Web Analytics

Милостивый горсовет

5 сентября в Украине стартовал избирательный процесс. С приближением дня выборов — 25 октября — обещаний будущих кандидатов становится больше и больше. Они льются из телевизора, радио, социальных сетей, возникают на столбах и дверях подъездов. Сегодняшний материал «МедиаПорт» решил посвятить некоторым обещаниям действующего городского головы. Мэр Харькова Геннадий Кернес, планирующий баллотироваться на этот пост снова, дважды... «смилостивился». На прежнем уровне остались квартплата и стоимость проезда в метро. Хотя ещё несколько месяцев назад власти называли предпосылки к повышению тарифов.

В середине мая в муниципальной газете «Харьковские известия» появилось официальное сообщение с проектом решения исполкома «Об установлении тарифа на услугу по перевозке пассажиров метрополитена».

Харьковчан предупредили: из-за увеличения уровня минимальной зарплаты, тарифов на электроэнергию, цен на топливо и материалы для проведения ремонтов коммунальное предприятие «Харьковский метрополитен» должно привести тарифы в соответствие. Предупреждение готовило пассажиров к повышению стоимости проезда в метро — с трёх гривен до четырёх. Для жалоб и предложений в газете горсовета опубликовали контакты. Время на обсуждение — месяц. 

К сообщению прилагался анализ, подписанный начальником управления тарифной политики горсовета Натальей Замниус. В нём говорились страшные для пассажиров вещи: 

«В настоящее время на трёх линиях метрополитена эксплуатируется 321 вагон со средним износом 92,6%, износ 45 единиц эскалаторов на уровне 82%, технологического транспорта (дрезины) — 99%, вентиляционного оборудования — 92%, сантехнического — 99,2%. Такое состояние подвижного состава и оборудования требует увеличения средств для качественного выполнения технического обслуживания и проведения в полном объёме необходимых ремонтов». 

Выдержки из анализа, опубликованного в газете «Харьковские известия»

И ещё: 

«Ситуация, которая сложилась на предприятии, не позволяет выполнять в необходимых объёмах все виды ремонтов технических средств, оборудования и сооружений для поддержки их на уровне требований безопасной эксплуатации, совершать своевременную замену физически изношенного оборудования». 

Альтернатива «Сохранение существующего состояния, то есть без повышения тарифа» в анализе оценена как недопустимая: 

«...потому что действующий тариф не компенсирует реальных расходов предприятия, в связи с чем из-за нехватки средств предприятие не будет иметь возможности проводить в полном объёме восстановительные ремонты подвижного состава, эскалаторов, путей, сооружений и оборудования, что ставит под угрозу безопасность перевозок и противоречит требованиям Правил технической эксплуатации метрополитенов». 

Поддержки из местного бюджета не будет, объяснили в горсовете. Денег на эти цели там нет. 

Проект решения со столь убедительными аргументами должны были рассмотреть на заседании исполнительного комитета Харьковского горсовета. Заместитель Харьковского городского головы по вопросам инфраструктуры Евгений Водовозов предполагал, что оно состоится через пару месяцев. 

Но этого не произошло. Через месяц на сайте горсовета появилось сообщение под заголовком «Плата за проезд в метро останется прежней».

«Городской голова провёл совещание, на котором заслушал отчёт своих заместителей о финансовом состоянии КП «Харьковский метрополитен». Отчёт был сделан, исходя из предложения предприятия об увеличении тарифа с 3 до 4 грн. По итогам совещания Геннадий Кернес принял решение не повышать тариф на проезд в метрополитене, учитывая сложное финансовое положение многих харьковчан».  

О сложном финансовом положении многих харьковчан мы слышали ещё в одном случае. За десять дней до этого, 9 июня, Геннадий Кернес «запретил выносить на рассмотрение исполкома вопрос о повышении квартплаты».

«По словам Геннадия Кернеса, такое решение принято в связи с тем, что из-за инфляции и роста цен многие харьковчане оказались в тяжелой финансовой ситуации».

Хотя в конце мая начальник управления контроля обслуживания жилого фонда КП «Жилкомсервис» Алексей Богач подчёркивал: в Харькове — один из самых низких размеров квартплаты. И обнародовал расчёты:

«Планируется, что этим летом (либо с июля, либо с августа) квартплата может составить, в среднем, 2 грн 26 коп./кв. м вместо нынешнего тарифа — 1 грн 80 коп./кв. м.».

Аргументация «Жилкомсервиса» сравнима с доводами метрополитена: выросла минимальная зарплата, в три раза повысился тариф на электроэнергию. 

