Web Analytics

Мода или маскарад? Культ тела 80-х

Если честно, безобразие и дикость 80-х мой эстетический радар, мягко говоря, возмущают. Если ещё честнее, одного взгляда на некоторые образчики десятилетия хватает, чтобы мгновенно включились злость и отвращение. Исследовательские раскопки этого периода меня совершенно измотали, а от иллюстраций иногда хотелось кричать (вам это ещё предстоит). Бросить всё и сделать вид, что 80-х просто не было, мешала собственная совесть и уважение к фантазии модных дизайнеров, которые до сих пор умудряются черпать идеи из этого балагана: кислотные цвета, косухи, «резиновые» мини (юбки-резинки, помните?), леггинсы и крупная бижутерия опять носибельны. Очень надеюсь, что в моду не вернутся беспорядочные начёсы из волос и понятие «ставить чёлку». 

Безвкусной и вульгарной, особенно на фоне предыдущих трёх десятилетий, моду 80-х, как мне кажется, сделали две тенденции. Открыв воображаемый гардероб, слабый пол — в ущерб женственности и элегантности — вдруг выбрал балахонистость и эластичность. «Стильная свобода» 70-х трансформировалась в «удобную свободу»: спортзал вышел на улицу и перестал стесняться растянутых треников. Одновременно новые требования выдвигались и к тому, на что это удобное было надето. Символом десятилетия стала женщина ростом от метра семидесяти пяти и выше, с совершенно маскулинными «раздутыми» мышцами и при этом щедро наделённая женскими прелестями  в объёмах, завидных даже для Мэрилин Монро.

Всё десятилетие напоминает бочонок, переполненный разноцветной субстанцией непонятного происхождения, который вот-вот взорвётся и изгваздает всё вокруг. А коронованные «Мисс Вселенная» с 1980 по 1989 год, которых мы с вами четвёртое десятилетие подряд используем как наглядное пособие для наблюдений за сменой эталона красоты, — лучшая иллюстрация того, как выглядит этот «модный ландшафт» уже после взрыва. 

Единственное светлое пятно 80-х — рождение моей любимой группы Depeche Мode, феномена десятилетия. Рок-группа, которая обходилась без гитар, этот инструмент у них появился только в 1989 году («Reach out and touch faith!», помните?). Легендарные музыканты не следовали моде — они её создавали и, игнорируя все стандарты и тенденции, постоянно оказывались на передовой.

Depeche mode целиком и полностью оправдал название, которое дал группе фронтмен Дэйв Гаан, любитель модных журналов

В начале десятилетия эта фотография Depeche Мode в костюмах из черной кожи с металлическими заклёпками обошла чуть не все журналы о моде. «Модная депеша» была принята на ура, и четверка в чёрном мгновенно стала образцом для подражания. Вы даже представить себе не сможете, насколько мне хотелось такую же косуху как у Гаана, — и это в том возрасте, когда нормальные дети мечтают об «Орлёнке».

Убийственные 80-е

Для создания образа берём: яркие цвета, леопардовые принты, пайетки, стразы; приспосабливаем их к одежде с подплечниками и рукавами «летучая мышь». Комбинируем мини-юбки с леггинсами и лосинами «ядовитых» цветов; не забываем о колготках в сеточку. Добавляем, по случаю: ботфорты, туфли-лодочки, кроссовки или мартенсы. На голове — «не пойми что» из волос: мелкая химическая завивка, тщательно начёсанная и политая лаком (мужчины не исключение). Завершаем образ яркими тенями, подводкой, румянами, неожиданного цвета перламутровой помадой и обязательным аксессуаром — очками Ray-Ban. А теперь представьте всё это на теле, над которым, ни в чём себя не ограничивая, потрудились пластический хирург и тренер по фитнесу; обильно приправьте сексуальной агрессией — вот вам 80-е, в чистом виде.

