Аватар пользователя Ольга Духнич

Остров Крым и русский вопрос

Говорят, островные территории лучше других сохраняют видовое разнообразие живого, а со временем становятся заповедниками сложных и необычных видов жизни. Крым уже более 20 лет остаётся особым культурным островом в составе Украины, чья обособленность, отдалённость и многонациональность резко проявляют себя в ситуации общенациональных перемен.

Любимое в актуальной истории Украины деление на Запад и Восток в Крыму достигает предела, шутка ли — самый восточный Восток Украины оказался на Юге!

Сюда сложно доходит гражданская идея Майдана, здесь не любят «западенцев», а «поехать на Украину» — остаётся устойчивым бытовым выражением. Гражданский протест, охвативший страну, традиционно находит в Крыму сторонников среди украинцев и крымских татар, но практически не находит поддержки у русских Крыма, которых в регионе большинство. И всё чаще мои коллеги и друзья за пределами Крыма просят меня объяснить — почему так.

Если предельно упростить, то сегодня в Украине существует два протеста — «за всё хорошее против всего плохого» и «за стабильное, против всего опасного». Первый протест — активный и действенный, второй — реактивный и пассивный. Русские Крыма выбирают второй, предельно наполняя категорию опасного «бандеровцами» (жестокими), «свидомитами» (от «содомиты» — развращённые), «майдаунами» (умственно отсталыми) и теми, «кому деньги заплатили, чтобы стояли» (продажными). Если сложить всё перечисленное вместе, получится идеальный хрестоматийный образ чужого, врага. При этом любые гражданские посылы Майдана теряют всякий смысл.

Уже более месяца в разных диалогах со своими русскими друзяьми — крымчанами, которых я бесконечно уважаю, отмечаю одну вещь — постоянное недоверие к происходящему в Киеве и дискурсу о нём. Проблема начинается в словах и их значении.

«Украинский» для большинства русских в Крыму — это не гражданский, а националистический; демократия — национальная диктатура одной группы; люстрация — не о власти, а о том, чтобы выгнать русских отовсюду. Через этот понятийный аппарат воспринимаются любые тексты.

Ещё более глобальная проблема в языке: украинизацией называют сам факт звучания украинского языка в Крыму. За годы исследования языковой проблемы в Крыму справедливо могу добавить ещё три признака украинизации — рецепты к лекарствам «на мове», фильмы, дублированные на украинский язык, и обязательное изучение украинского языка в школе. Порядок по значимости и предъявлению респондентами соблюден.

При этом по поводу рецептов поддерживаю возмущение. Да и два других аргумента заслуживают активной позиции и изменения — это понятная для русской этнокультурной группы повестка борьбы за свои права, которая в актуальной ситуации в стране имеет свой неплохой шанс на успех.

И здесь возникает закономерный вопрос — «русские Крыма, а где ваш Майдан?».

Между тем русские в Крыму продолжают принимать защитно-оборонительную позу «не верю никому», «нам не нужен Майдан, нам нужна стабильность» в форме двух вопросов: «Где наши социальные гарантии?» и, пожалуй самый главный вопрос — «Где ваши гарантии, что мы не перестанем быть русскими в этой вашей «утопической новой Украине»?!».

Эти вопросы задают и мои друзья, те, кого я люблю, уважаю и чьё мнение мне не безразлично.

Потому попробую ответить моим русским друзьям в Крыму, а может, и за его пределами.

Социальные гарантии ровно там, где те, кому они важны, их формулируют. Сейчас ведь не кризис голода, а кризис власти. А если есть кризис голода, нет хлеба, заводы не у рабочих, а земля не у крестьян, так ведь это тоже о качестве принятия политических решений, о модели ведения бизнеса, о правилах игры. В одних правилах игры легко плодить бедность, в других — труднее, в третьих — это просто невыгодно. Там, где бедность плодить невыгодно, различия между людьми (культурные, этнические, религиозные) становятся ресурсными и их важно сохранять всем. Это то, что я знаю о поликультурном ресурсе, который изучаю более пяти лет, достаточно хорошо. Но такой ресурс — груша на дереве, которое важно посадить. Сейчас. Не играя в игры с нулевой суммой*Нулевая сумма (англ. zero-sum) — термин из теории игр (раздел прикладной математики). Игры с нулевой суммой — особая разновидность игр с постоянной суммой, то есть таких, где игроки не могут увеличить или уменьшить имеющиеся ресурсы, или фонд игры. В этом случае сумма всех выигрышей равна сумме всех проигрышей при любом ходе..

