Метро будет на Алексеевке ровно через 190 миллионов гривень: ноу-хау от Анатолия Кравчука - измерять время не в месяцах, а в гривнях. Так точнее, уверен чиновник.
В этом году на строительство метро в бюджетах всех уровней заложено 90 миллионов - это уже попытка перевести в более привычные единицы измерения. Если в 2008 будет хотя бы 100 - будет новая станция.
Станцию «Алексеевская» еще полгода назад анонсировали главной изюминкой Дня города-2007, позже чиновники начали говорить абстрактно – «конец года». Как сделать так, чтобы временные сроки не срывались? Идея Кравчука - внести в тариф на проезд в метро инвестсоставляющую - 10 копеек - и тратить на новые тоннели и станции. Сегодня в тарифе - расходов на строительство нет, уверяет Кравчук.
Анатолий Кравчук, начальник дирекции строящегося метрополитена: «Если сегодня сказать жителю Северной Салтовки, что ты в тарифе на метро будешь платить еще 10 копеек на инвестиционную составляющую и тебе завтра начнут строительство станции на Северную Салтовку, за твои 10 копеек и за бюджетные, из пяти источников. Я думаю, он не будет возражать».
Подкорректировать тариф сегодня хочет не только Анатолий Кравчук. В администрации метрополитена - встреча руководителей с пассажирами и журналистами. PR-акция «поддержим повышение тарифов», за выступающими - плакат: «убытки подземки за полгода - 20 миллионов гривень».
Начальники отделений рассказывают, что с июля отменяется льгота на электроэнергию, растут аппетиты у охраны, а государство обрезало возможность зарабатывать госструктуре на аренде и рекламе. Отсюда - обращение к облгосадминистрации, которая может дать добро на повышение тарифа.
Людмила Шутикова, зам. начальника метрополитена по экономике: «Решить вопрос либо повышения тарифа, либо дотация на возмещение разности в себестоимости и тарифе. Мы не ставим жестко вопрос - отдайте нам тариф, и все».
По подсчетам руководства подземки, себестоимость одной поездки – 1 гривня 12. До какого уровня повышать тариф, начальник метро уже определился – 1 гривня. А пока облгосадминистрация думает, метро, как перед прошлым подорожанием, вводит режим жесткой экономии.
Сергей Мусеев, начальник метрополитена: «А на данный момент мы экономим. Мы увеличиваем интервалы, сокращаем количество поездов на линии и так дальше».
Не работающие эскалаторы и 20-минутные интервалы между поездами после 11 вечера на облгосадминистрацию пока не действуют. Первая реакция губернатора - ищите резервы.
Арсен Аваков, председатель облгосадминистрации (25 апреля 2007 г.): «Мы повысили тариф, выше в Украине нет. Дальше это вопрос хозяйства. Если ты плохой хозяин, не умеешь хозяйствовать, чтобы сводить концы с концами, ну может быть стоит уступить место другому человеку. Или научиться хозяйствовать так, чтобы пока уложиться в 75 копеек».
Михаил Пилипчук подземкой руководил до Сергея Мусеева. Признает, преемник ставит вопросы гораздо жестче. Пилипчук - сегодня он в должности зама - объясняет: метро стареет, вагоны нужно обновлять, появляется опасность ЧП - поэтому начальник пытается выйти на себестоимость. А резервы и так включили по максимуму. Из последнего, летнего - метро отказалось от детского лагеря, санаторий перевели на хозрасчет.
Михаил Пилипчук, зам. начальника харьковского метрополитена: «Никогда такого не было на метрополитене. Триста человек сократили. Триста пятьдесят девять человек. Ну какие могут быть еще резервы?»
Руководители подземки утверждают: Киевское метро из местных бюджетов получает в десять раз больше денег, чем харьковское, отсюда - столичный тариф в 50 копеек.
В Харькове бюджеты меньше - больше платят пассажиры. Причем, в подземке уверены: и 75 копеек, и даже гривня - для клиентов далеко не критичная сумма.
Предложение скептикам от руководителей подземки. Встретиться на «Пролетарской» и как можно дешевле доехать до станции метро «23 Августа». Скептик может выбрать любой вид транспорта, кроме метро - и потратит не меньше трех гривень, утверждают в подземке. А значит, люфт у тарифа на проезд метро есть.
Вариант «устроить подобное соревнование от Пушкинской до Университета или пользоваться велосипедом» руководители метрополитена называют некорректным.