Вот, собственно, так всё и было

Девятое десятилетие ХХ века — безжалостно к женской внешности. Это вам не просто надеть, а потом снять корсет (хотя кто сказал, что китовый ус для современниц 50-х  это просто?) — решительные 80-е предпочитали действовать кардинально: в США начинается «силиконовый бум». Пластические операции теперь никто не скрывает, напротив, новая грудь — демонстрация статуса, как шуба или бриллианты. А силиконовые губы вообще, чуть не noblesse oblige.  Да, «пластика» недёшева и доступна в основном богатым и знаменитым, но одновременно «прокачанный» облик сам по себе — пропуск поближе к тем, кто был на вершине мира.

Другие два тренда десятилетия на классы и сословия не равнялись: аэробика и диско — массовые увлечения 80-х.

«Мисс Вселенная» в ритме диско

Конкурс «Мисс Вселенная» в 80-м году осчастливил Южную Корею. Государство стремилось заявить о себе на весь мир — официальный Сеул подал заявку на проведение у себя летних Олимпийских игр, и красочное шествие красавиц было как нельзя кстати. Корейцы вложили в организацию конкурса три миллиона долларов: 69 красавиц три недели путешествовали по всей стране, в Сеуле их поселили в самом дорогом отеле — Shilla Hotel.

Впечатляющий парад участниц на главной улице Сеула пришли посмотреть миллион жителей, а прямой эфир собрал у телевизоров по всему миру более 600 миллионов зрителей. 

Торжественное шествие участниц конкурса «Мисс Вселенная». Центральная магистраль, Сеул

Театрализованное шествие участниц «Мисс Вселенная» из года в год открывали красавицы в национальных костюмах — красиво, чинно, церемонно и... скучно. Но, благо, почти каждый раз от скуки спасали «внештатные ситуации». Не исключение и конкурс 1980 года — «Мисс Новая Зеландия» почему-то изображала капитана Кука, а «Мисс Германия» время от времени салютовала зрителям и щелкала каблуками — на ней была военная униформа с мини-юбкой. Но больше всех прессу впечатлила «Мисс Австралия», которая вышла на сцену в тоненьком серебряном бикини, демонстрируя своё подозрительно идеальное тело. Возможно, одна из первых жертв нового движения 80-х — «body perfect».

«Мисс Австралия» в «национальном костюме»

«Мисс Новая Зеландия» в костюме капитана Кука

Неспортивные рекорды 80-х

Увлечение спортом перекочевало в восьмидесятые из предыдущего десятилетия. Только теперь тренировками, которые становились всё более изнуряющими, добивались не отменного здоровья, а идеального телосложения. Это было десятилетие огромных вложений во внешность с целью её массовой демонстрации: повторюсь, правильное скульптурно-точеное тело в 80-е — маркер высокого социального статуса. Как следствие — новая номинация среди образцов для подражания  — «звезда аэробики». Первой иконой из спортзала, на закате своей основной карьеры, стала сорокалетняя актриса Джейн Фонда. 

Первое видеоруководство по созданию фигуры мечты от Джейн Фонды разошлось 17 миллионным тиражом

Основоположником аэробики считается доктор Кеннет Купер.

Купер нашёл взаимосвязь между аэробными возможностями человека и его физическим здоровьем, остротой мышления и даже психическим благополучием. Будучи консультантом в НАСА, он разработал тренировочную и оздоровительную программу для ВВС США.

Купер продолжал свои исследования и вскоре создал Центр аэробики для широких масс. 

Гениальная Джейн Фонда адаптировала скуповатый оздоровительный бег трусцой Купера для жаждущей спецэффектов публики 80-х и не менее гениальным образом популяризировала результат — зажигательную танцевальную аэробику — с помощью телевидения. С экрана знаменитая красавица обещала, что её система тренировок и есть тот самый путь к идеальному телу. Главный принцип: «no pain, no gain» (нет боли, нет результата).

Одно сплошное телевидение...

В 80-е популярность телевидения в США — выше, чем в любой другой стране мира. Независимые студии Голливуда, почти полностью переключившиеся на телепроизводство, снимали бесконечные сериалы, которые длились, в прямом смысле слова, годами. Тройка лидеров — «Династия», «Даллас» и «Санта-Барбара»: не шедевры, с художественной точки, но на моду повлияли изрядно. 

