Web Analytics

Contra

16 января Верховная Рада без анонсирования в повестке дня, без обсуждения в сессионном зале голосованием руками внесла изменения в двадцать законов, включая Уголовный кодекс. Эти изменения ужесточают наказания по многим статьям, особенно тем, что связаны с массовыми акциями и взаимоотношениями граждан с милицией. Они добавляют новые статьи в УК Украины, например, такие, как клевета или экстремизм. Также эти изменения предоставляют дополнительные полномочия государственным органам, в том числе и в том, что касается блокирования интернет-сайтов.

Ниже — всё, что изменилось, постатейно. Среди этих перемен нет ни одной несущественной. «МедиаПорт» рекомендует дочитать этот сверхдлинный материал до конца.

Закон называется «О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» и процессуальные законы относительно дополнительных мер защиты безопасности граждан». Законопроект был внесён в ВР под номером 3879 (сравнительная таблица — здесь). 

Авторы — народный депутат Вадим Колесниченко (фракция Партии регионов, избран по округу №225, город Севастополь) и Владимир Олейник (фракция Партии регионов, избран по списку партии, где он значился под №17).

Согласно информации на официальном сайте ВР, законопроект был подан авторами в Раду 14 января, передан в комитеты 15 января. Голосование состоялось 16 января и длилось всего несколько минут.

Новым законом, несмотря на скромное его название, были внесены изменения в 20 (двадцать) базовых законов страны.

А именно:

— в Кодекс Украины об административных правонарушениях

— в Уголовный кодекс Украины

— в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины

— в Гражданский процессуальный кодекс Украины

— в Кодекс административного судопроизводства Украины

— в Налоговый кодекс Украины

— в Уголовный процессуальный Кодекс Украины

— в Закон Украины «О милиции»

— в Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях»

— в Закон Украины «О прокуратуре»

— в Закон Украины «О Службе безопасности Украины»

— в Закон Украины «О государственной защите работников суда и правоохранительных органов» 

— в Закон Украины «О защите информации в информационно-телекоммуникационных системах»

— в Закон Украины «О Национальном совете Украины по вопросам телевидения и радиовещания»

— в Закон Украины «Об исполнительном производстве»

— в Закон Украины «О лицензировании определённых видов хозяйственной деятельности»

— в Закон Украины «О телекоммуникациях»

— в Закон Украины «О Государственной службе специальной связи и защите информации»

— в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей»

— в Закон Украины «Об общественных объединениях».

Этого законопроекта, который 16 января стал законом, в повестке дня Верховной Рады не было. Его внёс на голосование вице-спикер Игорь Калетник. Депутаты голосовали руками. И приняли его сразу «в  целом» без обсуждения.

Дальше — подробно о нововведениях в законодательстве. Все дополнения и изменения, внесённые в законы и кодексы.

Кодекс Украины об административных правонарушениях

Статья 122 дополнена следующим абзацем:

«Осуществление лицом, управляющим транспортным средством, движения в колоннах в составе более пяти транспортных средств без согласования условий и порядка движения с соответствующим подразделением Министерства внутренних дел Украины, которое обеспечивает безопасность дорожного движения, повлекшее создание препятствий для дорожного движения, —
влечёт за собой наложение штрафа от сорока до пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до двух лет с возмездным изъятием транспортного средства у его владельца или без такового».

Статья 126 изменена: ужесточилось наказание за управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления, или передачу управления транспортным средством лицу, не имеющему права управления.

Был штраф от 30 до 35 необлагаемых минимумов доходов граждан, стал штраф от 50 до 100 необлагаемых минимумов с оплачиваемым изъятием транспортного средства у его владельца или без такового. 

Также ужесточено наказание за управление транспортным средством лицом, лишённым права управления.

Был штраф от 30 до 50  необлагаемых минимумов доходов граждан, стал штраф от 50 до 150 необлагаемых минимумов доходов граждан с оплачиваемым изъятием транспортного средства у его владельца или без такового. 

Статья 164, речь в которой идёт о нарушении порядка ведения хозяйственной деятельности, дополнена таким абзацем.

«...осуществление деятельности информационного агентства без его государственной регистрации, после прекращения его деятельности или с уклонением от перерегистрации при наличии предусмотренных для этого законом оснований, —
влечет наложение штрафа от 600 до 1 000 необлагаемых минимумов доходов граждан с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства, сырья и денег, полученных в результате совершения этого административного правонарушения, или без таковой».

Если такую деятельность совершило лицо, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за такое же правонарушение, штраф будет больше: от 1 000 до 2 000 необлагаемых минимумов доходов граждан, всё с той же конфискацией.

Статья 185-1, в которой речь идёт о нарушении порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, существенно изменена и дополнена. Дополнения и изменения выделены жирным шрифтом.

«Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митингов, уличных шествий и демонстраций их участником, в том числе около органов государственной власти, местного самоуправления, учреждений, предприятий, организаций, жилища или иного владения лица, — влечет за собой наложение штрафа от 100 до 200 необлагаемых минимумов доходов граждан (ранее от 10 до 25) или административный арест на срок до десяти суток.

Штраф за те же действия, совершённые повторно в течение года после применения мер административного взыскания или организатором собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, увеличен: ранее — от 20 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан, теперь — от 250 до 500. Другой возможный вид наказания — исправительные работы на срок от одного до двух месяцев с отчислением двадцати процентов заработка или административный арест на срок до пятнадцати суток — остался таким же, как был до внесения изменений.

А вот совсем новые дополнения к этой статье. 

«Участие в собрании, митинге, уличном походе, демонстрации, другом массовом мероприятии в маске, шлеме или с использованием других средств или способов маскировки во избежание идентификации личности или наличие у лица, которое принимает участие в таком мероприятии, открытого огня, пиротехнических средств (осветительных, сигнальных, имитационных), оружия, специальных средств самообороны, заряженных веществами слезоточивого и раздражающего действия, взрывчатых или легковоспламеняющихся веществ, предметов, специально приспособленных или заранее заготовленных для совершения противоправных действий, а также участие в таком мероприятии без разрешения органов внутренних дел в форменной одежде или той, которая повторяет или похожа на форменную одежду работников правоохранительных органов или военнослужащих, — влекут за собой наложение штрафа от 150 до 250 необлагаемых минимумов доходов граждан или административный арест на срок до 15 суток.

Установка без разрешения органов внутренних дел для проведения собраний, митингов, уличных шествий или демонстраций или во время их проведения конструкций, палаток или других малых архитектурных форм, предметов или конструкций, используемых как сцена, звукоусиливающей аппаратуры, — влекут за собой наложение штрафа от 250 до 300 необлагаемых минимумов доходов граждан или административный арест на срок до пятнадцати суток».

Статья 185-2, которая описывает наказание за создание условий для организации и проведения с нарушением установленного порядка собраний, митингов, уличных шествий или демонстраций, была изменена не только в части ужесточения наказания (увеличен штраф и добавлен админарест).

Из текста статьи были исключены слова «должностными лицами».

Раньше: 

«Предоставление должностными лицами для проведения с нарушением установленного порядка собраний, митингов, уличных шествий или демонстраций помещений, транспорта, технических средств или создание других условий для организации и проведения указанных мероприятий — влечёт наложение штрафа от 20 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан».

Теперь:

«Предоставление для проведения с нарушением установленного порядка собраний, митингов, уличных шествий или демонстраций помещений, транспорта, технических средств или создание других условий для организации и проведения указанных мероприятий —
влечёт наложение штрафа от 300 до 600 необлагаемых минимумов доходов граждан или административный арест на срок до десяти суток».

Статья 185-3: проявление неуважения к суду. Ужесточилось наказание по статье. 

«Неуважение к суду, которое выразилось в злостном уклонении от явки в суд свидетеля, потерпевшего, истца, ответчика, или в неподчинении указанных лиц и других граждан распоряжению председательствующего, или в нарушении порядка во время судебного заседания, а равно совершение действий, свидетельствующих о явном пренебрежении к суду или установленным в суде правилам, — влекут за собой наложение штрафа от 20 до 300 необлагаемых минимумов доходов граждан (раньше от 20 до 100) или административный арест на срок до пятнадцати суток».