Второй вопрос — гораздо сложнее. За годы существования крымской АР русское как национальное и этническое в Крыму существенно себя потеряло, сохранившись либо как «славное прошлое — наследие Российской империи», либо как православная культура УПЦ МП. В АР Крым практически нет ресторанов русской кухни, русских этнокультурных центров, низовых инициатив, связанных с сохранением русской культуры и русского быта. Всё это — свидетельство пассивной стратегии сохранения русской идентичности, в которой любая, даже гражданская активность иных этнокультурных групп воспринимается как опасная. Извечный страх «бандеровцев» у русских — во многом боязнь тех, чьи сильные этнокультурные отличия могут победить наши, слабые.

Но есть и другой риск. В случае победы Майдана, вполне вероятно, не останется «бандеровцев» и «москалей», появится нечто третье, иной тип самоощущения и самоопределения. Хотя бы потому, что Майдан сегодня — это не просто место борьбы, а разнородное пространство смыслов и диалога, в котором сложно сохранить узкую этническую идентичность и солидарность. 

Стоящие на Майдане люди готовы меняться. Переживающие Майдан извне, русские ли, украинцы ли, меняться не готовы. Они держатся за своё привычное и нового боятся.

И, наверное, им важно понять, случись так — больше не будет Украины, делённой на два. Будет третья. Общая. Другая. Не «бандеровская», не «москальская». Никто канат не перетянет. Какой она будет, переживающие в «дни тяжких сомнений о судьбах нашей Родины» могут  решать, выйдя на Майдан — реальный или виртуальный, включившись в диалог о будущем страны.

Или не решать. Но тогда пусть не обижаются, что их не услышат.

Иллюстрация: Сергей Анашкевич

Редактор: 
Аватар пользователя яРусский
яРусский
11 февраля 2014 - 18:40

Живу на западной Украине в г.Хмельницком уже 39 лет. За всю жизнь меня назвали москалем только один раз в 91-м году в школе и мне смешно когда Восток и Юг говорят что тут бандеры)))
Я специально ходил на майдан и общался на русском языке и всем  по-баробану.  А вы уже- даже меня задолбали обзывать меня  бандерой. Думайте лучше а своей свободе  и о своих детях и да-поможет вам БОГ. Слава Украине. 

Аватар пользователя Рустем Аблятіф
Рустем Аблятіф
11 февраля 2014 - 18:43

Олю,

усе правильно, але Ви забули про витоки цього феномену. А витоки цього явища лежать у 40-х роках минулого сторіччя, коли були злочинним шляхом депортовані кримські татари. Замість корінного народу були звезені сотні тисяч люмпенів, маргиналів з всього Радянського Союзу, які не бажали та вміли працювати. Тому, з роками, разом з військовими відставниками, склалася оця унікальна спільнота російськомовних людей. Саме "російськомовних", а не "росіян". Ці люди, на жаль, втратили усі риси, що характеризують будь-яку етнічну групу. Зрозміло, що радянщина наклала свій відбиток на населенні Криму. Тому, й немає я Ви каже російських ресторанів, культурних центрів тощо. Я сам про це весь час кажу. Це не сталося раптом, за часи існування АРК. З історичної точки зору - це занадто короткий проміжок часу.
Як анекдот сприймаєтся випадок, коли "Руська Єдність" влаштувала прийом для зарубіжних та місцевих учасників власногосемінару щодо захисту російської мови у кримськотатарському ресторані у Багчасараї!