Актрисам сериалов «из жизни миллионеров» пыталось подражать огромное количество женщин — причём не только их внешности, но и их умению стать успешными в мире денег и делать карьеру наравне с мужчинами. Новый эталон — новый термин: «бизнесвумен». В моде образ ухоженной, уверенной в себе владелицы огромного состояния. Строгий дорогой деловой костюм с огромными плечами, символизирующими силу женщины в суровом мужском мире. Стройное тело и броский макияж на обязательно загорелом лице, которое обрамляли волосы цвета платины (приветствовались и натуральные оттенки)

Линда Эванс и Джоан Коллинз — звезды сериала-эпопеи «Династия», 1980 год

Виктория Принсипал и Шарлин Тилтон — звёзды сериала «Даллас», 1980 год

Слева направо: Робин Меттсон, Робин Райт Пенн и Марси Уолкер — звёзды мыльной оперы «Санта Барабара»

Британская версия сильной и деловой женщины — скромный и в то же время элегантный стиль Маргарет Тэтчер. Ничто и близко не напоминает американский аналог, рождённый буйной фантазией помешанных на роскоши голливудских костюмеров. Тэтчер говорила, что, будучи премьер-министром, старалась «не думать», что она женщина. Но мода разрешения не спрашивает — стиль «железной леди» стал официальным стилем успеха в Британии: классические силуэты и строгие линии нарядов всех оттенков синего в 80-е ассоциировались исключительно с ней. 

Маргарет Тэтчер: «Сегодня у женщины есть море возможностей проявить себя: некоторые из нас даже управляют странами. Но, говоря по чести, нам больше идет ридикюль, чем штык»

И, пока мы не отплыли от Британии, одним глазом заглянем в королевский дворец. Тем более что 29 июля 1981 года на августейшее семейство во время прямой трансляции самой сказочной свадьбы ХХ века смотрел миллиард телезрительских глаз. Свадебное платье принцессы Дианы, созданное малоизвестными британским модельерами Элизабет и Девидом Эмануэль, вдохновило многих дизайнеров на создание романтических коллекций. Что уже говорить о менее творческих жителях планеты. «Народная принцесса» Леди Ди в мгновение ока стала олицетворением «романтического стиля».  Её платья с широкими юбками до колен, шёлковые блузы с рюшами и маленькими воротничками-стоечками разлетелись и осели на девушках и женщинах самых разных сословий по всему миру.

Леди Диана в легендарном свадебном платье.  Элизабет и Дэвид Эмануэль изготовили этот наряд из 40 метров шелковой ткани. Платье состояло из корсажа с рукавами в стиле ампир, пышной юбки, отделанной старинным английским кружевом и 7,5-метрового шлейфа

С белыми и пушистыми закончили — добро пожаловать в ад. Очередной образ, подаренный 80-м телевидением,  — «мадемуазель вульгарис»

1 августа 1981 года начал вещание музыканый канал MTV. Это был очень быстрый старт:  меньше чем за полгода аудитория MTV выросла с двух тысяч подписчиков до нескольких миллионов. Сутки напролёт музыканты всех направлений пытались привлечь внимание этой огромной аудитории, кто во что горазд. Только в начале 90-х руководство канала спохватилось и начало «чистить» эфир хотя бы от «обнажёнки». Но мы пока в восьмидесятых, до цензуры ещё целая вечность, и на MTV каждые пять минут очередная вульгарная, вызывающе-сексуальная женщина спортивного телосложения соблазняет и эпатирует зрителей. Одежда ярких, кислотных цветов, лосины, колготки в сеточку. Бельё перестало быть чем-то интимным — его не просто видно, его специально показывают. Рваные джинсы, свитера на одно плечо, мини-юбки  кожаные или «резинки», облегающие платья из стретча (ткани-находки дизайнеров 80-х) и массивные украшения. Voila, поп-вёзды перед вами!

Феномен десятилетия, икона стиля — Мадонна

Блонди — американская певица

Caroline Catharina Müller, С. С. Catch. Немецкая певица

Синди Лопер — знаменитые 4 октавы

Сандра Крету — немецкая поп-певица

Сабрина. Итальянская фотомодель, актриса, телеведущая и популярная певица 80-х

Британская певица, модель, актриса Саманта Фокс. Плакаты с ней помню до сих пор, спасибо старшим братьям

«Мисс Вселенная» 80-х: жертва телевидения

Финалистки конкурса «Мисс Вселенная» — 100% продукт десятилетия. Материализация информационного потока, суженная до одного образа, — самые красивые женщины Вселенной в восьмидесятые до такой степени похожи друг на друга, что вы с трудом отличите одну от другой.

