Web Analytics

Шахматы-2: ироническая эсхатология на историческом фоне

Пока вы, дорогие читатели, осваивали руководство по игре в шахматы, изложенное в книге Михаила Брыныха «Шахматы для дыбилов», которая закончилась, как говорится, на самом интересном месте, автор написал следующую часть. Сиквел истории о загадочном докторе Падлюччо и его гениальном ученике Мише продолжает радовать феерическим суржиком, ироническим скепсисом и аллюзиями на христианскую эсхатологию.

Правда, новая повесть писателя «Шахматы для дыбилов: цейтнот доктора Падлюччо» выглядит слегка куцо: она начинается сразу с развития действия, так что незнакомым с первой частью читателям может быть непонятно, в чем состоит интрига и кто такие главные герои, а заканчивается… Ну намахом она заканчивается, ведь обещанной «партии за будущее мира» в повести не происходит, а значит, продолжение следует :).

В целом же стиль Брыныха выравнивается, сюжет просматривается, внимание к деталям усиливается. Смешивая отсылки к различным культурным кодам, автор создает короткие портреты-шаржи своих персонажей, например, описывая наряд проходимца, который в двенадцать часов ночи переступил порог храма в костюме-тройке фирмы «Prada», с тростью, набалдашник которой был сделан в форме головы мордатого пса; в правой руке этот средних лет мужчина держал сигару, которая смердела чем-то очень не похожим на табак, а его прическа с эффектом мокрых волос выглядела крайне вызывающе. Впрочем, это только первое появления дьявола в тексте, дальше сцены чертовщины начнут приобретать большую динамичность :).

Автор не жалеет спецэффектов («живые шахматы» в виде суетливых демонов и настоящего слона, дьявольским образом оказавшегося в храме; бьющая из крана кровь с фрагментами иссеченной плоти; секретарша, волосы которой из налакированной прически превращаются в опасных гадов, и многое другое), но в то же время очевидная ироничность снимает пафос плохого хоррора и превращает текст в постмодернистскую игру.

Вечная борьба добра со злом, выраженная метафорой шахматных поединков, показана в различные исторические периоды – например, «темные века» средневековья настали, согласно доктору Падлюччо, потому что в свое время доминиканец Иоганн продул партийку дьяволу. Посвященными в мистерию шахмат в повести оказываются и знакомые украинскому читателю классики – Мыкола Лысенко и Мыхайло Старицкий, который в свое время подпал под влияние русского мастера Михаила Чигорина, убежденного, что шахматы – это поле брани между Богом и дьяволом за власть над миром и людьми. Последнюю рукопись своего брата Старицкого Лысенко передает известному шахматисту Хосе Раулю Капабланке, который приезжает в Киев.

Главный же конфликт повести возникает между доктором Падлюччо с его мощным учеником и инфернальным директором киевского Дворца пионеров (лично мне эти заведения тоже всегда казались демоническими :)), который разыскивает запись партии, сыгранной в 1937 году в парижском отеле «Регина» между Капабланкой и гроссмейстером Савелием Тартаковером.
Интернет-аукционы, съемочная группа «Пятого канала», трогательный демон, напевающий песенку Пономарева, создают ненавязчивую пародию на нашу жизнь, а образы доктора Падлюччо и Миши, несмотря на всю свою условность, становятся все более реалистичными – вроде Василия Ивановича и Петьки :).

Таким образом, несмотря на полное отсутствие Апокалипсиса, сиквел «Шахмат для дыбилов» вышел динамичным и познавательным, что для развлекательного жанра совсем неплохо. Собственно, как и само существование развлекательного жанра массовой литературы, которое для Украины до сих пор остается проблемой – слишком уж неоднородна в интеллектуальном и политическом плане «масса», да и с чувством юмора у нее не очень… То, что развлекает одних, раздражает других и наоборот, так что невинный вопрос «а что вы читаете?» часто становится поводом провозгласить диагноз или анафему, едва дождавшись ответа. Дебаты становятся горячими, а книгам присуще свойство легко возгораться…

Хотя очевидно же, что судьба человечества зависит совсем не от того, какие книги стоят у вас на полках, а от того, как сыграет финальную партию мальчик Миша, который, возможно, сейчас гуляет где-то на Липках, ожидая, когда «все дороги станут на дыбы и перекресток путей Господних образуется у нас, в Киеве» :).

Михайло Бриних. Шахмати для дибілів: цейтнот доктора Падлюччо. – К.: Мост Паблішінг, 2009.