100. Никакого мошенничества.

Утром девочка сложила ее в портфель, и туда же сунула мешок мини-игрушек - «это призы», объяснила. Игра, говорит, беспроигрышная, - подарки всем участникам. А кто больше всех очков наберет, тому… пошарила глазами по полке с новыми игрушками… вот этот медвежонок, можно? Можно конечно, ответила добрая мама, с верой в альтруизм.

Позже выяснилось: один бросок (шарик) - 10 копеек.

Я, когда не знаю, как реагировать, перевожу тему - защитная реакция. Спросила, что контрольная? Контрольная, как назло, хорошо, даже отлично. Не голодная, не замерзла, на тренировке хвалили. Мне нужно время, чтоб перезагрузиться, а ребенок сияет, требует родительской гордости за находчивость. Пришлось честно признаться:

- Доча, когда я была пятиклассницей, за такие вещи могли из школы исключить, правда...

Я и не рассчитывала на понимание, потому что школьницей была в прошлом столетии. В инквизицию вон, ведьм на костре сжигали. А вчера оракул Анжелина Степановна с хрустальным шаром такое в эфире выдавала, что ее бы предать огню вместе с каналом.

Все течет, все меняется (с) Гераклит, 483 г. до н.э.

Смешалось всё в моем рассказе. Какие-то важные ценности, ненужные принципы, глупые правила приличия. На совершенно искреннее недоумение дочери «но ведь покупали же жвачки у этих… как ты там назвала… фарцовщиков, тогда почему осуждали их?» ответов не было. Ну, или я не смогла на ходу сформулировать.

Ребенок спрашивал про Лизу, которая сама делает открытки «очень-очень классные с такими прикольными бантиками» и продает их по 5-10 гривен, это плохо? А Даня продает диски с играми, потому что он уже в них не играет. Но отдает вдвое дешевле, разве это не честно?

- Но ведь можно просто подарить…

Не то чтобы я доказывала. Так, робко предлагала.

- Но ведь его мама потратила время, заработала, купила! Ты же покупаешь книги в «букинисте», какая разница?!

Детские аргументы звучали на порядок твёрже и обладали логикой. Это не было спором. Рассуждая, я пыталась нащупать ответы, прежде всего, для себя. Действительно, какая разница? Всего лишь в возрасте. Но коммерческие отношения, уже лет пятнадцать как, плотно вошли в жизнь каждой семьи, утвердились и стали нормой. Почему, интересно, это должно было обойти детей?

Вспомнила летнюю историю подруги, которую так и оставили без точки, хотя обсуждали долго. Эпизод смешной. Молодая женщина возвращается с работы, забегает на рыночек купить фруктов и видит… Стоит в одном ряду с бабушками её девятилетний сын. Торгует яблоками. Улыбается покупателям. У матери шок. Но она дама спокойная, сдержано поинтересовалась - почем? Оказалось недорого. Купила весь ящик, с доставкой. И опять же, никакого криминала: «падалку» собирал с разрешения хозяйки яблони, сам помыл, ящик ненужный на балконе взял, аккуратно уложил, на рынок притащил, к бабушкам в ряд любезно попросился, «местовое» (!) заплатил. С точки зрения морали - не придерешься. И если совсем искренне, то похвалить бы пацана за предприимчивость. Но что-то нам, вроде еще молодым, но уже «столетним» родителям, мешает. Причем сильно, как заусенца.

Есть еще пара примеров, не столько самих товарно-денежных фактов, сколько реакций взрослых. Разных. Если собрать в кучу все эти «эпизоды» - тенденция получается. Почти революционная. Только наоборот. Низы уже не могут (жить по старому), а Верхи все еще не хотят (признать изменения).

Я, как современный «Верх», интуитивно принимаю новшества, более того, понимаю – дочь права. Но у меня сложности с систематизацией. Не могу быстро отделить эмоциональное от рационального. Обратилась к практикующему психологу. Помогло.