Коронованная «Мисс Вселенная 1980» Шон Уизерли мечтала стать спортивным комментатором и в интервью сказала: «Моя цель — не демонстрация собственного тела. Общаться с людьми и находить друзей по всему свету — вот моя настоящая обязанность». По иронии судьбы, Уизерли ждала карьера актрисы, которой постоянно приходилось демонстрировать свои прелести в популярном телесериале «Спасатели Малибу».

«Мисс Вселенная 1980» — Шон Уизерли

В 1981 году конкурс «Мисс Вселенная», повинуясь развязной атмосфере восьмидесятых, получился провальным и невероятно скандальным. Даже не знаю, какой из конфузов выбрать. К примеру, «Мисс Маврикия 1981» — Кэрол Фитцджеральд — так сильно по вечерам тосковала по Родине, что её в конце концов дисквалифицировали. Следом за ней отправилась домой Ирэн Локан-Шунг из Гонконга: она скостила себе два года, исправив дату рождения в документах. Читаем дальше — «Мисс Нью-Йорк» Дебора Фонтэйн использовала подушечки для увеличения груди и поплатилась правом участвовать в конкурсе. В надежде восстановить своё «доброе имя» Дебора даже подала в суд, но чёрствые служители Фемиды «…за отсутствием законных оснований для такой несерьёзной тяжбы» «Мисс Нью-Йорк» отказали, а заодно и заставили её заплатить штраф.  

Мало? Тогда продолжим по списку: из-за интенсивного расписания репетиций с 8 утра и до полуночи Джоанна Лонгли из Англии потеряла сознание от усталости и покинула театр Minskoff на Бродвее, где проходил конкурс, на носилках. Две участницы — «Мисс США» Ким Силбрид и «Мисс Швеция» Ева Ландгрин — во время фотосессии играли в сквош в купальных костюмах от Catalina и туфлях на 10-сантиметровой шпильке! 

Передохнуть бы? Остались сущие пустяки. Жалобы участниц на кэйтеринг: «Каждый день один и тот же ланч — холодная курица, холодный картофельный салат и холодная капуста! Тёплые только чай и кофе!»; и инвективы «Нью-Йорк Таймс» в адрес «Мисс Израиль» Даны Векслер, мол, «слишком умна и скучна» для того, чтобы победить.

Победила красавица  из Венесуэлы — Ирэн Саез. 

«Мисс Вселенная 1981» — Ирен Саез

31-ю годовщину «Мисс Вселенная 1982» отметила в Перу двумя запоминающимися событиями: итальянка Чинция Фиордипонти на первой же официальной фотосессии разозлила организаторов тем, что вместо положенного закрытого купальника от Catalina надела раздельный, да ещё и с откровенными трусиками-стрингами, чем привела в неописуемый восторг перуанских журналистов. Второе происшествие тоже широко освещалось в прессе: за день до финала в посольстве США, а следом и в локальном офисе Coca-Cola взорвалась бомба. Меньше внимания привлекла уже почти традиционная для конкурса акция протеста феминисток. Двести манифестанток от отеля Боливар, где проживали участницы, полиция вынужденно отгоняла водяными пушками. 

Впервые за всю историю существования конкурса победу одержала представительница Канады Карен Болдуин.

«Мисс Вселенная 1982» — Карен Болдуин

В 1983 году скандалили не на самом конкурсе, но по поводу него. После того как официальных каталогах «Мисс Вселенная» были опубликованы фото в купальнике «Мисс Индонезия» Энди Ботенри, конкурсантка подверглась жёсткой критике со стороны мусульманских лидеров своей страны. В специальном послании они запрещали ей выходить на сцену в чём бы то ни было, кроме платьев, но девушка указания проигнорировала. В итоге, вплоть до 1995 года представительницы Индонезии в конкурсе «Мисс Вселенная» не участвовали.