Аватар пользователя яРусский
яРусский
11 февраля 2014 - 18:49

ВОТ ПОЧЕМУ МЫ НА МАЙДАНЕ
Приходит мужик с женой с прогулки  домой. Заходят  в квартиру  и мужик  получает по башке сильный удар. Через пару минут приходит в себя и видит что бандит насилует его жену. Она кричит –Помоги. Мужик встает и начинает кричать –Банду Геть -Банду Геть .Бандит спокойно закончил свое дело  встал посмотрел мужику в глаза и сказал –Я уважаю Вашу политическую позицию. Взял деньги и ценности и под крики мужика- Ганьба- вышел  из квартиры  пообещав прийти снова. Мужик  вспомнил что перед  уходом оставил дома свою 4х летнюю дочь с отцом инвалидом – входит в другую комнату и видит что оба мертвы. Прикрыв голое- поруганное тело ребенка простыней он хватает топор и бежит за убийцей. Догнав его на улице пару раз бьет его по голове… Кто-то из зевак вызвал скорую кто-то  милицию… Скорая забрала бандита - милиция мужика. 
Бандит выжил - его отец из мести (крупная шишка чиновник из партии отмазал его) через друзей в милиции сфабриковал  протокол что Мужик экстримист и его дружок судья (заочно) впаял ему  6-ть  лет…(см.закон16 января)
Мужик так и не был на похоронах  дочери и отца …и не был на похороне свой жены( через 9-ть месяцев она родила ребенка и вскоре после этого покончила с собой)он поклялся жестоко отомстить убийце и выйдя на свободу свершил свою клятву…
ВОПРОС - сколько детей успел завести себе этот бандит за эти 6-ть лет?
ОТВЕТ- если не хочешь в своей квартире кричать- Банду Геть- иди кричи на майдан!
 

Аватар пользователя Mar
Mar
12 февраля 2014 - 09:46

Ребята, вы не поняли: Украина - не наша страна. Т.е. вы могли бы доказать нам, что Украина как минимум не враг Крыму. Но вы упорно доказываете нам обратное. Да, гражданство у нас украинское. Но Украина - не наша страна. Как Российская Империя не была родной страной Царству Польскому и Герцогству Варшавскому. А Прибалтика (в лучшие годы СССР уровень жизни там был выше или равен Швеции) не считала СССР своей страной.
Вам нужно понять, что Украина - не наша страна. Мы даже готовы признать себя вассалом Украины, но только если вы научитесь нас уважать. А чтобы вам было понятно почему так получается - посмотрите сюда:

http://www.youtube.com/watch?v=S-oh0LZRX4g
http://sevnews.info/rus/view-news/V-Sevastopole-molodye-banderovcy-iz-Lv...
 

Аватар пользователя Mar
Mar
12 февраля 2014 - 10:23

Кстати, я могу вам рассказать, почему мы в Крыму не любим Украину. Когда разваливался Союз, то ваши "патриоты" кричали, что никто не обязан "любить страну". Все кричали, что "страну надо уважать". Теперь на Украине полная ж..па. Если ещё десять лет назад уровень жизни на Украине и в России был сопоставим, то теперь - при всех российских проблемах и сравнимом уровне коррупции - уровень жизни в России в два раза больше, чем на Украине. Ваши СМИ постоянно твердят о нас, как о "пятой колонне", как об "оккупантах". Вон и здесь Рустем Аблятіф этим отметился (наверно крымский татарин).
Гордиться принадлежностью к этой стране... Ну, было бы чем гордиться... Чем гордиться? Ну что такого выдающегося Украина сделала за последние 22 года? Падением уровня жизни? Безработицей? Взаимоуважением к разным национальностям? Драками в парламенте? Постоянными оскарблениями? Вы сами-то гордитесь этим? Почему мы должны "любить" и "уважать" Украину?

Аватар пользователя джагернаут
джагернаут
12 февраля 2014 - 15:00

Автору спасибо. Текст понравился.

ИМХО Крым нужно отпускать. Нафик он нам ТАКОЙ сдался.? Головняк. Гиря, которая не дает стране спокойно двигаться в Европу. Задрыпы имперско-шовинистические. Их совков уже никогда не исправить. Они навсегда останутся со своей великодержавно-православно-коммунистической кашей в голове. Им так нравится.
Пусть уходят. А через пару десятков лет им  татары такой талибан учинят, что мало не покажется. Им коренной народ припомнит все сегодняшние унижения. Нахаваются терроризма по самое не балуйся, бедет как хотят - в точности как в России.
У них спесивцев сейчас мозгов не хватает понять, что травить татар нельзя, что Украина для них единственный фактор стабильности.  Укр. протекторат татары приемлят, а за русский - будут мстить.

Только есть важный нюанс - украинцам, желающим покинуть эту бочку с порохом, нужно предоставить господдержку на обустройство в Украине.

 

Аватар пользователя Эл
Эл
13 февраля 2014 - 14:17

Как русскоязычный человек, с рождения проживающий в Киеве, спрошу: а что, действительно не могут понять рецепт на украинском языке?

Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.