Web Analytics

Ядерное оружие: Может ли пример Украины стать будущим Северной Кореи?

Союз распался, Украина - независима. Стране достался третий по величине ядерный запас после Соединенных Штатов Америки и России. Эксперты задаются вопросом, сможет ли Северная Корея почерпнуть урок украинского опыта?

Специалисты по вопросам обороны и посол Украины в Южной Корее Владимир Белашов слабо верят в то, что «Королевство Отшельников» пойдет по пути Украины начала 90-х годов прошлого столетия.

Они так же отметили, что эти две страны имеют очень мало общего касательно мотивов и обстоятельств обретения статуса ядерного государства и пример Украины не может быть достаточно показательным для Северной Кореи, которая на протяжении пятидесяти лет имела амбиции государства с ядерным потенциалом.

Владимир Белашов, украинский посол в Южной Корее, заявил в начале октября в газете «Корея Таймс», что было время, когда отмена ядерного статуса стала политическим футболом во внутренней политике страны.

«Среди журналистов, депутатов и даже членов правительства возникли разные взгляды на то, стоит ли государству продолжать придерживаться программы ядерного вооружения или отказаться от него. Ведущие ученые и аналитики высказали свою точку зрения для поиска правильного решения», - заявил Владимир Белашов.

24-го октября 1991 года, сразу после того, как Верховна Рада Украины приняла резолюцию касательно безъядерного статуса страны, начались горячие дебаты.

Среди запасов, которые Украина унаследовала от Советского Союза, было 222 стратегических носителя ядерного оружия, которые включали в себя 130 баллистических ракет, установленных на стартовые позиции. Так же по всей территории Украины насчитывалось 176 бункеров стратегических ракет.

«Действительно, в то время соблазн сохранить третий по величине в мире ядерный потенциал или хотя бы его часть был достаточно велик», - сказал посол.

Движущая сила.

Несмотря на различные мнения, Белашов отметил, что подавляющее большинство украинцев считало, что отмена ядерного статуса могла быть очень выгодной стране.

Посол так же заявил: «Некоторые типы баллистических ракет были спроектированы и изготовлены в Украине, но ядерные боеголовки были сделаны и собраны в России. Если бы мы захотели иметь такие боеголовки, нам нужно было бы спроектировать и построить их самим, а это потянуло бы за собой значительные растраты для правительства».

«Украине также пришлось бы пережить плохой имидж страны-изгоя, если бы она не отказалась от ядерного оружия... И будучи новой независимой страной, мы сочли необходимым получить международное признание и поддержку в возрождении нашей экономики», говорит Белашов.

Однако достигнув согласия в вопросе необходимости обретения безъядерного статуса, Украине необходима была срочная экономическая поддержка, гарантия безопасности и практические знания, которые могли бы помочь в транспортировке объектов из страны.

Но сам процесс транспортировки боеголовок не начинался до заключения трехстороннего соглашения Соединенными Штатами с Россией и Украиной. На веб-сайте Министерства обороны США сказано, что решающее значение в успехе этих переговоров было обещание о помощи в плане Совместного Уменьшения Угрозы (СУУ).

Инициатива Конгресса США была возглавлена сенатором Ричардом Люгером и Сэмом Нанном, план совместного уменьшения угрозы был разработан для демонтажа ядерных объектов в Восточной Европе после распада бывшего Советского Союза и с 1991 года этот план начал реализовываться.

Политика по уменьшению угрозы включает в себя программу переориентировки бывшего оружия массового уничтожения, соответствующего оборудования, ядерных инженеров и ученых для гражданских целей.

В рамках этой программы, правительства-партнеры тесно сотрудничали в демонтаже ядерного оборудования и создании альтернативной инфраструктуры отрасли.

Начиная с 1991 года и по 2005, правительство США инвестировало 7 млрд. долларов в программу по совместному уменьшению угрозы в странах бывшего СССР, что привело к устранению 6600 ядерных боеголовок. Так же было разрушено более 470 бункеров ракет дальнего действия, более 1800 баллистических ракет, крылатых ракет, подводных лодок и стратегических бомбардировщиков.