В статьях 185-6 и 185-8 увеличены штрафы для должностных лиц за непринятие мер по частному определению суда или частному постановлению судьи или представлению прокурора, а также за уклонение от выполнения законных требований прокурора, в том числе уклонение от прибытия по вызову в прокуратуру.

В статье 188-7 появилось дополнение, связанное с новыми полномочиями национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере связи и информатизации (эти полномочия комиссия получила также 16 января, этим же законом, который внёс изменения и в Закон Украины «О телекоммуникациях»). Дополнения выделены жирным шрифтом.

«Невыполнение законных требований национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере связи и информатизации, по устранению нарушений законодательства о телекоммуникациях, почтовой связи и радиочастотном ресурсе Украины или решений по ограничению или обновлению доступа абонентов операторов телекоммуникаций к ресурсам сети Интернет или непредоставление им документов и информации, необходимых для осуществления государственного надзора, — влечёт наложение штрафа от 200 до 400 необлагаемых минимумов доходов граждан (ранее от 100 до 300)».

Появилась в Кодексе об административных нарушениях новая статья — статья 188-43 — под названием «Невыполнение законных требований должностных лиц Службы безопасности Украины».

«Невыполнение законных требований должностных лиц Службы безопасности Украины, а также создание препятствий для выполнения возложенных на них обязанностей влекут за собой наложение штрафа на должностных лиц от 50 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан.
Те же действия, совершённые повторно в течение года после наложения административного взыскания за нарушение, предусмотренное частью первой настоящей статьи, — влекут за собой наложение штрафа на должностных лиц от 100 до 150 необлагаемых минимумов доходов граждан».

Статья 254, в которой говорится о составлении протокола об административном правонарушении, дополнена следующим абзацем.

«Вручение лицу протокола об административном правонарушении подтверждается его распиской, а в случае отказа от его подписания — объяснениями свидетелей такового отказа от вручения протокола или видеозаписью этих фактов».

Статья 256, в которой описывается содержание протокола об административном правонарушении, дополнена так.

«В случае отказа лица, привлекаемого к административной ответственности, от подписания протокола этот факт фиксируется объяснениями свидетелей такого отказа или видеосъёмкой, а также записью в протоколе» (ранее — только запись в протоколе).

Статья 277-2, где описывается процесс получения повестки в суд, также дополнена целым абзацем, в котором упоминается возможность ведения видеозаписи.

«Надлежащим подтверждением оповещения лица о месте и времени рассмотрения дела (получение лицом повестки или ознакомления с её содержанием другим путем) является роспись лица о получении повестки, в том числе на почтовом сообщении, или видеозапись вручения лицу повестки, или любые другие данные, которые подтверждают факт вручения лицу повестки о вызове или ознакомления с её содержанием».

Уголовный кодекс Украины

В статье 109 (части второй и третьей) ужесточается наказание за «действия, направленные на насильственное изменение или свержение конституционного строя или на захват государственной власти». Изменения выделены жирным шрифтом.

Часть 2:
«Публичные призывы к насильственному изменению или свержению конституционного строя или к захвату государственной власти, а также распространение материалов с призывами к совершению таких действий наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет (ранее — до трёх лет) или лишением свободы на тот же срок».

Часть 3:
«Действия, предусмотренные частью второй настоящей статьи, совершённые лицом, которое является представителем власти, или повторно, или организованной группой, или с использованием средств массовой информации, — наказываются лишением свободы на срок от трёх до семи лет (ранее — до пяти лет)».

Если следовать по порядку, дальше в Уголовном кодексе — две новых статьи (всего новый Закон добавил в УК Украины пять новых статей).

Статья 110-1. Экстремистская деятельность.

Часть 1:
«Изготовление, хранение с целью сбыта или распространения, а также сбыт или распространение экстремистских материалов, в том числе через средства массовой информации, Интернет, социальные интернет-сети, использование или демонстрация экстремистских материалов перед массовым собранием людей, в том числе на собраниях, митингах, уличных походах, демонстрациях, публичные высказывания или призывы экстремистского характера, а также финансирование указанных действий или иное содействие их организации или осуществлению, в том числе путём предоставления информационных услуг, денежных средств, недвижимости, учебной, полиграфической или материально-технической базы, телефонной, факсимильной или других видов связи, при отсутствии признаков более тяжкого преступления, — влекут за собой наложение штрафа от 200 до 800 необлагаемых минимумов доходов граждан с конфискацией экстремистских материалов».

Часть 2:
«Те же действия, совершённые повторно, наказываются штрафом от одной до трёх тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан, или ограничением свободы на срок до трёх лет, или лишением свободы на тот же срок с конфискацией экстремистских материалов».

В статье имеется примечание, которое разъясняет, что именно понимает законодатель под «экстремистскими материалами». 

«Под экстремистскими материалами следует понимать предназначенные для обнародования документы на бумажных, электронных или любых других носителях, содержащие информацию экстремистского характера, то есть которые призывают, обосновывают, оправдывают необходимость осуществления деятельности по планированию, организации, подстрекательству, подготовке или совершению действий в целях насильственного изменения или свержения конституционного строя, посягательства на территориальную целостность, неприкосновенность, суверенитет государства, насильственного захвата или удержания власти или властных полномочий, незаконного вмешательства в деятельность или препятствование законной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, других субъектов властных полномочий, избирательных комиссий, общественных объединений, их должностных или служебных лиц, призывают, обосновывают, оправдывают необходимость разжигания социальной, расовой, национальной, этнической, языковой или религиозной вражды и ненависти, осуществление массовых беспорядков, нарушение общественного порядка, хулиганские действия и акты вандализма из мотивов социальной, расовой, национальной, этнической, языковой или религиозной вражды и ненависти, нарушение прав, свобод и законных интересов лиц, в том числе прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных привилегий человека и гражданина по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, по языковым или другим признакам, пропаганду исключительности, превосходства или неполноценности человека (социальной группы) по признаку его социальной, расовой, национальной, этнической, языковой, религиозной принадлежности или отношения к религии».

Вторая по счёту новая статья — статья 151-1. Клевета.

Часть 1:
«Клевета, то есть умышленное распространение заведомо недостоверных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица, — наказывается штрафом до 50 необлагаемых минимумов доходов граждан, или общественными работами на срок до 200 часов, или исправительными работами на срок до одного года».

Часть 2:
«Клевета в произведении, которое публично демонстрируется, в средствах массовой информации или в сети Интернет, а также совершённая лицом, ранее судимым за клевету, — наказывается штрафом от 50 до 300 необлагаемых минимумов доходов граждан или общественными работами на срок от 150  до 240 часов, или исправительными работами на срок до одного года».

Часть 3:
«Клевета, соединённая с обвинением в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, — наказывается исправительными работами на срок от одного до двух лет или ограничением свободы на срок до двух лет».

Статья 162, которая касается наказания за нарушение неприкосновенности жилища, теперь считает нарушением «блокирование доступа к жилью». Также добавлен такой вид нарушителя, как «группа лиц», и увеличено наказание. Дополнения и изменения выделены жирным шрифтом.

Часть 1:
«Незаконное проникновение в жилище или в иное владение лица, незаконное проведение в них осмотра или обыска, блокирование доступа к ним, а также незаконное выселение или иные действия, нарушающие неприкосновенность жилища граждан, — наказываются штрафом от 50 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трёх лет».

Часть 2:
«Те же действия, совершённые должностным лицом, группой лиц или с применением насилия или с угрозой его применения, — наказываются лишением свободы на срок от двух до шести лет (ранее  — до пяти лет)».

Статья 194. Увеличено наказание за умышленное уничтожение или повреждение имущества.

Часть 1:
«Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, причинившее ущерб в крупных размерах, наказывается штрафом от 100 до 150 необлагаемых минимумов доходов граждан (ранее до 50 необлагаемых минимумов), или общественными работами на срок от 200 до 240 часов (ранее от 120 до 240 чесов), или исправительными работами на срок от одного года до двух лет (ранее — просто до двух лет), или ограничением свободы на срок до четырёх лет (ранее — до трёх лет), или лишением свободы на тот же срок».

Часть2:
«То же деяние, совершённое путём поджога, взрыва или иным общеопасным способом или причинившее имущественный ущерб в особо крупных размерах, или повлекшее гибель людей или иные тяжкие последствия, — наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет (ранее от трёх до десяти лет)».

