Web Analytics

«Революция» памятника

У бронзового Тараса Шевченко, который сегодня стоит в центре Харькова, было три предшественника, и ещё сто вариантов скульптуры предлагали в своё время мастера из Польши, Украины, Италии, Франции и России. 

От камня к железу

Первый в Украине памятник Тарасу Шевченко — родом из Харькова. Это сейчас он «прописан» в Национальном музее поэта в Киеве, а первым его «домом» в 1900 году стала площадка в Мироносицком саду в Харькове, неподалёку от  поместья банкира Алексея Алчевского (сегодня это улица Совнаркомовская). Семья Алчевских, как писала тогда газета «Южный край», потратила на мраморный бюст поэту тысячу рублей.

Мраморный памятник Тарасу Шевченко работы скульптора Владимира Беклемишева

Фото из газеты «Южный край». Памятник был заказан Алчевским в 1898 году

Записи Христины Алчевской о памятнике в её дневнике

В Мироносицком саду памятник простоял год: банкир разорился, его землевладения достались местному купцу, а скульптуру, которая была установлена без разрешения местных властей, пришлось демонтировать. Три десятилетия монумент хранился у семьи Алчевских, а с 1933 года — в Картинной галерее Шевченко в Харькове. После войны его перевезли в киевский Национальный музей Тараса Шевченко.

Бюст Тараса Шевченко. До конца марта он находится в Харькове, в «Гостиной на дворянской»

Второй в Харькове бюст Тараса Шевченко «спрятан» в нише Крестьянского дома, который открыли в 1912 году. Третий памятник работы Бернарда Кратко, временный, установили на Привокзальной площади в 1921 году.

Бывший Крестьянский дом на площади Павловской, 4

Ниша с бюстом поэта

Постоянный памятник Тарасу Шевченко в Харькове появился почти через 15 лет. Эскиз скульптуры выбирали на конкурсе, который объявил Харьковский горсовет в сентябре 1929 года.

Место для монумента, которое изначально выбрали чиновники, — площадь Конституции (бывшая площадь Тевелева), на которой ещё до окончания конкурса рабочие подготовили площадку для будущего памятника. Дату открытия чиновники тоже загадали наперёд — 7 ноября 1930 года.

Верхнее фото — на площади Конституции подготовили место для памятника Тарасу Шевченко, под окнами здания, где сегодня находится Харьковский горсовет. Нижнее фото — визуализация памятника на площади Конституции

По условиям конкурса скульпторы должны были изобразить Шевченко поэтом-революционером. Авторы прислали более ста эскизов.

«Это были совершенно очаровательные конструктивистские проекты конца 20-х годов. Мне стало интересно — от конца 20-х до момента установки прошло совсем немного, буквально пять лет, как изменилась идеология, видение, мода, стили», — рассказывает историк и журналист Инна Можейко.

Фотографии эскизов, которые она увидела в библиотеке имени Короленко более 10 лет назад, стали стартом её исследования харьковского памятника.

 Проект «Радио». Из комментария автора к работе: «…Моё сооружение должно жить с нами каждый день, все наши праздники будут с ним связаны, на струны можно легко натянуть лозунги и флаги, на трибуны поднимаются представители фабрик и заводов, вожди партии и власти»

Инна Можейко

«Работы западных скульпторов, выполненные в стиле конструктивизма, не содержали даже намёка на фигуру. Это были шары и диски, пересекающие друг друга под разными углами. Исключение составили, пожалуй, только французы, представившие Тараса взбирающимся к Господу Богу в сопровождении двух ангелов с серпом и молотом в руках, и поляки, изобразившие его в одежде шляхтича с типично шляхетским жестом».

(Из статьи «Скульптурный символ Харькова — каким он мог быть» Инны Можейко)

Ни один из проектов членам жюри не понравился. Конкурс продлили, и в 1933 году скульпторы представили другие 30 эскизов — это уже были громоздкие памятники в духе соцреализма. Только четыре работы приглянулись строгим судьям. По их требованию авторы доработали свои проекты.