Главный приз в 1983 году увезла из Сент-Луиса «простушка», как окрестили её в прессе, «Мисс Новая Зеландия». 

«Мисс Вселенная 1983» — Лоррейн Даунc

В 1984 году по причине финансовой несостоятельности Канада отказалась проводить у себя «Мисс Вселенную». Конкурс состоялся в Майами, на сцену вышла 81 красавица. Журнал Forbes назвал шоу «Мисс Вселенная» самым успешным бизнес-проектом в истории телевидения. Скандал года был политическим: член городского совета, кубинец по происхождению, требовал запретить соревноваться за корону двум участницам из-за железного занавеса — «Мисс Польша» и «Мисс Югославия». Двумя годами ранее муниципалитет Майами принял резолюцию, которая гласила, что в знак уважения к беглецам с острова Свободы город Майами не будет оказывать поддержку гостям из стран с коммунистическим режимом. В конце концов девушек допустили к соревнованиям, но они не дошли до полуфинала.

Корона досталась Ивонн Райдинг из Швеции — медсестре и... профессиональной футболистке.

«Мисс Вселенная 1984» — Ивонн Райдинг

«Мисс Вселенная 1985». Снова Майами. Перелопатив местную прессу за этот период, внятных отличительных особенностей мне обнаружить не удалось, разве что тотальную глупость красавиц

Из интервью:

«Мисс Ирландия»: «Я стала моделью, потому что не смогла найти работу учителя»

«Мисс Уругвай»: «О! Я учу аэробике стариков. Ну, это люди в возрасте от 30-50 лет»

«Мисс Чили»: «Стерилизация животных — это стыдно!»

«Мисс Канада»: «Ах, да! Я люблю высоких мужчин»

«Мисс Бразилии»: «...пожалуй, часть призового фонда я оставлю себе»

«Мисс Пуэрто-Рико»: «Вы знаете, стихийные бедствия влияют на наши местные конкурсы»

«Мисс Заир»: «Я вас не понимаю»

«Мисс США»: «Мой дополнительный доход наличными и призами составил $55 000»

«Мисс Венесуэла»: «…а мои бабушка и дедушка переехали жить в Арканзас!»

Ни одна из полуфиналисток не смогла дать внятный ответ на вопрос: «Что молодые женщины сегодня хотят сказать миру?»

«Мисс Венесуэла»: «Молодёжь должна работать»

«Мисс Уругвай»:  «Я люблю вас всех!»

«Мисс Заир»: «Я вас не понимаю. Я передать привет всем, кто меня поддерживать»

«Мисс Пуэрто-Рико»: «Я советую всем быть верными и продолжать работать»

Самый оригинальный ответ:

«Мисс Испания»: «Я желаю мира для всех проблемных стран!»

Целый год до следующего конкурса правила красавица из Пуэрто-Рико, Дебора Карти.

«Мисс Вселенная 1985» — Дебора Карти

Конкурс «Мисс Вселенная» образца 1986 года отличился судейской слепотой. Экзотическая красавица Хелена Кристенсен из Дании не попала даже в десятку лучших. А вскоре после конкурса стала одной из самых высокооплачиваемых супермоделей на Земле, наряду с Наоми Кэмпбелл и Клаудией Шиффер. Кстати, Кристенсен  единственная супермодель, которая когда-либо участвовала в конкурсе «Мисс Вселенная».

Как мы помним из предыдущих серий, политические скандалы для «Мисс Вселенная» — не редкость, но в 1986-м политикой впервые занялись конкурсантки. «Мисс Филиппины» со сцены чётко и ясно заявила, что у себя на Родине является членом движения «Сила Народа» и принимает участие в народных демонстрациях. Затем филиппинка призвала всех отстаивать свои гражданские права. С тех пор и до сегодняшнего дня речи всех участниц конкурса предварительно согласовываются. 

Корону завоевала актриса во втором поколении Барбара Паласиос Тейде из Венесуэлы.