Часть первая статьи 279 изменена в сторону ужесточения наказания за блокирование транспортных коммуникаций или захват транспортного предприятия. Увеличен штраф, исключён такой вариант наказания, как исправительные работы, а ограничение свободы заменено лишением свободы.

«Блокирование транспортных коммуникаций путём создания препятствий, отключения энергоснабжения или иным способом, которое нарушило нормальную работу транспорта или создавало опасность для жизни людей или наступления других тяжёлых последствий, — наказывается штрафом от 150 до 250 необлагаемых минимумов доходов граждан (ранее — от 50 до 150), или арестом на срок до шести месяцев, или лишением свободы на срок до двух лет (ранее — ограничением свободы на срок до трёх лет)».

В статье 293 увеличено наказание за  групповое нарушение общественного порядка. Добавлен такой вид наказания, как лишение свободы.

«Организация групповых действий, приведших к грубому нарушению общественного порядка или существенному нарушению работы транспорта, предприятия, учреждения или организации, а также активное участие в таких действиях наказываются штрафом от 150 до 250 необлагаемых минимумов доходов граждан (ранее — до 50), или арестом на срок до шести месяцев, или лишением свободы на срок до двух лет».

В части первой статьи 294 ужесточается наказание за организацию и активное участие в массовых беспорядках.

«Организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества, захватом зданий или сооружений, насильственным выселением граждан, сопротивлением представителям власти с применением оружия или других предметов, которые использовались как оружие, а также активное участие в массовых беспорядках наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет (ранее — от пяти до восьми лет)».

Статью 295 — призывы к совершению действий, угрожающих общественному порядку, — депутаты изменили и в описательной части, и в части наказания. Добавили запрет на блокирование зданий, исключили возможность наказания штрафом и арестом, взамен добавили «лишение свободы». Дополнения и изменения выделены жирным шрифтом.

«Публичные призывы к погромам, поджогам, уничтожению имущества, захвату зданий или сооружений, блокированию доступа к жилью, зданиям, сооружениям или другим владениям лиц, предприятий, учреждений или организаций, насильственному выселению граждан, угрожающие общественному порядку, а также распространение, изготовление или хранение с целью распространения материалов такого содержания наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет (ранее — до трёх лет) или лишением свободы на срок от двух до шести лет».

В статье 296 — хулиганство — на один год увеличен срок лишения свободы за грубое нарушение порядка группой лиц (часть 2): ранее — до четырёх лет, теперь — до пяти лет.

Также на год увеличен срок лишения свободы за те же действия, совершённые ранее судимым за хулиганство или связанные с сопротивлением представителю власти, или представителю общественности, выполняющему обязанности по охране общественного порядка, или другим гражданам, которые прекращали хулиганские действия: ранее — от двух до пяти лет, теперь — от двух до шести.

Статья 341 — захват государственных или общественных зданий или сооружений, — кроме существенного ужесточения наказания, дополнена второй частью, которая делает нарушением не только захват, но и блокирование таких зданий.

Часть 1:
«Захват зданий или сооружений, обеспечивающих деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, объединений граждан, с целью незаконного пользования ими или воспрепятствования нормальной работе предприятий, учреждений, организаций — наказываются (ранее — арест до шести месяцев) ограничением свободы на срок от трёх до пяти лет (ранее — просто до трёх лет) или лишением свободы на срок от трёх до шести лет (ранее — до трёх лет)».

Часть 2 (новая):
«Блокирование зданий или сооружений, обеспечивающих деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, объединений граждан, с целью препятствования нормальной работе предприятий, учреждений, организаций —
наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок».

Очень важная статья — статья 342. Она называется «Сопротивление представителю власти, работнику правоохранительного органа, государственному исполнителю, члену общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы или военнослужащему, уполномоченному лицу Фонда гарантирования вкладов физических лиц».

В части второй этой статьи, где речь идёт о сопротивлении работнику правоохранительного органа при исполнении им служебных обязанностей, увеличен размер штрафа, а также существенно увеличен срок наказания в виде лишения свободы. 

«Наказывается штрафом от 200 до 500 необлагаемых минимумов доходов граждан (ранее — от 100 до 200), или арестом на срок от трёх до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет (ранее — до четырёх лет), или лишением свободы на срок от двух до шести лет (ранее — до двух лет)».

Сопротивление представителю власти, работнику правоохранительного органа, государственному исполнителю, соединённые с принуждением этих лиц путём насилия или угрозы применения такого насилия к выполнению явно незаконных действий (часть третья), теперь будут наказываться лишением свободы на срок от трёх до семи лет. Ранее — от двух до пяти лет.

Первая часть статьи 343 почти полностью переписана. В этой статье речь идёт о наказании за вмешательство в деятельность работника правоохранительного органа или работника государственной исполнительной службы.

Ранее «вмешательство» описывалось так.

«Влияние в любой форме на работника правоохранительного органа или работника государственной исполнительной службы с целью помешать выполнению им служебных обязанностей или добиться принятия незаконного решения».

Теперь это описание гораздо длиннее и подробнее.

Статья первая (новая редакция):
«Незаконный сбор, хранение, использование, уничтожение, распространение конфиденциальной информации о работнике правоохранительного органа, работнике государственной исполнительной службы, их близких родственниках или членах семьи, распространение материалов или информации, носящих явно оскорбительный характер и демонстрирующих вызывающее неуважение к работнику правоохранительного органа или работнику государственной исполнительной службы, давление, запугивание или влияние в любой другой форме на работника правоохранительного органа или работника государственной исполнительной службы, совершённые с целью мести, препятствование исполнению им служебных обязанностей или с целью добиться принятия незаконного решения, или публичные призывы или распространение материалов с призывами к совершению таких действий, —  наказываются штрафом от 200 до 400 необлагаемых минимумов доходов граждан, или исправительными работами на срок до одного года, или арестом на срок до шести месяцев».

Часть вторая этой статьи изменена в сторону увеличения наказания. В случае, если «вмешательство» воспрепятствовало предотвращению преступления или задержанию лица, его совершившего, или было совершено должностным лицом с использованием своего служебного положения, теперь, кроме ареста или ограничения свободы, как раньше, нарушитель может быть наказан ещё и лишением свободы на срок до трёх лет.

В статье 345 — угроза или насилие в отношении работника правоохранительного органа — увеличено наказание. Кроме того, к словосочетанию «близких родственников» (работников правоохранительного органа — ред.) в тексте статьи везде зачем-то были добавлены слова «или членов семьи». 

Часть 1: 
«Угроза убийства, насилия или уничтожения либо повреждения имущества в отношении работника правоохранительного органа, а также в отношении его близких родственников или членов семьи в связи с выполнением этим работником служебных обязанностей наказывается исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трёх лет, или лишением свободы на срок до четырёх лет (ранее — до трёх лет)».

Часть 2:
«Умышленное причинение работнику правоохранительного органа, его близким родственникам или членам семьи побоев, лёгких или средней тяжести телесных повреждений в связи с выполнением этим работником служебных обязанностей наказывается (исключена возможность наказания в виде ограничения свободы) лишением свободы на срок от трёх до семи лет (ранее — до пяти лет)».

Та же история с частью первой статьи 347 — умышленное уничтожение или повреждение имущества работника правоохранительного органа. К «близким родственникам» добавлены «члены семьи», а наказание значительно посуровело. Из форм наказания исключены штраф и ограничение свободы. Остался арест и появилось «лишение свободы».

«Умышленное уничтожение или повреждение имущества, принадлежащего работнику правоохранительного органа, его близким родственникам или членам семьи, в связи с выполнением этим работником служебных обязанностей — наказываются арестом на срок до шести месяцев или лишением свободы на срок до пяти лет».

Дальше снова следуют новые статьи, которых ранее в Уголовном кодексе не было. 

Статья 361-3. Несанкционированное вмешательство в работу государственных электронных информационных ресурсов или информационных, телекоммуникационных, информационно-телекоммуникационных систем, критических объектов национальной информационной инфраструктуры.