Ольга Антошкина, психолог, руководитель харьковского отделения украинского союза психотерапевтов:

- Вы абсолютно правильно отметили - «я советский ребенок». И родители Ваши были «советскими», как впрочем, и я, и мои. Люди, выросшие, определим так, до начала 90-х годов – советские люди. Это не хорошо и не плохо, это просто характеристика некоторого исторического момента, в котором мы жили. В котором формировались как личности, в котором закладывались ценности. И сегодня эти ценности определяют нашу мораль. В этом проблема.

- За двадцать лет мораль изменилась? Появились другие ценности?

- Я бы сказала, отсеялась идеология. Отношения между людьми строились на принципах братства, и это культивировалось. Умение сочувствовать, помогать, отдавать. Мы об этом читали, смотрели в кино, обсуждали, писали сочинения. И это те ценности, которые, остаются замечательными по сей день, их, безусловно, нужно беречь. С другой стороны, чего нам не хватало? Мы не знали цену. Деньгам, труду, ресурсам. Не имели представления об элементарном балансе «брать-отдавать».

- Сегодняшние школьники, думаете, понимают этот баланс?

- Это понимание как раз формируется. Вокруг них жизнь, в которой постоянно продают и покупают, есть реклама, книжки, телешоу. Дети учатся экономически мыслить. Это прекрасно. Ведь наши родители и мы, когда начинали трудовую деятельность, находились в ситуации, когда зарплата назначалась. «Получка» - помните этот термин?! Люди не зарабатывали - получали. Столько, сколько им назначит государство. Больше, работаешь или меньше – ты гарантировано получаешь доход. Это стабильность с одной стороны, с другой – эта уравниловка сделала очень много нехорошего. «Кто не работает, тот не ест» - всего лишь лозунг. Все ели, причем одно и то же.

- Формула «брать = отдавать», насколько буквально ее воспринимать? Извините, вспоминаю, одноклассницу Лену, которая на просьбу дать ластик непременно отвечала «а ты мне что-нибудь давала?»

- Умения оценить собственный труд, эмоциональный вклад – это важная способность. Человек подспудно ощущает ситуацию, когда он больше дает, а меньше получает. В общем, для себя какой-то счет ведет каждый. Это не зазорно. Ведь мы же прервем отношения с человеком, которого десять лет поздравляем с днем рождения, а он нас ни разу. Мы отдавали свои пожелания, добрые чувства, если хотите, инвестировали в человека часть своей души, а в ответ ничего не получили. Нарушен баланс, не денежный, но все же материальный. Мы откажемся от таких отношений. «Брать = давать» – баланс, который лежит в основе психологии человека. Не надо этого стесняться.

- Я поняла. Все очень глубоко, а Лена просто жадина. Давайте вернемся в практическое русло. Вы идете с работы, и встречаете на рынке собственного сына, которому девять и он торгует грушами. Ваша реакция?

- Постою, посмотрю, как это выглядит со стороны. Для меня будет важно понять, где он взял эти груши? Кому они принадлежали? Важно выяснить те аспекты, которые определяют общечеловеческие ценности. Если, хотите «не укради». Ведь и в Библии и в «кодексе строителя коммунизма» базовые постулаты почти не отличаются. А вообще у меня вызовет восторг такая активность и взрослость девятилетнего ребенка. Мы жалуемся, что очень много людей инфантильных, которые не берут на себя ответственность за собственные поступки. Мы сетуем на то, что молодые люди не очень активны. А это как раз те дети, которым стучали по рукам, когда они минимальную инициативу пытались проявить.

- Вот этого я и боюсь. Стукнуть там, где стукнули бы меня в этом возрасте. Ведь мальчик не поступил плохо. Не обманул, не украл. То есть, по сути, нужно просто научиться отделять человеческую мораль от общественного мнения?