«Мисс Вселенная 1986» — Барбара Паласиос Тейде

После семилетнего перерыва «Мисс Вселенная» вернулась в азиатские страны. Конкурс 1987 года проходил в Сингапуре. По договорённости, официальный Сингапур должен был инвестировать три миллиона долларов, но в итоге тетрализованное шествие обошлось государству аж в восемь. Это были последние вложения такого масштаба. В азиатской стране на конкурсе почему-то лидировали латиноамериканки: титул «Мисс Фотогеничность» получила «Мисс Колумбия», звание «Мисс Дружба» получила «Мисс Гондурас», а «Мисс Лучший национальный костюм» стала «Мисс Бразилия».

Короновали Сесилию Болокко из Чили, страны, которая в то время находилась в международной изоляции.

«Мисс Вселенная 1987» — Сесилия Болокко

«Мисс Вселенная 1988» в год Дракона была организована в Тайване. Казалось бы  очень символично. Но из-за неопределённого статуса государства на конкурс отправили делегаток только 66 стран. Тайвань ломает монополию Латинской Америки на «Мисс Вселенной», попросту игнорируя всех неазиаток. За одним исключением — «Мисс Бразилия» Аманда Оливьерес вышла в пятёрку финалисток, присоединившись к Таиланду, Корее, Японии и Гонконгу, да ещё и заняла третье место, вернувшись на родину чуть не национальным героем.

1988 год стал первым за три десятилетия годом азиатского финала в «Мисс Вселенная» — «Мисс Южная Корея» против «Мисс Таиланд». Корону увезла таиландка Порнтип Нахрунканок.

«Мисс Вселенная 1988» — Порнтип Нахрунканок

В 1989 году конкурс «Мисс Вселенная» проводится в мексиканском городе Канкун, на одном из самых известных и впечатляющих тропических пляжей мира. Но красота природы не компенсировала огромный мексиканский внешнеэкономический долг, который повлиял на качество организации мероприятия, как и тотальную бедность и высокую преступность в стране. В результате участницы провели всё время «взаперти». Меры, предпринятые охраной, называют самыми жёсткими за всю историю конкурса: к делегаткам не пускали прессу, их имел право снимать только официальный фотограф «Мисс Вселенная», а о том, чтобы выйти за пределы отеля, не могло быть и речи.

В этот же год проходил первый конкурс среди красавиц СССР, но, к сожалению, он закончился слишком поздно, и коронованная мисс Советского Союза не смогла приехать в Мексику. Зато в прямом эфире она пожелала всем участницам «Мисс Вселенная» удачи и выразила надежду, что когда-нибудь, например, в 1990 году, этот знаменитый конкурс пройдёт на её родине. Занавес.

Корону увезла домой, в Голландию, Ангела Виссер.

«Мисс Вселенная 1989» — Ангела Виссер

Эпоха супермоделей

В стремлении всегда и во всём подпрыгнуть как можно выше восьмидесятые не обошли и подиум. Топ-модель — казалось, дальше некуда. Оказалось можно — настало время супермоделей. Они — суперзвёзды и зарабатывают суперденьги. Пальма первенства — у модельера Джанни Версаче, который первым начал платить около $10 000 за один выход на подиум. Позже с аналогичными гонорарами подтянулись и остальные кутюрье. Контракты, которые заключал с супермоделями Версаче, были эксклюзивными и долгосрочными: дамы должны были работать только с его Домом моды, а взамен получали масштабную рекламную поддержку во всех средствах массовой информации, включая продолжающее экспансию телевидение. 

Первая пятёрка супермоделей 80-х: Кристи Тарлингтон, Линда Евангелиста, Синди Кроуфорд, Наоми Кэмпбелл и Клаудиа Шиффер — своей популярностью они, по большому счёту, обязаны Джанни Версаче. Вот, где теперь гламур и слава! Прощайте, киноактёры, публика любит и копирует новый идеал красоты.