Часть 1:
«Несанкционированное вмешательство в работу государственных электронных информационных ресурсов или информационных, телекоммуникационных, информационно-телекоммуникационных систем критических объектов национальной информационной инфраструктуры, которое привело к утечке, потере, подделке, блокированию информации, искажению процесса обработки информации или к нарушению установленного порядка её маршрутизации, — наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет и с конфискацией программных и технических средств, с помощью которых было совершено несанкционированное вмешательство, которые являются собственностью виновного лица».

Часть 2:
«Те же действия, совершённые повторно или по предварительному сговору группой лиц, или если они причинили существенный вред, — наказываются лишением свободы на срок от трёх до шести лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет и с конфискацией программных и технических средств, с помощью которых было совершено несанкционированное вмешательство, которые являются собственностью виновного лица».

Эту новую статью сопровождает следующее примечание.

«В статьях 361-3 и 362-1 настоящего Кодекса под критическим объектом национальной информационной инфраструктуры следует понимать объект, на котором есть по крайней мере одна информационная (автоматизированная), телекоммуникационная или информационно-телекоммуникационная система, нарушение функционирования которой может привести к чрезвычайной ситуации техногенного характера или отрицательному влиянию на состояние экологической безопасности государства; негативному влиянию на состояние энергетической безопасности государства; негативному влиянию на состояние экономической безопасности государства, нарушению устойчивого функционирования банковской или финансовой системы государства, нарушению устойчивого функционирования транспортной инфраструктуры государства; блокированию работы или разрушению стратегически важных для экономики и безопасности государства предприятий, систем жизнеобеспечения и объектов повышенной опасности; блокированию работы органов государственной власти или органов местного самоуправления, нарушению устойчивого функционирования информационной или телекоммуникационной инфраструктуры государства, в том числе её взаимодействия с соответствующими инфраструктурами других государств; блокированию деятельности военных формирований других субъектов сектора национальной безопасности и обороны, органов военного управления, Вооружённых Сил Украины в целом, систем управления оружием; массовым беспорядкам; разглашению государственной тайны».

Другая новая статья УК Украины посвящена информации с ограниченным доступом.

Статья 361-4. Несанкционированные сбыт или распространение информации с ограниченным доступом, которая обрабатывается в государственных электронных информационных ресурсах.

Часть1:
«Несанкционированные сбыт или распространение информации с ограниченным доступом, которая обрабатывается в государственных электронных информационных ресурсах, — наказываются лишением свободы на срок от двух до четырёх лет с конфискацией программных или технических средств, с помощью которых было осуществлены несанкционированные сбыт или распространение указанной информации, которые являются собственностью виновного лица.

Часть2:
«Те же действия, совершённые повторно, или по предварительному сговору группой лиц, или если они причинили существенный вред, — наказываются лишением свободы на срок от трёх до шести лет с конфискацией программных или технических средств, с помощью которых были осуществлены несанкционированные сбыт или распространение указанной информации, которые являются собственностью виновного лица».

Последняя на сегодня новая статья Уголовного кодекса рассматривает несанкционированные действия с госинформацией, которые привели, в частности, к утечке информации, совершённые лицом, имеющим законный доступ к данным.

Статья 362-1. Несанкционированные действия с информацией, которая обрабатывается в государственных электронных информационных ресурсах или информационных, телекоммуникационных, информационно-телекоммуникационных системах критических объектов национальной информационной инфраструктуры, совершённые лицом, имеющим право доступа к ней.

Часть 1:
«Несанкционированные изменение, уничтожение или блокирование информации, которая обрабатывается в государственных электронных информационных ресурсах или информационных, телекоммуникационных, информационно-телекоммуникационных системах критических объектов национальной информационной инфраструктуры, совершённые лицом, имеющим право доступа к ней, — наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет и с конфискацией программных и технических средств, с помощью которых было совершено несанкционированное вмешательство, которые являются собственностью виновного лица».

Часть 2:
«Несанкционированные перехват или копирование информации, которая обрабатывается в государственных электронных информационных ресурсах или информационных, телекоммуникационных, информационно-телекоммуникационных системах критических объектов национальной информационной инфраструктуры, если это привело к её утечке, совершённые лицом, имеющим право доступа к такой информации, — наказываются лишением свободы на срок от трёх до шести лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет и с конфискацией программных и технических средств, с помощью которых было совершено несанкционированное вмешательство, которые являются собственностью виновного лица».

Статья 376 — вмешательство в деятельность судебных органов — переписана так же, как и аналогичная статья о вмешательстве в работу сотрудников правоохранительных органов. Практически слово в слово.

Раньше «вмешательство» описывалось общими словами.

«Вмешательство в любой форме в деятельность судьи с целью помешать выполнению им служебных обязанностей или добиться вынесения неправосудного решения».

Теперь, после того как депутаты новым законом внесли изменения в УК Украины, вмешательством считается следующее.

Часть 1:
«Незаконный сбор, хранение, использование, уничтожение, распространение конфиденциальной информации о судье, его близких родственниках или членах семьи, распространение материалов или информации, носящих явно оскорбительный характер и демонстрирующих вызывающее неуважение к судье или правосудию, давление, запугивание или вмешательство в любой иной форме в деятельность судьи, совершённые с целью мести, препятствования выполнению судьёй служебных обязанностей или с целью добиться вынесения неправосудного решения, или публичные призывы или распространение материалов с призывами к совершению таких действий, — наказываются штрафом от 300 до 500 необлагаемых минимумов доходов граждан (ранее — до 50), или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или лишением свободы на срок до двух лет (ранее наказание в виде лишения свободы за вмешательство в работу судьи не предполагалось)».

Часть 2.
«Те же действия, если они воспрепятствовали предотвращению преступления или задержанию лица, его совершившего, или совершены лицом с использованием своего служебного положения, — наказываются лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до пяти лет, или арестом на срок до шести месяцев, или лишением свободы на срок до четырёх лет (ранее — до трёх лет)».

Изменения в следующей статье аналогичны описанным несколькими абзацами выше переменам в части кодекса, описывающей ответственность за угрозы сотрудникам правоохранительных органов. Серьёзные наказания ужесточены, более мягкие — исключены из списка.

Статья 377. Угроза или насилие в отношении судьи, народного заседателя или присяжного.

Часть 1:
«Угроза убийством, насилием или уничтожением либо повреждением имущества в отношении судьи, народного заседателя или присяжного, а также в отношении их близких родственников или членов семьи в связи с их деятельностью, связанной с осуществлением правосудия, — наказывается арестом на срок до шести месяцев (раньше список возможных наказаний начинался с исправительных работ), или ограничением свободы на срок до трёх лет, или лишением свободы на срок до четырёх лет (ранее — до трёх лет)».

Часть 2:
«Умышленное причинение судье, народному заседателю или присяжному, их близким родственникам или членам семьи побоев, лёгких или средней тяжести телесных повреждений в связи с их деятельностью, связанной с осуществлением правосудия, — наказывается (раньше список возможных наказаний начинался с ограничения свободы) лишением свободы на срок от трёх до семи лет (ранее — просто до шести лет)».

После изменения статьи 382 строже стало наказание за невыполнение судебного решения.

Раньше за умышленное неисполнение приговора можно было получить срок лишения свободы «до четырёх лет», сейчас это наказание звучит как лишение свободы «от двух до четырёх лет».

Такая же история с частью второй этой статьи, которая описывает наказание за невыполнение решения суда для должностных лиц. Раньше  — лишение свободы на срок «до пяти лет», сейчас — «от двух до пяти лет».

Кроме того, в эту статью добавлена формулировка о судебном решении, которое «подлежит немедленному исполнению».

Хозяйственный процессуальный кодекс Украины

В статью 74, которая описывает порядок ведения судебного заседания, добавлен новый абзац.

«Постановление о привлечении к ответственности за неуважение к суду принимается без составления протокола об административном правонарушении, должно содержать сведения, предусмотренные статьёй 283 Кодекса Украины об административных правонарушениях (наименование органа, вынесшего постановление, дату рассмотрения дела, сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело, etc. — ред.), является окончательным и обжалованию не подлежит. В случае принятия судом постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа контроль за выполнением данного постановления осуществляется соответствующими органами доходов».