Эскизы памятника

Эскизы Матвея Манизера (слева) и Адольфа Страхова (по центру и справа). Эти проекты были отправлены на «доработку»

Лучший вариант, который в итоге выбрало жюри, придумали скульптор Матвей Манизер и архитектор Иосиф Лангбард.

Матвей Манизер

«Манизер — он ленинградец, он учился в академии художеств, он мог пропитываться тем же духом, которым в своё время пропитывался Тарас Шевченко. Ему Шевченко был очень близок. Прежде чем отливать эту скульптуру, он очень много работал с архивами, с документами,  материалами, воспоминаниями, посмертной маской Шевченко», — говорит Можейко.

Бронзовый Кобзарь, созданный скульптором, очень похож на снимки и автопортреты Шевченко, сделанные в последние годы жизни поэта. Взгляд, как и на фото, поднят вверх, только голова наклонена сильнее, чем на портретах, и брови ещё более нахмурены. Один из учеников Манизера, Леонид Молодожанин, рассказывал, что это была советская концепция образа Шевченко — «мрачного, хмурого, даже злого».

Памятник Шевченко в Харькове

Автопортрет Тараса Шевченко. Источник: museumshevchenko.org.ua

Фото: museumshevchenko.org.ua

Фото: museumshevchenko.org.ua

Фото: museumshevchenko.org.ua

Фото: museumshevchenko.org.ua

Посмертная маска Тараса Шевченко

Для создания ещё 16 скульптур, которые окружают постамент с поэтом, Матвею Манизеру позировали актёры из театра «Березиль».

«Представьте себе большую светлую комнату, похожую больше на гончарный цех и заставленную заготовками фигур, кучами глины, разными подставками, приспособлениями, инструментами. Работа начинается. Позируем все сразу. Приходится только удивляться. Как удивился Манизер лепить нас всех одновременно. Человека 3-4 его ассистентов увеличивали фигуры по моделям и расставляли возле нас. А тем временем появлялся с куском глины в руке и Матвей Генрихович, чтобы оживить образы, проработав и закончив все фигуры в глине собственноручно», — вспоминал актёр Лесь Сердюк, который стал прообразом двух героев — хлопца с косой в руках и крепостного со связанными руками.

Пока скульптор работал в Ленинграде над бронзовым поэтом, харьковские чиновники нашли для памятника новое место — в Университетском саду (его позже переименовали в честь Шевченко). Вот только по этому адресу уже был «прописан» другой монумент — Василию Каразину, основателю Харьковского университета.

Памятник Василию Каразину в Университетском саду

Тогда бронзового «буржуазного деятеля» демонтировали — ради «поэта-революционера».

Открытие памятника Тарасу Шевченко в Харькове. 24 марта 1935 года. На тот момент он был самым большим в стране — 16 метров в высоту, скульптура самого Шевченко – 5,5 метров, окружает памятник 16 фигур, высота каждой 2 метра 75 сантиметров

По историческим материалам о харьковском памятнике Можейко написала сценарий для фильма, который так и не был снят — не хватило денег, поясняет историк. Тогда, пересмотрев фотографии с открытия памятника, сделанные сверху, ей пришла в голову другая идея — запечатлеть, как сегодня выглядит с высоты монумент.

На съёмку было всего два часа и одна автовышка. Напарником Инны стал фотограф Игорь Лаптев. 

Любимая бронзовая модель фотографа — шевченковская Катерина, прототипом скульптуры которой была актриса Наталья Ужвий. 

Фотографа впечатлил кадр из короткометражного фильма об открытии памятника — там Наталья Ужвий смотрит на скульптуру со своим лицом.

«Как-то жутко становится от странной мысли, что в какой-то один день тебя на свете не станет, а в бронзе останешься на века», — сказала прессе того времени Наталья Ужвий.