Кристи Тарлингтон — американская супермодель

Линда Евангелиста —  канадская супермодель итальянского происхождения

Синди Кроуфорд — американская супермодель, ведущая MTV, актриса

Наоми Кэмпбелл —  британская супермодель, актриса и певица афро-ямайского происхождения

Клаудия Шиффер — немецкая супермодель, киноактриса и посол доброй воли ЮНИСЕФ от Великобритании. Начала свою карьеру в 1987 году. Но на вершину модного Олимпа она также попала благодаря Джани Версаче, в начале 90-х

Безумные подиумные 80-е. Как это было, показал режиссёр Роберт Гуральник в телевизионном полуигровом-полудокументальном фильме «Портфолио» («Portfolio», 1983 год). В кадре — сумасшедшее «закулисье», за кадром  прекрасная музыка: Eurythmics, Joe Cocker, Tina Turner, Rod Stewart, Kraftwerk и Missing Persons.

Кадр из фильма «Portfolio», 1983 год. На снимке: Паулина Порижкова — чешская супермодель, Рене Симонсен — модель датского происхождения, Кэрол Альт — американская модель, Нэнси ДиВер — актриса, Джоан Северанс — американская фотомодель

Иконы стиля 80-х — «крутые амазонки» нового десятилетия: только очень немногие из них пережили эпоху «если не можешь быть элегантным  стань экстравагантным»

В 1982 году, в возрасте 49 лет, Джоан Коллинз снялась для журнала Playboy

Певица Сандра, 1980 год

Певица Сабрина, 1982 год

Мадонна, 1982 год

Шер, 1982 год

В 80-е годы Кэтлин Тернер стала новым секс-символом Америки — ее сравнивали с Мэрилин Монро, Авой Гарднер и Ланой Тернер

Джейн Фонда, первая в мире звезда аэробики. Крайняя справа

В начале 1980 года Брук Шилдс была самой молодой топ-моделью, которая когда-либо появлялась на обложке Vogue

Тина Тёрнер — американская певица, автор песен, актриса и танцовщица. Обладательница восьми премий «Грэмми»

Грейс Джонс — знаменитая американская певица, киноактриса и модель

Энни Леннокс OBE — шотландская певица

Бой Джордж — британский певец и композитор, один из пионеров движения «новая романтика»

Оblico amorale

Итак, подытожим завоевания эпохи. Образ женщины диких 80-х «имел в виду» все каноны красоты. Слегка щекочущая нервы безвкусица прошлого десятилетия в эту декаду становится культом и игнорирует любые ориентиры: рождаются стили и направления, которые современникам трудно описать, поскольку почти невозможно подобрать никаких сравнений из прошлого. Дизайнеры сочетают несочетаемое, например, ретро-образы с уличной модой неформалов — нечто подобное происходило и в 70-е годы, но теперь «несочетаемое» умножается на «культ безвкусицы». Популярными становятся растрёпанные волосы и ассиметричные неровные стрижки (каскад), мелированные пряди ярких цветов — отголоски стиля панк из прошлого десятилетия, длинные волосы, завитые с помощью «химии» (и у мужчин, и у женщин), начёсанные самым неожиданным образом. Ну и чудовищное количество косметики: яркие жирные тени, блёстки, перламутровые помады и брови в натуральную величину.

Синди Лопер — музыкальный феномен 80-х: обладательница четырёх октав, премии «Гремми», поп-дива, борец за права человека, актриса, автор песен

Как среди всей этой «вакханалии», к концу десятилетия перешедшей почти на визг, продолжали свою тонкую работу Depeche Мode, непонятно. Они сделали невозможное. Смотрите сами. Вот клип на сингл «Strange love» («Странная любовь») —  однозначно шедевр. В этом видео есть все «модные» приметы 80-х — прически, макияж, мини и латекс. Но с какой любовью, с каким невероятным чувством вкуса оно сделано. Такими 80-ми я восхищаюсь — чёрно-белые, стильные, с едва уловимой, но возбуждающей до мурашек сексуальной агрессией.

Я, в общем, могу предположить, что получу за эту статью от высоколобых эстетов в лоб. Но ведь это мои ощущения от десятилетия, которое, по большому счёту, моим не являлось — я «продукт» девяностых. В них практически и следа не осталось от благополучного буржуазного общества потребления — маятник моды качнулся в противоположную сторону. Показную роскошь сменяет минимализм, агрессивно-демонстративную сексуальность — унисекс, а мышцастых и грудастых моделей — худышка Кейт Мосс. До встречи в 90-х.