Гражданский процессуальный кодекс

Часть третья статьи 162, которая регламентирует обязанности лиц, присутствующих на судебном заседании, тоже получила дополнение на тему неуважения к суду. Слово в слово, как в Хозяйственном процессуальном кодексе.

«Постановление о привлечении к ответственности за неуважение к суду принимается без составления протокола об административном правонарушении, должно содержать сведения, предусмотренные статьёй 283 Кодекса Украины об административных правонарушениях, является окончательным и обжалованию не подлежит. В случае принятия судом постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа контроль за выполнением данного постановления осуществляется соответствующими органами доходов и сборов».

Любопытное дополнение появилось в части первой статьи 292, которая называется «Право апелляционного обжалования»

«Решение суда об установлении факта, имеющего юридическое значение, может быть обжаловано лицом, которое считает, что указанное решение затрагивает его права и интересы».

Установление «факта, имеющего юридическое значение», послужило причиной дополнений в две следующие статьи кодекса, которые описывают процедуру касации.

Статья 324 — право кассационного обжалования — дополнена пунктом третьим с таким текстом.

«В делах об установлении факта, имеющего юридическое значение, решение суда первой инстанции после его пересмотра в апелляционном порядке, решения и постановление апелляционного суда, принятые по результатам апелляционного рассмотрения, могут быть обжалованы лицом, которое считает, что указанное решение (постановление) затрагивает его права и интересы».

Статья 325 — срок на кассационное обжалование — дополнена пунктом с довольно странной для юридического документа формулировкой.

«В делах об установлении факта, имеющего юридическое значение, лицо, не принимавшее участия в деле, может подать кассационную жалобу в течение месяца со дня, когда это лицо узнало о существовании в деле судебного решения, которое оно намерено обжаловать».

Кодекс административного производства

Так же, как и в предыдущие кодексы судопроизводства, в этот добавлена норма о невозможности обжаловать постановление о привлечении к ответственности за неуважение к суду. Абзац, написанный слово в слово, дополняет в этом кодексе статью 134.

В статье 169, которая объясняет, как исправлять описки и очевидные арифметические ошибки в судебном решении, теперь на один пункт больше. В этом пункте снова появляется формулировка о «решении суда, подлежащем немедленному исполнению».

«Определение суда о внесении исправлений в судебное решение или отказ во внесении исправлений могут быть обжалованы. Определение суда о внесении исправлений в судебное решение, подлежащее немедленному исполнению, вступает в законную силу с момента провозглашения, однако оно может быть обжаловано в общем порядке».

Следующая статья — очень важная.

Статья 182. Особенности производства по делам по административным искам субъектов властных полномочий об ограничении реализации права на мирные собрания.

Было так:

Пункт 2:
«Исковое заявление (о запрете акции или собрания от органов исполнительной власти или местного самоуправления — ред), поступившее в день проведения мероприятий, определённых частью первой настоящей статьи, или после этого, остаётся без рассмотрения».

Стало так:

Пункт 2:
«Исковое заявление, поступившее после дня, в который закончено проведение мероприятий, определённых частью первой настоящей статьи, остаётся без рассмотрения».

То есть теперь суд может запретить акцию в день её проведения.

Идём дальше по статье.

Пункт 4 изменён в сторону сокращения сроков, в которые суд принимает решение о запрете акции. Теперь он звучит так (изменения выделены жирным шрифтом).

«Административное дело об ограничении права на мирные собрания решается судом в течение двадцати четырёх часов (ранее — в течение трёх дней) после поступления искового заявления (ранее — после открытия производства), а в случае поступления искового заявления (ранее — открытия производства) менее чем за три дня до проведения соответствующих мероприятий — безотлагательно».

Пункт 7 этой статьи дополнен следующим абзацем.

«В случае сложности дела суд может отложить составление постановления в полном объёме в соответствии с частью третьей статьи 160 настоящего Кодекса. В таком случае лицам, которые принимали участие в деле, безотлагательно выдаются копии постановления суда, которое содержит вступительную и резолютивную части и является основанием для немедленного исполнения».

Налоговый кодекс Украины

В статью 14, которая определяет понятия, использующиеся в кодексе, добавлен подпункт, где разъясняется такое понятие, как «общественное объединение, выполняющее функции иностранного агента».

Подпункт 14.1.37-1:
«...общественное объединение, выполняющее функции иностранного агента — это общественное объединение, которое для обеспечения своей деятельности получает денежные средства или имущество от иностранных государств, их государственных органов, неправительственных организаций иностранных государств, международных неправительственных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства или уполномоченных ими лиц, получающих денежные средства или иное имущество от указанных источников, а также принимает участие, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности на территории Украины».

Общественные объединения, выполняющие функции иностранного агента, не входят в перечень неприбыльных организаций, доходы которых не облагаются налогом. Это специально отмечено, после внесения изменений, в подпункте 157.1 статьи 157.

Теперь налогообложение таких организаций регулирует изменённый подпункт 157.11 этой статьи.

«...если неприбыльная организация является общественным объединением, которое выполняет функции иностранного агента, такая неприбыльная организация обязана уплатить налог на прибыль, который определяется как сумма доходов, полученных из таких других источников, уменьшенная на сумму расходов, связанных с получением таких доходов, но не выше суммы таких доходов».

Уголовный процессуальный кодекс Украины 

В пункте 6 статьи 36, которая называется «Прокурор» и описывает полномочия прокуратуры, расширен список тех, кто имеет право отменять «незаконные и необоснованные постановления следователей и подчинённых прокуроров» при проведении досудебного расследования.

Теперь это не только Генеральный прокурор Украины, его первый заместитель и другие заместители генпрокурора, прокуроры Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя, прокуроры городов и районов, районов в городах, межрайонные и специализированные прокуроры, их первые заместители и заместители, а ещё и начальники главных управлений, управлений и их заместители. 

Рассматривая изменения в этом кодексе, можно узнать, что преступления по новым статьям, внесённым решением депутатов в Уголовный кодекс Украины, будет расследовать Служба безопасности Украины. 

Статья 126 — подследственность — объясняет, что именно СБУ будет проводить досудебное следствие:

• по статье «экстремистская деятельность» (110-1 УК Украины);

• по статье «несанкционированное вмешательство в работу государственных электронных информационных ресурсов или информационных, телекоммуникационных, информационно-телекоммуникационных систем, критических объектов национальной информационной инфраструктуры» (361-3 УК Украины);

• по статье «несанкционированные сбыт или распространение информации с ограниченным доступом, которая обрабатывается в государственных электронных информационных ресурсах» (361-4 УК Украины);

• по статье «несанкционированные действия с информацией, которая обрабатывается в государственных электронных информационных ресурсах или информационных, телекоммуникационных, информационно-телекоммуникационных системах критических объектов национальной информационной инфраструктуры, совершённые лицом, имеющим право доступа к ней» (362-1 УК Украины).

Статья 330 — меры к нарушителям порядка судебного заседания — дополнена уже знакомой формулировкой о невозможности обжаловать постановление о привлечении к ответственности за неуважение к суду.

В статье 477, которая разъясняет, что может считаться уголовным производством в форме частного обвинения, расширен список уголовных преступлений, по которым следователем или прокурором может быть начато уголовное производство в форме частного обвинения на основании заявления потерпевшего. В список добавлена «клевета» (151-1) — новая статья УК Украины.

Закон «О милиции» 

После внесения изменений расширился пункт 13 статьи 10.

Вот что теперь обязана делать милиция.

«...выдавать в порядке, предусмотренном Кабинетом Министров Украины, разрешения на использование во время массовых мероприятий форменной одежды, которая повторяет или похожа на форменную одежду работников правоохранительных органов или военнослужащих, а также на установление для проведения собраний, митингов, уличных шествий или демонстраций конструкций, палаток или других малых архитектурных форм, предметов или конструкций, которые будут использоваться как сцена, и звукоусилительной аппаратуры».

Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях»

В этом законе дополнена статья 5, которая называется «Отделение церкви (религиозных организаций) от государства». В самом конце добавлено одно предложение следующего содержания.

«Осуществление религиозной организацией экстремистской деятельности запрещено».

Закон Украины «О прокуратуре»

Статья 36-1 — представительство прокуратурой интересов гражданина или государства в суде — дополнена таким абзацем.

