Web Analytics

Горячий и обволакивающий. Как в Харькове делают асфальт европейского качества? Спецпроект «Весна - дороги.net»

Мода на асфальт. Харьковский асфальтобетонный завод открыл сезон 2010 - в городе наступило время текущего ремонта улиц.



Асфальтобетон для харьковских дорог рождается здесь. Три года назад коммунальное предприятие арендовала частная фирма - пришли новые руководители. В 2009-м завод торжественно открывали – это была так называемая перезагрузка - арендаторы закупили новое оборудование.

Гордость завода - немецкая установка для изготовления асфальтобетона, её ещё называют смесителем. За прошлый год с помощью чуда техники создали 50 тысяч тонн асфальтобетона. В отличие от других трёх установок, эта может изготовить щебеночно-мастичный асфальтобетон - такой используют в Европе. Прочнее, чем привычные для Украины материалы и бесшумнее остальных - за этой смесью - будущее, уверены на заводе.

Александр Пономаренко, оператор смесителя (показывает, как работает установка): «Мы видим загрузочные бункера - четыре штуки. Сюда подаётся фронтальным погрузчиком каменный материал, который, соответственно рецепту, с помощью системы предварительного дозирования подаётся ленточным конвейером в сушильный барабан, где материал нагревается до определенной температуры, до заданной температуры».

Александр Пономаренко - оператор смесителя - рассказывает об этапах сложного производства. Он, как повар, по рецепту добавляет ингредиенты. Основные - щебень нужного размера, минеральный порошок и битум. Последний на заводе совершенствуют: новая техника нагревает материал, он лучше обволакивает камни - асфальт получается качественней.

Игорь Жданюк, главный инженер фирмы-арендатора предприятия: «Битум, который используются на Западе, он приготавливается специально, чтобы использовать для дорожного строительства. Битум, который используется в странах бывшего Советского Союза, это идёт остаток, остаточный продукт от переработки нефти, то есть сначала идёт лёгкие фракции - бензин, одеколон и так дальше, потом идёт по остатку уже, идёт битум».

Прежде, чем класть асфальт на харьковские дороги, его испытывают в специальной лаборатории: всё должно быть по правилам и соответствовать государственному стандарту. Весы, печи, колбы с растворами, линейки. Дальнейшая судьба асфальтобетона зависит от этих людей - сотрудники лаборатории решают, насколько асфальт вынослив.

Ольга Логвиненко, лаборант: «Мы сначала вот формы у нас есть такие. Мы горячую смесь непосредственно со смесителя, мы набрали её с нескольких замесов, с машины запрессовали вот в такую форму, потом даём нагрузку, нагрузка даётся, как когда укладывается асфальт, точно такую же нагрузку мы даём на прессах, получаются у нас такие образцы - 7 на 7 сантиметров».

Надежда Куценко - начальник испытательной лаборатории асфальтобетонного завода - на харьковские дороги смотрит взглядом профессионала. Видит, где и асфальт не тот и лежит он не так. Делится впечатлениями о так называемом «ямочном ремонте». Говорит: подобные «латки» - не выход, трещины от одной ямы могут разрушить всю дорогу. Об асфальте, который испытывает сама, Надежда Куценко только хорошего мнения.

Надежда Куценко, начальник лаборатории асфальтобетонного завода: «Вообще-то, я вам честно хочу сказать, у нас асфальтобетонная смесь не бывает такого, чтоб она была не в ГОСТе, потому что выпустить асфальтобетонную смесь.., но её нужно ещё правильно уложить, что немаловажно, чтобы он лежал и соответственно, чтобы там и водоотвод был для того, чтобы асфальтобетонная смесь лежала и основание, чтобы лежало, а не так, чтобы там было уже не щебень, а труха».

Асфальт, сделанный по новой технологии, испытания прошел не только в лаборатории: Рымарская и площадь Конституции после зимы стоят, как новенькие. Что ремонтировать, в мэрии уже решили. Асфальтобетонному заводу работа есть. Правда, пока заказы - небольшие. На капитальный ремонт харьковских дорог денег нет.

Геннадий Кунда, зам.начальника Департамента дорожного хозяйства: «Мы не будем лепить сегодня и постараемся не лепить латку на латку, но опять же - количество средств, чтобы хватило, - мы будем делать площадями - там, где уже разрушено полностью, те улицы, которые не попадут в капитальный ремонт и реконструкцию, а мы сегодня можем предполагать, какие улицы, почему? Потому, что нет бюджета. Это, как в семье. Непонятно, на какую зарплату мы сегодня будем жить».

На заводе говорят: качественный асфальт - это только часть работы. Чтобы дороги сияли, нужны профессионалы-дорожники и современная техника. А ещё - хорошая погода и правильная уборка.