Web Analytics

Зеркальная струя: символ, родившийся случайно

Выставка портретов харьковчан, которые строили и восстанавливали послевоенный Харьков, отрылась сегодня в Государственном университете строительства и архитектуры. Строители рассказывают, что многие архитектурные сооружения в городе, без которых сегодня трудно представить Харьков, появились случайно. В числе таких строений и знаменитая Зеркальная струя.

Чуть ли не со времён основания Харькова на этом месте было кладбище, его упразднили ещё в самом начале девятнадцатого века. Здесь была Мироносицкая церковь, пустырь, в тридцатые годы уже века двадцатого, при советской власти, здесь было троллейбусное депо, точнее, троллейбусы стояли просто под открытым небом. После Великой Отечественной войны городские власти решили облагородить это место, придать ему цивилизованный вид.

Бывшие партийные работники вспоминают, что в конце сороковых годов в Харьков приехал тогдашний первый секретарь ЦК Компартии Украины Никита Хрущёв. В кабинете главы Харьковского обкома партии Виктора Чураева - обкомовское здание в те годы находилось рядом с нынешней "Зеркальной струёй" - Хрущёв выглянул в окно. Троллейбусный парк, видимо, произвёл на него не самое лучшее впечатление, и будущий руководитель Советского государства отругал руководителя харьковских коммунистов за неприглядный вид под окнами обкома!

Вскоре на месте троллейбусов появились парк и фонтан. Харьковская Зеркальная или Стеклянная струя полностью повторяет проект в Кисловодске. Только там она называется "Альтанка".

Юрий Гуровой, председатель Харьковского горисполкома в 1969-1976 годах: Если харьковчане помнят, какое название было у парка или сквера Победы, как мы привыкли его называть, - эта "Альтанка" и стеклянная струя называлась по имени первого секретаря обкома партии "Бахчичураевская струя".

Первоначально бассейн был обнесен простым кирпичным забором, в семидесятые его заменили на гранитный. Сейчас беседку, ставшую символом города, ремонтируют. Рабочие говорят, к трехсотпятидесятилетию Зеркальная струя будет ослепительно белой.