Web Analytics

Свободный человек — Mr. Freeman

21 сентября 2009 года запомнилось пользователям Интернета, как дата появления первого мультфильма Мистера Фримена (mr. Freeman). Этот милый черно-белый, или почти черно-белый мультик был озаглавлен автором так: «ПОЯВЛЕНИЕ. Буквально на днях я осознал себя, оценил мир, который находится вокруг и больше не могу молчать... Да услышит меня, имеющий уши, да узрит меня, имеющий очи». С этого началось время расцвета не то, чтобы гениального проповедника, но уж точно парадоксального интернет-персонажа.

Возможно, повальная популярность Фримена не коснулась моего читателя, и мое предисловие ввело его в недоумение. Попытаюсь объяснить, да простят меня все, кто в курсе. Итак.

Что за зверь?
Википедия определяет нашего славного героя так: «Mr. Freeman — главный персонаж серии черно-белых анимационных роликов, впервые появившихся на YouTube 21 сентября 2009 года, и завоевавших немалую популярность в Рунете. Основное содержание роликов — монологи, в жесткой форме критикующие образ жизни современного российского обывателя. На данный момент вышло 8 эпизодов сериала, суммарное количество просмотров — более 5 миллионов». На самом же деле, сказать «монологи, в жесткой форме критикующие» - это ничего не сказать. Значительно лучше тематику мультфильмов обрисуют их названия:

1. «Появление» или «А ты уверен в том, кто ты такой, и что ты существуешь?»;
2. «Онанизм» или «Где угодно и когда угодно…»;
3. «Ты слишком блондин»;
4. «Продамся дорого» или «Памятник безымянной проститутке»;
5. «Плодитесь, коровы, жизнь коротка»;
6. «Новый год?»;
7. «Я – с большой буквы»;
8. «Что стало с твоей мечтой».

Первое, что хочется сказать об этих мультиках – это тот факт, что они шикарно сделаны. В них прекрасная профессиональная озвучка, крепкая драматургия, они достойны докторской диссертации по теории монтажа и литературной премии за тексты, те самые «монологи, критикующие», по праву несущие высокое звание постмодернизма. На текстах я и хочу остановиться подробно.

Жрать-срать-ржать
За всю историю наблюдений мистер Фримен дал два интервью. Кстати, любопытно, что тот, кто давал эти интервью, позиционировал себя именно как мистер Фримен, мульт-герой, а не как автор мультфильмов. Об авторах же он говорит в третьем лице, говорит достаточно резко:

Интервьюер: Мы можем поговорить об этих мультфильмах? Просто они действительно великолепны, и я хотел бы задать пару вопросов художнику, а не их герою.
Mr. Freeman: Он болен на голову. Я свел его с ума. Он не умеет говорить своим языком. Зомби. К сожалению, я не смог по-другому овладеть им.

Во всех его ответах, да как и в мультфильмах, чувствуется то, что блогеры называют ЧСВ – чувство собственной важности, - очень высокой важности. Он говорит о себе, как о рецепте против апокалипсиса, как о единственном реально существующем человеке, как о носителе главной идеи и прочее в том же духе. Он остр и безапелляционен, чем вызывает восторг ли, ненависть ли, недоумение ли, но уж точно огромный резонанс у своей аудитории.

А с аудиторией Фримен обошелся вообще остроумно. Ведь обитает он в Интернете, и зритель может увидеть его исключительно в Интернете, и хает человечек с YouTuba опять-таки Интернет и в нем сидящих. То есть, он всегда застает своего зрителя на горячем, что, кстати, наглядно продемонстрировано в мультике про онанизм. Чувствуете метафору?

Аудитория же имеет с этого то самое желанное, что только можно найти в Сети – пищу для мозгов и возможность – о счастье! – высказать свое мнение. Только в Живом Журнале у Фримена в данный момент 6029 комментариев. А записей знаете сколько? Четырнадцать! В среднем по 430 отзывов на каждую запись – это лихо, не правда ли? И это только ЖЖ, а еще есть «В контакте», «Лепрозорий», YouTube в конце концов…

22 октября, когда записей в блоге было всего пять, Фримен выпустил третью серию «Ты слишком блондин», обращенную к своим комментаторам. В этом мультфильме герой вопрошает: «Вот есть же у людей руки, голова, задница. Что они сделали ими, кроме говна, которое непрерывно отправляется в унитаз и в Интернет, в унитаз и в Интернет, в унитаз и в Интернет?!». В этом мультфильме, кстати, был сформулирован лозунг интернет-сообщества, ставший впоследствии одной из самых популярных Фрименских цитат: «Жрать-срать-ржать». Комментаторы же в там изображены в виде мух, которых герой то бьет мухобойкой, то травит дихлофосом, а они в это время восклицают: «В избранное, немедленно в избранное!». И последнее, что бы хотелось сказать об аудитории. Под этим мультфильмом на YouTube и в ЖЖ в общем три тысячи триста девятнадцать комментариев.


Философия
Маленький черно-белый человечек с овальной головой в своих мультфильмах кричит, шепчет, показывает то огромные зубы, то взгляд обиженного ребенка, то себя в смирительной рубашке. А всё для того, чтобы передать чистую идею, которую якобы способны уловить единицы. А идея-то простая, светлая и чудесная. Идея в том, чтобы не просиживать свою жизнь за компьютером, в офисах, на работе, делать в ней что-нибудь оригинальное, самобытное, делать хоть что-нибудь. Всем эта идея нравится, все согласны, но никто ничего не меняет.