На фоне предыдущих сообщений горсовета свежее заявление Геннадия Кернеса об отсутствии предпосылок для повышения квартплаты (он заявил об этом на интернет-конференции 20 августа) смотрится, по меньшей мере, странно.

Ещё несколько месяцев назад состояние метрополитена ставило «под угрозу безопасность перевозок и противоречило требованиям правил». Сегодня руководство предприятия и чиновники горсовета предпочитают об этом не говорить. 

На вопросы, за счёт чего в подземке сейчас покрывают расходы, каковы убытки предприятия, «МедиаПорту» в КП «Харьковский метрополитен» не ответили. 

«Вопросы, которые рассматриваются на сессии, вносятся по инициативе депутатов или городского головы... Будет ли рассматриваться вопрос относительно изменения действующего тарифа, не зависит от идей метрополитена», — заявили на предприятии, которое подаёт документы об изменении тарифа на согласование в горсовет. 

В подземке ссылаются на статью 13 Закона Украины «О доступе к публичной информации», согласно которой, распорядителем бюджетных средств являются юридические лица, финансируемые из бюджета:

«Поскольку КП «Харьковский метрополитен» не финансируется из бюджета, в том числе из местного, информация, которую вы запрашиваете, не является публичной».

В той же, 13-й, статье есть часть 2 (п. 4) — об общественно необходимой информации. В метрополитене считают, что безопасность перевозок (ежедневно метрополитеном пользуются около 600 тысяч человек) к таким вопросам не относится. 

Отказались предоставить документы о показателях работы метрополитена, состоянии подвижного состава, оборудования и в Харьковском горсовете. Департамент инфраструктуры лишь констатировал отмену рассмотрения вопроса о повышении тарифа «из-за сложного финансового положения харьковчан» и перенаправил вопросы метрополитену. В ответ предприятие продублировало «МедиаПорту» предыдущую отписку. 

Особенно цинично выглядит история с вероятностью повышения тарифа после публикации в «Харьковских известиях» статьи к юбилею — 40-летию харьковского метро. Предприятие хвалится достижениями и заявляет о перспективах развития метрополитена, которое, как утверждает неизвестный автор, «не останавливается ни на минуту». 

«И сейчас специалисты предприятия работают в наиболее перспективных направлениях: готовится к внедрению новая микропроцессорная система автоматического ведения поездов [...]; прорабатывается вопрос оснащения электродепо «Салтовское» системой автономного теплоснабжения и установки гелиоколлекторов для обеспечения качественного обогрева и горячего водоснабжения объектов депо; разрабатывается новый тренажерный комплекс для обучения машинистов электропоезда и отработки их навыков при выходе из аварийных ситуаций».

Как это сочетается с анализом, опубликованным в мае? 

Похожую ситуацию — с обещаниями «не повышать», а потом постановкой перед фактом — мы наблюдали в 2012 году. Во время парламентской кампании, в которой мэр Харькова выступил проводником целой команды «регионалов», отвечая на вопрос о возможном изменении тарифов на проезд в общественном транспорте, Геннадий Кернес перефразировал Шапокляк: 

«Мы не можем изменить ценовую политику по желанию чиновников или по слухам. Те, кто распускают слухи, тратит время зря, прославиться можно только хорошими делами».

Прошло меньше полугода, и мэр заговорил по-другому: 

«...увеличить тариф на небольшую цифру. Тем более что льготный контингент ездит бесплатно. И другие категории граждан. Будьте добры, пожалуйста, придерживайтесь стратегического развития территории. А не меркантильных интересов».

История повторяется, считает глава правления областного отделения Всеукраинской общественной организации «Комитет избирателей Украины» Михаил Камчатный. 

«Каждая власть, естественно, пытается заполучить симпатию, это начинается примерно за полгода до выборов. Как только пройдут выборы, опять заговорят о повышении тарифов. Экономика не зависит от политики. От того, что чиновник пытается её регулировать, будет только хуже потом», — считает Камчатный. 

Экономист Леонид Рубаненко тоже говорит об «отпечатке выборов». Формулировку «не повышать тарифы из-за сложного финансового положения харьковчан» он объясняет так:

«Это — и нормально, и популизм. Конечно, любые выборы дают отпечаток. Власть будет уклоняться, пока эта возможность будет. Но, я думаю, это ненадолго», — говорит он.

О повышении тарифов, предполагает экономист, заговорят уже до конца года. 

Авторы: Юлия Жукова, Татьяна Федоркова

Фото на главной: Дмитрий Неймырок