Скульптура Катерины, для создания которой позировала актриса Наталья Ужвий

Образ Катерины очень нравился и самому Матвею Манизеру. Гипсовый слепок Катерины, который он сделал во время работы над памятником, хранится в Третьяковской галерее в Москве.

Почему в Харькове. Почему Шевченко

Первый памятник Тарасу Шевченко «нелегальным» называла в своём дневнике Христина Алчевская. Дело в том, что царская власть всячески старалась запретить чествования Шевченко. 

«Украинское движение, любое проявление украинского национализма и украинства как такового в Российской империи запрещалось. Тем более, его выпячивание. Понятно почему: существовало понятие триединства — российского, украинского и белорусского народа. Были русские. И никаких тебе украинцев. Были малоросы — как ветвь русского народа. А Шевченко к чему призывал? К борьбе за Украину. Уже к началу ХХ века [шевченковское движение] начало набирать обороты, образовалась первая украинская партия. Но официально его имя всё равно было под запретом», — поясняет историк, журналист и редактор проекта «Старости» Филипп Дикань. 

Уже в 1911 году депутаты городской думы Харькова предложили перечислять ежегодно по тысяче рублей на новый, постоянный памятник поэту («обелиск-колонну»), который они предлагали установить в 1914 году — к 100-летию со дня его рождения. 

Но в 1914 году харьковский губернатор запретил отмечать юбилей поэта, и «обелиск-колонна» в городе так и не появилась.

«Любая инициатива снизу — когда община, общество любителей украинофилов, даже гласных — то есть депутатов горсовета, предлагало отпразновать 100-летие Шевченко, напечатать его книги, сразу пресекалась высшими властями. Главным на территории губернии был губернатор. Он мог запретить любое постановление городских властей, потому что на официальном уровне любое проявление украинства было запрещено. А Шевченко был главным воплощением украинства», — рассказывает Филипп Дикань.

Советская власть образ Шевченко-«борца с царизмом и гнётом» одобрила. А после создания памятника Кобзарю в Харькове Матвею Манизеру доверили работу над монументом в Киеве. 

Бронзовый Шевченко сегодня

Самое трудное, военное время в 40-х годах, монумент пережил почти без потерь, говорит Можейко. Есть, правда, несколько дефектов — следы от пуль. Уже в мирное время исчезли бронзовые ленточки с бескозырки скульптуры матроса — это «шалость» уже современных студентов. В 2006 году вандалы сломали косу крестьянина. Деталь памятника вскоре восстановили. 

Памятник Тарасу Шевченко. 1942 год

Памятник Тарасу Шевченко в военное время

Ленточки на бескозырке матроса. Кадр из фильма об открытии памятника (1935 год)

Матрос с бескозыркой. Уже без ленточек

Сломанная коса

Крестьянин со сломанной косой. 2006 год

Фото Игоря Лаптева

Памятник Шевченко сегодня — место, где харьковчане проводят праздники, посвящённые Украине (День Соборности, День Независимости) и самому поэту. В 2012 году на площадке под Кобзарём 345 детей рисовали Тараса Шевченко. Это был самый большой пленэр, который когда-либо проводился в Украине. 

Пленэр, 2012 год

Пленэр, 2012 год

Пленэр, 2012 год

день Независмости, мастер-класс по изготовлению бандуры, 2011 год

День Соборности, 2011 год

День Соборности, 22 января 2011 года

C декабря 2013 года под Шевченко ежедневно собирается харьковский Евромайдан. 

Концерт у Кобзаря, 4 декабря 2013 года

Концерт у Кобзаря, 4 декабря 2013 года

Рок-концерт, 4 декабря 2013 года

8 декабря 2013 года

8 декабря 2013 года

8 декабря 2013 года

13 декабря 2013 года

19 декабря 2013 года

19 января 2014 года

Рок-концерт, 19 января 2014 года

Веломайдан собирается возле памятника Тарасу Шевченко. 15 февраля 2014 года