«Прокурор, обосновав необходимость защиты интересов государства, также имеет право осуществлять представительство интересов государства в суде в форме обращения в суд с исками (заявлениями, представлениями) с целью устранения препятствий в осуществлении права пользования государственным, коммунальным имуществом или имуществом общественных объединений».

Закон Украины «О Службе безопасности Украины»

Пункт 7 статьи 24, которая рассказывает об обязанностях Службы безопасности Украины, дополнен целым списком новых подпунктов. Теперь СБУ обязана:

7-1) разрабатывать порядок и требования по технической защите информации, составляющей государственную тайну, и служебной информации в информационных, телекоммуникационных и информационно-телекоммуникационных системах;

7-2) выдавать и регистрировать в соответствии с требованиями законодательства лицензии на осуществление хозяйственной деятельности в сфере технической защиты информации, устанавливать порядок выдачи и выдавать органам государственной власти разрешение на проведение работ по технической защите информации для собственных нужд, а также устанавливать порядок и осуществлять контроль за соблюдением лицензионных условий и условий проведения работ для собственных нужд;

7-3) организовывать и координировать совместно с центральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, метрологии и сертификации работы по проведению сертификации средств технической защиты информации, организовывать и проводить государственную экспертизу в сфере технической защиты информации;

7-4) осуществлять техническое регулирование в сфере технической защиты информации, организовывать и проводить оценку соответствия, разрабатывать в установленном порядке стандарты, технические регламенты  технические условия;

7-5) участвовать в пределах своих полномочий в согласовании вопросов размещения на территории Украины дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств;

7-6) устанавливать порядок и осуществлять государственный контроль за состоянием технической защиты информации, которая является собственностью государства, или информации с ограниченным доступом, требование относительно защиты которой установлено законом, в органах государственной власти, Верховной Раде Автономной Республики Крым, Совете министров Автономной Республики Крым, органах местного самоуправления, воинских формированиях, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности, в том числе в иностранных дипломатических учреждениях Украины, а также в местах постоянного и временного пребывания Президента Украины, Председателя Верховной Рады Украины и Премьер-министра Украины, а также во время деятельности на территории Украины иностранных инспекционных групп в соответствии с международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины;

7-7) выдавать аттестат соответствия комплексных систем защиты информации информационных, телекоммуникационных и информационно-телекоммуникационных систем, с применением которых обрабатывается информация, составляющая государственную тайну, и служебная информация, требованиям нормативных документов по вопросам технической защиты информации;

7-8) определять порядок и осуществлять государственный контроль за соблюдением условий эксплуатации комплексных систем защиты информации, которые прошли государственную экспертизу и на которые выдан аттестат соответствия;

7-9) разрабатывать и сопровождать модели технических разведок путём сбора и анализа информации о существующих системах и средствах технических разведок, тактик и методов их применения, а также перспектив развития; давать рекомендации органам государственной власти, органам местного самоуправления, военным формированиям, предприятиям, учреждениям и организациям по обеспечению противодействия техническим разведкам, проводить оценку угроз и принимать соответствующие меры для технической защиты информации;

7-10) методическое руководство и координация деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, воинских формирований, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в сфере технической защиты информации;

7-11) согласовывать в части технической защиты информации проекты создания информационных, телекоммуникационных и информационно-телекоммуникационных систем, в которых обрабатывается информация, которая является собственностью государства, или информация с ограниченным доступом, требование относительно защиты которой установлено законом, проводить их экспертную оценку и определять возможности введения в эксплуатацию;

7-12) согласовывать и осуществлять контроль за выполнением технических заданий на проектирование, строительство и реконструкцию особо важных объектов, разработку образцов военной и специальной техники, в процессе эксплуатации или применения которых собирается, обрабатывается, хранится, передаётся или принимается информация, которая является собственностью государства, или информация с ограниченным доступом, требование относительно защиты которой установлено законом;

7-13) согласовывать проекты нормативно-правовых актов по вопросам технической защиты информации, которая является собственностью государства, или информации с ограниченным доступом, требование относительно защиты которой установлено законом, а также по вопросам относительно условий осуществления международных передач средств технической защиты информации, в частности тех, что имеются в составе вооружения, военной и специальной техники;

7-14) устанавливать порядок и требования по вопросам технической защиты информации по использованию информационных, телекоммуникационных и информационно-телекоммуникационных систем, в том числе общего пользования, органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, которые собирают, обрабатывают, сохраняют и передают информацию, которая является собственностью государства, или информацию с ограниченным доступом, требование относительно защиты которой установлено законом;

7-15) разрабатывать и организовывать выполнение научных и научно-технических программ в сфере технической защиты информации;

7-16) организовывать и осуществлять совместно с центральным органом исполнительной власти в области образования и науки научно-методическое управление подготовкой кадров в сфере технической защиты информации;

7-17) согласовывать международные передачи средств технической защиты информации, в частности, в составе вооружения, военной и специальной техники;

7-18) устанавливать порядок осуществления государственного контроля за соблюдением требований законодательства в сфере предоставления услуг электронной цифровой подписи, а также состоянием технической защиты информации, которая является собственностью государства, или информации с ограниченным доступом, требование относительно защиты которой установлено законом, а также при осуществлении деятельности на территории Украины иностранных инспекционных групп в соответствии с международными договорами Украины.

Пункт 2 статьи 25 — права Службы безопасности Украины — расширен следующими подпунктами. Теперь СБУ для выполнения своих обязанностей имеет право:

2-1) приостанавливать действие или отменять в установленном порядке лицензии на осуществление хозяйственной деятельности в сфере технической защиты информации, а также разрешения на проведение работ по технической защите информации для собственных нужд органам государственной власти;

2-2) проводить в соответствии с Законом Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» плановые и внеплановые проверки соблюдения лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности в сфере технической защиты информации на предприятиях, в учреждениях и организациях, а также условий проведения работ по технической защите информации для собственных нужд в органах государственной власти;

2-3) приостанавливать действие или отменять в установленном порядке аттестаты соответствия на комплексные системы защиты информации в информационных, телекоммуникационных и информационно-телекоммуникационных системах;

2-4) привлекать специалистов органов государственной власти, органов местного самоуправления, воинских формирований, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности по согласованию с их руководителями к рассмотрению вопросов, относящихся к её полномочиям, а также проведению совместных инспекционных проверок;

2-5) доступа в установленном порядке своих уполномоченных представителей на объекты информационной деятельности и в информационных, телекоммуникационных и информационно-телекоммуникационных систем органов государственной власти, органов местного самоуправления, воинских формирований, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, в отношении которых осуществляется государственный контроль за состоянием технической защиты информации, которая является собственностью государства, или информации с ограниченным доступом, требование относительно защиты которой установлено законом;

2-6) предоставлять на договорных началах помощь предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности в разработке и осуществлении мер по защите информационных ресурсов в информационных, телекоммуникационных и информационно-телекоммуникационных системах, технической защиты информации;

2-7) осуществлять плановые и внеплановые инспекционные проверки состояния технической защиты информации, которая является собственностью государства, или информации с ограниченным доступом, требование относительно защиты которой установлено законом, в органах государственной власти, органах местного самоуправления, воинских формированиях, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности, в том числе в иностранных дипломатических учреждениях Украины;

2-8) возбуждать в установленном порядке вопрос о прекращении информационной деятельности на объектах информационной деятельности или с использованием информационных, телекоммуникационных и информационно-телекоммуникационных систем в органах государственной власти, органах местного самоуправления, воинских формированиях, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности в случае нарушения ими требований законодательства в сфере технической защиты информации;

2-9) осуществлять международное сотрудничество по вопросам, относящимся к её компетенции, разрабатывать предложения по заключению соответствующих международных договоров Украиной, взаимодействовать в соответствии с международными договорами Украины с международными организациями по вопросам предотвращения нарушения информационной безопасности и технической защиты информации в информационных, телекоммуникационных и информационно-телекоммуникационных системах.

Закон Украины «О государственной защите судей, работников аппарата суда и работников правоохранительных органов»

До изменений этот закон назывался Закон Украины «О государственной защите работников суда и правоохранительных органов». Теперь судьи — отдельно, работники аппарата суда — отдельно.