Согласно плану взаимной поддержки, Украина, Беларусь и Казахстан согласились передать ядерный арсенал России.

Программа по совместному уменьшению угрозы и Северная Корея.

Благодаря эффективным результатам в трех восточноевропейских странах, эксперты созвали шесть стран-участников программы для рассмотрения вопроса о помощи Северной Корее отказаться от ядерного оружия.

Группа северокорейских экспертов: Джоель С. Вит, Джон Вольфстал и О Чунг-Сук в декабре 2005 года, в Вашингтоне написали вместе рекомендационный отчет в Центре Стратегических Международных Исследований (CSIS).

Северокорейские эксперты подсчитали, что понадобиться примерно от 200 до 500 миллиардов долларов для проведения подобной программы с ядерными объектами Северной Кореи. Они предположили, что пять стран – Южная Корея, США, Япония, Китай и Россия – рассмотрят вопрос о распределении между собой финансового бремени.

Противники этого плана говорят, что предложение звучит нереалистично, потому что Северная Корея не захочет открыть миру свои ядерные расположения.

Старший военный сотрудник Брюс Бэннет, корпорации «Рэнд», (Калифорния) настроен скептически относительно того, что Северная Корея откажется от ядерного статуса, даже если ей предложить условия такой программы как СУУ.

Бернет так же заявил во вторник в электронном интервью газете «Корея Таймс»: «Ядерное оружие выполняет различные цели для разных стран. У Украины никогда не было выбора, создавать ядерное оружие, или нет, сколько она готова платить за это и в каких целях его использовать. Советский Союз сделал все это сам и затем, после его распада, Украине не досталось ядерное оружие».

Бернет так же отметил, что Северная Корея сама была инициатором своего ядерного статуса и десятилетиями выделяла огромный процент ВВП на развитие ядерного оружия.

Надежда умирает последней.

«Ядерное оружие для Северной Кореи является показателем способности противостоять угрозам США, демонстрируя лидерство страны для внутренней аудитории», - сказал Бернет.

К такому мнению он пришел на почве информационного отчета, что в последнее время американские спутники обнаружили необычную активность на ядерном полигоне в Северной Корее.

Министр по объединению Хюн Юн Так, во время ежегодного аудита Национального собрания Министерства унификации, сообщил законодателям, что он не исключает возможности проведения «северянами» третьего ядерного испытания, но, скорее всего, уже не в этом году.

Хюн сделал такое заявление после того, как Парк Сан Йонг, представитель Партии Свобода высказалась по поводу возможности проведения в ближайшем будущем третьего ядерного испытания в Северной Корее.

Депутат предположила, что Северная Корея может провести подобные испытания либо в ходе съезда Большой Двадцатки в Сеуле 11 и 12 ноября, либо в конце сего года или уже в начале следующего.

Так же госпожа Сан Йонг добавила, что руководство северных соседей может понять, что провокация такого рода, проведенная в подходящее время, будет наиболее эффективной, так как подобные агрессивные действия получат максимум международного внимания.

Наблюдатели за Северной Кореей предсказывают, что это коммунистическое государство будет наоборот работать на укрепление своей ядерной мощи, по крайней мере, пока Ким Чен Ун, третий сын наследника Ким Чин Ира, имеет полную власть над государством.

«Без ядерного оружия, у северокорейского режима будет мало возможностей для демонстрации внутренней аудитории своего лидерства на мировой арене... И если режим в действительности такой слабый, то это может стать предметом для внутреннего переворота, особенно военными», - сказал Брюс Беннетт.

Посол Белашов прогнозирует, что мудрое политическое сочетание экономических стимулов и санкций поможет Южной Корее и другим странам-участникам переговоров достичь «желаемых результатов» касательно ядерных амбиций Северной Кореи.

Посол так же сказал, что, учитывая реалии, идея отмены ядерного статуса Северной Кореи может быть пока лишь принятием желаемого за действительное, но все же совместные скоординированные действия на международном уровне могут подтолкнуть Северную Корею пересмотреть свою ядерную политику в будущем.

По материалам: «Корея Таймс».