Быть может, Фримен прав, перемены в жизни находятся за пределами зоны комфорта, в которую люди упакованы, как в полипропиленовый мешок. И в этом смысле Фримен нужен людям, как если не единственный свободный человек, то хотя бы тот, кто имеет смелость, талант, профессионализм и материальную базу для того, чтобы говорить им правду в наиболее понятной и доступной для них форме. Или, может быть, Фримен ценен для людей, как возможность почувствовать себя среди тысяч идиотов единственным, кто уловил вожделенный «месседж», а чувствуют это слабее или сильнее все без исключения. Возможно же, всё наоборот. Это люди нужны Фримену для поддержания его самомнения и величия. За всей его экспрессией и агрессией ясно просматривается старый, как мир, афоризм о том, что если у вас в детстве не было велосипеда, а теперь у вас Ролс-Ройс, то все равно у вас в детстве не было велосипеда. Определение в таком случае звучит так: «Люди – это средство борьбы конкретного человека (автора текстов) с собственными комплексами с помощью людей, вдохновленных его творчеством (художник, монтажер, режиссер и т.д.)».

Так неужели все эти люди не сумели уловить такую простую идею? Да нет. Просто тут действует известный всем закон практической, не побоюсь этого слова, медицинской психологии: если сто раз сказать человеку, что он свинья, он хрюкнет. «Вы что совсем тупые?» - трижды повторяет герой, с каждым разом все медленнее, все с большим подозрением. И в душу зрителя, даже самого стойкого в мировоззрении, закрадывается сомнение: «А может мы и в самом деле малость туповаты? Может мы увидели не то, что он хотел сказать?». И всё, считай, сработало. Итог же этого эффекта известен и нагляден: около 5 миллионов просмотров по всей сети.

Но, должен признаться, в этой части своего текста я несколько лукавил, и незаслуженно она называлась бы «философия», если бы я не сказал главного. Кто это, все эти 5 миллионов? Кто эти комментаторы, эти «люди»? А это – мы. Я и вы, мои ироничные читатели. Вы, держащие правую руку на мышке и левой подпирающие подбородок. Вы, осознанно или нет желающие узнать этот загадочный и неуловимый…

Message
Нет никакого диалога между Фрименом и людьми, нет никаких «монологов, критикующих», которые Фримен обращал бы людям, нет, потому что некому их обращать и некому слушать. Фримен – и есть люди, а люди - и есть Фримен.
Условия существования мультфильмов идеальны: в Интернете хаять Интернет, тысячи комментариев к мультику о комментаторах, и всё остальное, о чем я говорил раньше. Это похоже на гениальный маркетинговый проект, но на самом деле не является таковым. Просто в социуме образовалась пустота, которую можно было заполнить каким-нибудь таким человечком, живущим в самой высокой, самой массовой точке медиа, и это тут же произошло. Спрос рождает предложения – закон рынка. «Я сам себя создал, сам себе всё подчинил» - говорит мистер Фримен, и вот тут он лукавит. Это мы его создали, чтобы посмотреть на себя со стороны, чтобы в комментариях поупражняться в остроумии, а скорее всего чтобы почувствовать себя живыми, затрачивая на то минимум усилий.

Увы, человечку с овальной головой не стать ни народным героем, ни борцом против апокалипсиса. У него романтичная жизнь, но прозаичная судьба. Припомните пожалуйста, куда делась приставка «Денди»? А игрушка «Йо-Йо» с надписью «Coca-Cola»? Куда делось Тамагочи? Куда делся Влад Сташевский в конце концов? А никуда. Растворились в конъюнктуре и остались в головах, только как приятные воспоминания ушедшей эпохи. А ведь если вспомнить, как с ними носились, как они были важны и массовы, и еще если провести параллель со всеми нашими желаниями и стремлениями, со всеми нашими достижениями и подвигами прошлого, и еще посмотреть на настоящее, то уж точно за пределами зоны комфорта получится… И еще тоскливо как-то.

Приставка «Денди» была нами ровно так же, как и мистер Фримен. Мы эволюционировали от одного до другого. Тогда нам нравилось кормить и прибираться за китайской игрушкой, теперь нам нравится, что на нас орет и учит жить маленький черно-белый человечек. А в остальном-то всё то же самое. Но нам нужен месседж. Нам просто необходимо знать месседж, и будет глупо спрашивать, почему. Ну мы же люди, значит нам нужен месседж. А дело-то в том, что мы сидим у экранов компьютера, читаем новости о наших выдающихся властях, переписываемся в аське, читаем вот этот текст, или, скажем, смотрим мультики мистера Фримена. При этом корнями мы уходим в растворившуюся эпоху «Денди», растворившуюся эпоху КСП, кто-то даже в растворившуюся эпоху фильмов Шукшина. Корнями уходим, знаем об этом, а всё сидим. За окном конец марта, во всю весна, а мы сидим и сидим, и вставать не собираемся.

Я не претендую, упаси Бог, на истину в последней инстанции, я же не мистер Фримен, в конце концов. Но самую главную мысль его творчества я услышал в том самом третьем мультике, обращенном к комментаторам, в абсолютно, казалось бы, проходной фразе. И звучит она так: «Люди, ау». «Люди, ау». Вот вам месседж, и делайте с ним, что хотите. «Люди, ау».
Люди, ау.

ЖЖ Mr. Freeman