Часть изменений, внесённых в этот закон, связана именно с этим разграничением, то есть вместо «работников суда» теперь написано «судей и работников аппарата суда». Также к словосочетанию «близкие родственники» добавлены слова «члены семьи». Это не слишком понятное новое дополнение уже встречалось выше — в статьях кодексов, которые описывали защиту судей и сотрудников правоохранительных органов.

Теперь появление этой «тавтологии» стало более или менее понятным. Пункт 2 статьи 2, в которой раскрываются основные понятия, дополнен списком родственников.

Раньше:

Пункт 2:
«Близкие родственники, которые в соответствии с настоящим Законом подлежат защите, — это родители, жена (муж), дети, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, посягательство на жизнь, здоровье, жильё и имущество которых препятствует выполнению работниками суда и правоохранительных органов возложенных на них законом обязанностей и осуществлению предоставленных прав».

Теперь (дополнения выделены жирным шрифтом):

Пункт 2:
«Близкие родственники, члены семьи, которые в соответствии с настоящим Законом подлежат защите, это — муж, жена, отец, мать, отчим, мачеха, сын, дочь, пасынок, падчерица, родной брат, родная сестра, дедушка, бабушка, прадед, прабабушка, внук, внучка, правнук, правнучка, усыновитель или усыновлённый, опекун или попечитель, лицо, находящееся под опекой или попечительством, а также лица, которые совместно проживают, связаны общим бытом и имеют взаимные права и обязанности, в том числе лица, которые совместно проживают, но не состоят в браке».

С дополнением этого списка, соответственно, расширяется круг лиц, которые как родственники судей и работников аппарата суда имеют право на личную охрану и охрану жилья и имущества, право получать оружие и так далее.

Закон Украины «О защите информации в информационно-телекоммуникационных системах»

К субъектам отношений, которые регулирует этот закон, перечисленным в статье 3, добавлены «центральное управление Службы безопасности Украины и подчинённые ему региональные органы».

Закон Украины «Об информационных агентствах»

Статья 5 — деятельность информационных агентств — дополнена таким абзацем.

Не является деятельностью информационного агентства распространение информационной продукции через ресурсы сети Интернет, которая:

1) дублирует зарегистрированное в установленном порядке печатное средство массовой информации;

2) осуществляется субъектами властных полномочий на своих официальных сайтах;

3) осуществляется предприятиями, учреждениями или организациями применительно лишь к своей собственной деятельности;

4) осуществляется субъектами предпринимательской деятельности, которые распространяют информацию о своей продукции или услуги с целью их реализации;

5) осуществляется лицами на несистематической, непрофессиональной основе и без цели предоставления информационных услуг.

Зачем это разъяснение понадобилось законодателям, станет понятно чуть ниже, когда речь снова пойдёт об информационных агентствах.

Заканчивая же с изменениями, внесёнными в этот закон, отметим, что теперь Интернет добавлен в статью 29 как одно из средств распространения продукции информационных агентств, наряду с печатными и экранными изданиями, радио, телевидением и так далее. 

Закон Украины «О Национальном совете Украины по вопросам телевидения и радиовещания»

В части первой статьи 8 — досрочное прекращение полномочий члена Нацсовета по телевидению и радиовещанию — появилась новая, беспроблемная возможность «уволить» члена Нацсовета.

Его полномочия теперь могут быть досрочно прекращены по решению органа, который его назначил. Напомним, четырёх членов Нацсовета выбирает Верховная рада, четырёх — президент Украины. 

Закон Украины «Об исполнительном производстве»

Статья 18 — требования к исполнительному документу — дополнена следующим абзацем.

«В исполнительном документе, выданном по результатам рассмотрения административного дела в порядке статьи 182 Кодекса административного судопроизводства Украины («Особенности производства по делам по административным искам субъектов властных полномочий об ограничении относительно реализации права на мирные собрания» — ред.) в качестве должника указываются только те лица, которые могут быть идентифицированы. При выполнении такого исполнительного документа государственный исполнитель принимает меры по доведению содержания судебного решения и его исполнения должником, а также другими лицами, которые намерены реализовать право на мирные собрания».

Пункт 2 статьи 25 — принятие исполнительного документа к исполнению — теперь содержит вот такое разъяснение.

«При выполнении судебного решения по устранению препятствий в осуществлении права пользования государственным, коммунальным имуществом или имуществом общественных объединений в рамках исполнительного производства, открытого по заявлению прокурора, срок для самостоятельного исполнения решения в постановлении не указывается, а принудительное исполнение судебного решения начинается безотлагательно».

Закон Украины «О лицензировании определённых видов хозяйственной деятельности»

В статье 9 к списку видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию, добавлен «ввоз на территорию Украины, вывоз с территории Украины, производство, торговля и использование беспилотных воздушных судов, подлежащих регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Украины».

Беспилотными «дронами» с установленной на них видеокамерой пользуются журналисты и не только, чтобы снять на видео, например, большое количество людей с высоты птичьего полёта.

Закон Украины «О телекоммуникациях»

В статье 1, где перечислены основные термины, использующиеся в законе, появился такой.

«...идентификационная телекоммуникационная карточка — средство, которое используется для обозначения (идентификации) конечного оборудования абонента в телекоммуникационной сети (SIM-карта, USIM-карта, R-UIM-карта и т.п.)».

Статья 18 дополнена подпунктом, который расширяет полномочия Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере связи и информатизации. Теперь комиссия может «отключить» интернет-сайт, в том числе и информационного агентства, у которого нет государственной регистрации.

Подпункт 23-1:
«...принимает решение об ограничении доступа абонентов операторов телекоммуникаций к ресурсам сети Интернет, через которые осуществляется распространение информации, распространение которой противоречит закону, или через которые осуществляется деятельность информационного агентства без предусмотренного законом свидетельства о государственной регистрации информационного агентства, и о восстановлении такого доступа при удалении указанной информации, получении свидетельства или отмене решения, на основании которого доступ был ограничен.

Решение об ограничении доступа абонентов операторов телекоммуникаций к ресурсам сети Интернет, через которые осуществляется распространение информации, распространение которой противоречит закону, принимается на основании заключения эксперта о принадлежности информации к такой, распространение которой противоречит закону.

Решение об ограничении доступа абонентов операторов телекоммуникаций к ресурсам сети Интернет может быть обжаловано в суде в порядке административного судопроизводства.

Инициирование рассмотрения вопроса об ограничении доступа абонентов операторов телекоммуникаций к ресурсам сети Интернет, привлечение экспертов, принятие, передача и выполнение принятого решения, устранение нарушений лицом, их допустившим, обновление доступа абонентов операторов телекоммуникаций к ресурсам сети Интернет осуществляются в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины».

Дополнительный новый подпункт статьи 39, в свою очередь, обязывает провайдеров сделать сайт недоступным для пользователей по требованию комиссии.

Подпункт 18-2:
«...на основании решения национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере связи и информатизации, ограничивать доступ своих абонентов к ресурсам сети Интернет, через которые осуществляется распространение информации, распространение которой противоречит закону, или через которые осуществляется деятельность информационного агентства без предусмотренного законом свидетельства о государственной регистрации информационного агентства, и обновлять такой доступ на основании соответствующего решения в случае удаления указанной информации, или получения свидетельства, или на основании судебного решения, которым отменено решение об ограничении доступа абонентов к ресурсам сети Интернет».

Также в этой статье изменился абзац, обязывающий операторов телекоммуникаций устанавливать на своих сетях технические средства, необходимые для осуществления оперативно-розыскных мероприятий. Изменения и дополнения выделены жирным шрифтом.

«Операторы телекоммуникаций (провайдеры, в пользовании которых находятся телекоммуникационные сети), обязаны за собственные средства закупать и устанавливать на своих телекоммуникационных сетях технические средства, необходимые для осуществления уполномоченными органами оперативно-розыскных мероприятий, и обеспечивать функционирование этих технических средств, а также в пределах своих полномочий содействовать проведению оперативно-розыскных мероприятий и недопущению разглашения организационных и тактических приемов их проведения».

Статья 42, пункт 7. В этом пункте перечисляются виды деятельности в сфере телекоммуникаций, которые подлежат лицензированию.

Теперь лицензия нужна и для предоставления услуги доступа в сеть Интернет.

