Барышни и дамы - так хочется назвать тех, кто сто - чуть больше или меньше - лет тому назад зашел, как тогда говорили, в фотографию, чтобы запечатлеть себя. На фото - уже тогда известные или ставшие знаменитыми позже харьковчанки, но больше - тех, от кого осталась только карточка.
Владимир Оглоблин, фотограф: «Мы не знаем, кто это, мы не знаем, чем она занималась, но настолько трогательно это лицо, настолько оно приятно, красиво, что невозможно было не обратить внимания».
Такие лица, как у этих незнакомок, сейчас на улицах Харькова редкость, уверен Владимир Оглоблин. Или вот такие, как на фото невестки знаменитого российского фотографа Алексея Иваницкого.
Владимир Оглоблин, фотограф: «Многие лица отличаются, все-таки на многих лицах, не знаю, может быть, это слово уже как-то забыто, здесь есть какое-то благородство, здесь есть какой-то свет, сияние. Мы все отмечали, что очень много лиц, которые, ну что ли, отличны от современных. Я не знаю, чем это объяснить, может быть, каким-то богатым внутренним, духовным миром».
Женщин-зрительниц интересуют не только образы предшественниц, но и то, во что и как они были одеты.
Лариса Матюха, директор Дома учёных: «Особенно мне интересен туалет этой женщины. Привлекает внимание женщин, прежде всего, наверное, во что они одеты, какая мода была того периода».
Все фотографии, среди которых есть работы известных мастеров - Иваницкого, Федецкого, Пицека, Овчинникова, хранятся в частных коллекциях, иногда - в домашних архивах, например, семьи Роффе-Бекетовых. Кроме реальных харьковских персонажей, на выставке есть и вымышленные - эти женские головки красовались на обертках конфет, как тогда говорили, и монпансье.