- Абсолютно верно. Именно из-за сложившегося в советское время общественного мнения, было негативное отношения к людям, которые пытались заработать. Хотя это были двойные стандарты. То есть, с одной стороны эти люди были «плохими», с другой - их услугами пользовались. И все радовались, что есть такие смельчаки, которые нарушают правила и торгуют «джинсами», например. А сейчас все замечательно, можно покупать и продавать в рамках Закона. И дети это видят. И это норма. Это легитимно. Это один из видов общечеловеческой деятельности. Малыши ведь играют в магазин, расплачиваются камешками за покупки, нас же это умиляет. Вот они подрастают и играют серьезнее, с реальными деньгами.

- А как вам такая игра? Мальчик торгует в школе наклейками (один из лицеев Харькова) Купил по гривне, продает по три. Бизнесмена «ловит» педагог, ведет к директору, тот вызывает родителей... в общем, скандал. А мы же выяснили, что это нормальная дилерская услуга - там купил, тут продал - взрослые сплошь и рядом так поступают.

- С другой стороны, рискну предположить, педагоги вправе назначать правила. Школа предназначена для получения знаний, а не для коммерческой деятельности. Дети отвлекаются от основного процесса, пишут записочки на уроках, не успевают нормально питаться на перемене, может быть, поэтому школа запрещает всякие товарно-денежные отношения. Но, конечно в таком случае, эти правила нужно донести до детей и родителей. Желательно обосновать требования, назвать понятные причины.

- Отлично, только снова получается замкнутый круг. Общественное мнение по прежнему «против», детский интерес к теме неоспорим и оправдан реалиями. В подполье? «Торговать джинсами»?

- Эта тема, безусловно, - повод для дискуссий в научных кругах. Повод для педагогов, пересмотреть некоторые, явно устаревшие нормы. Всё, что происходит в обществе, так или иначе проникает в семью, где это либо принимают, либо отвергают. Но не замечать этого нельзя. Товарно-денежные отношения окружали человека во все времена, не признавать этого – фарисейство. Магазины, растут как грибы, продажи и покупки воспеваются на каждом шагу. В доме говорят о кредитах, экономии, заработке.

- Давайте будем честными - в школе тоже говорят о дополнительных занятиях, ремонте крыши, подарках на день учителя.

- Вот именно. Поэтому «запрещать», конечно, не метод. Задача взрослых - найти этому место и время. Но это сложно, сопряжено с многоступенчатыми реформами, нужно время. То, что Вы пришли с такими вопросами, уже говорит о том, что «лед тронулся». Общество меняется, дети, рожденные в 21-м веке растут, и устанавливают новые правила. Родители, цивилизованные, мыслящие, должны вырабатывать определенную позицию в связи с этим.

Ну вот, снова «родители должны». А так хотелось готовых решений. Такую бы, инструкцию по воспитанию ребенка десятилетнего, одна штука. Желательно короткую, на пол-листочка формата А-4. Чтоб начиналась словами: Если ученик придумал игру и заработал на ней 20 гривен, необходимо. Дальше двоеточие и действия расписаны по пунктам. Например: 1) Наказать и не заморачиваться. Или 1) Похвалить и не заморачиваться. Пожалуй, достаточно.

Слушайте, я подумала, до чего же здорово, что мы «цивилизованные и мыслящие» родители. И что мы можем позволить себе «определенную позицию». И что больше нет инструкций «по умолчанию». И что детей теперь не бьют указкой по левой руке (чтобы росли, как положено, правшами. Извините, личное). А если, бьют, то см. выше.

P.S. Проверочное задание. 21 век. Коммерция внутри детского коллектива. Сын, дочь продает и покупает в школе. Априори бизнес честный (хендмейд, букинистика, дилерство). Ваше отношение?

Якщо Ви виявили помилку у тексті — виділіть її курсором та натисніть "Ctrl + Enter". Дякуємо Вам за уважність та ввічливість.
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.