Статья 63 — условия предоставления телекоммуникационных услуг — пополнилась подпунктом следующего содержания.

Подпункт 1-1:
«...предоставление телекоммуникационных услуг с использованием идентификационных телекоммуникационных карточек (SIM-карт, USIM-карта, R-UIM-карт — ред.) осуществляется на основании заключённого между оператором телекоммуникаций и потребителем телекоммуникационных услуг договора в порядке, предусмотренном законодательством».

Этот подпункт уже трактуется в СМИ как обязанность при покупке SIM-карты подписывать договор и предъявлять паспорт. Однако здесь ещё предстоит дождаться разъяснения экспертов. Поскольку на самом деле договор с компанией, которая предоставляет услуги связи уже сегодня есть у каждого владельца SIM-карты.

Просто у контрактных абонентов — это «бумажный» документ, который они собственноручно подписали, предъявив перед этим паспорт, а у владельцев бесконтрактных пакетов — это договор публичной оферты (об этом операторы пишут на обложке стартового пакета).

Договор публичной оферты предполагает адресованное неопределённому кругу лиц или нескольким конкретным лицам предложение, которое определённо и конкретно выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Бесконтрактный абонент «подписывает» договор, активируя стартовый пакет.

Закон Украины «О Государственной службе специальной связи и защиты информации»

В описании работы, целей и обязанностей этой службы из постоянно упоминавшегося в законе словосочетания «криптографической и технической защиты информации» теперь исключено слово «технической». По-видимому, в связи с тем, что техническая защита информации после всех изменений стала задачей Службы безопасности Украины.

Эту версию подтверждает и тот факт, что из статьи 16 исключён пункт, вменявший в обязанности Госслужбе специальной связи «внедрение комплексных систем защиты информации на объектах информационной деятельности и в информационных, телекоммуникационных и информационно-телекоммуникационных системах зарубежных дипломатических учреждений Украины».

Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей»

Статья 127 дополнена следующим пунктом.

«Орган государственной власти, орган местного самоуправления, их должностные лица, руководители предприятий, учреждений и организаций, объединений граждан, которым направлено обращение Совета судей Украины по вопросам обеспечения безопасности судей, обязаны в течение 10 дней со дня его получения рассмотреть и дать письменный ответ. В случае невозможности рассмотрения обращения в определённый срок сообщают об этом письмом с изложением причин продления срока рассмотрения, который не может превышать 30 дней со дня его получения.

Ответ в пределах компетенции предоставляется непосредственно тем органом государственной власти или органом местного самоуправления, которому было направлено обращение.

Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководители предприятий, учреждений и организаций, к которым поступило обращение Совета судей Украины, обязаны немедленно принять меры по устранению угроз безопасности судей.

В заседании Совета судей Украины, на котором рассматривается вопрос безопасности судей, могут участвовать определённые Советом судей Украины должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководители предприятий, учреждений и организаций с согласия их руководителей».

Статья 134 — государственная защита судьи, его близких родственников, членов семьи — существенно расширена.

Пункт первый статьи увеличился за счёт перечисления всех родственников, которые вместе с судьёй находятся под защитой государства (дополнения выделены жирным шрифтом). 

«Судья, его близкие родственники, члены семьи (муж, жена, отец, мать, отчим, мачеха, сын, дочь, пасынок, падчерица, родной брат, родная сестра, дедушка, бабушка, прадед, прабабушка, внук, внучка, правнук, правнучка, усыновитель или усыновлённый, опекун или попечитель, лицо, находящееся под опекой или попечительством, а также лица, которые совместно проживают, связаны общим бытом и имеют взаимные права и обязанности, в том числе лица, которые совместно проживают, но не находятся в браке), их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принимать необходимые меры для обеспечения безопасности судьи, его близких родственников, членов семьи, сохранения их имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление».

Пункт третий стал пунктом четвёртым и тоже увеличился в размерах. Под номером три в статье появился новый пункт.

Пункт 3:
«Запрещается разглашение сведений о месте жительства судьи и других личных сведений о нём органами государственной власти, органами местного самоуправления, справочными службами АТС, операторами и провайдерами телекоммуникаций, информационно- справочными службами, а также любыми предприятиями, учреждениями, организациями и лицами, которым эти сведения стали известны в связи с их служебной деятельностью, кроме случаев, предусмотренных законом, и только в интересах национальной безопасности и прав человека или с согласия судьи. Разглашение таких сведений влечёт за собой ответственность согласно законам Украины».

Пункт 4:
«Судья имеет право на обеспечение средствами защиты и мобильными устройствами оповещения об опасности, которые ему предоставляются органами внутренних дел, а также на оборудование жилья охранной и противопожарной сигнализацией за счёт средств государственного бюджета в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины».

В статье 146 появился подпункт, который  обязывает Государственную судебную администрацию Украины «обеспечить функционирование системы видеонаблюдения в помещениях судов и на прилегающих к ним территориях».

Статья 153 расширяет полномочия Службы судебных приставов.

Пункт первый дополнен и теперь звучит так.

«В каждом суде действует служба судебных приставов. Судебные распорядители обеспечивают соблюдение лицами, находящимися в суде, установленных правил, выполнение ими распоряжений председательствующего в судебном заседании, а также во взаимодействии с органами внутренних дел поддержание общественного порядка в суде, прекращение проявлений неуважения к суду и охрану помещений суда».

Но гораздо более существенные полномочия даёт приставам новый пункт этой статьи.

Пункт 6:
«Судебным приставам для выполнения возложенных на них обязанностей предоставляется право применять специальные средства, используемые при охране общественного порядка, перечень и порядок применения которых определяется Кабинетом Министров Украины».

Спецсредства — это дубинки, наручники, электрошок, газ, травматическое оружие и так далее (полный список в Правилах применения специальных средств при охране общественного порядка).

В статью 154 добавлено только одно слово: теперь спецподразделения органов МВД должны нести круглосуточную охрану помещений суда. 

Закон Украины «Об общественных объединениях»

В статье 1 этого закона появился новый пункт. Он описывает признаки общественного объединения, которое выполняет функции иностранного агента.

Пункт 6:
«Общественное объединение считается выполняющим функции иностранного агента, если для обеспечения своей деятельности получает денежные средства или имущество от иностранных государств, их государственных органов, неправительственных организаций иностранных государств, международных неправительственных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства или уполномоченных ими лиц, получающих денежные средства или иное имущество от указанных источников (далее — иностранные источники), а также принимает участие, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности на территории Украины .

Общественное объединение, за исключением политической партии, признаётся участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Украины, если независимо от целей и задач, указанных в его учредительных документах, оно принимает участие (в том числе путём финансирования) в организации и проведении политических акций, которые имеют целью воздействие на принятие решений государственными органами, изменение определённой ими государственной политики, а также для формирования мнения общества в указанных целях».

Статья 4, где рассматриваются ограничения при создании и деятельности общественных объединений, пополнилась новым словосочетанием (выделено жирным шрифтом).

Пункт1:
«Создание и деятельность общественных объединений, цель (цели) или действия которых направлены на ликвидацию независимости Украины, изменение конституционного строя насильственным путём, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, подрыв его безопасности, незаконный захват государственной власти, осуществление экстремистской деятельности, пропаганду войны, насилия, разжигание межэтнической, расовой, религиозной вражды, посягательство на права и свободы человека, здоровье населения, запрещаются».

Статья 10 теперь требует включать в название организации слова «иностранный агент». 

«В общем названии общественного объединения, которое выполняет функции иностранного агента, должно содержаться словосочетание «общественное объединение, выполняющее функции иностранного агента».

Также дополнения, внесённые в эту статью запрещают таким организациям иметь сокращённое название.

«Общественное объединение, кроме общественного объединения, которое выполняет функции иностранного агента, может иметь сокращённое наименование».

Изменения в статье 14 касаются особенностей регистрации общественного объединения, которое выполняет функции иностранного агента.

Новеллы в статье 20 обязывают обособленное подразделение иностранной неправительственной организации зарегистрироваться как общественное объединение, которое выполняет функции иностранного агента, в случае, если оно собирается вести политическую деятельность в Украине. (Политической деятельностью, согласно изменениям, внесённым в этот закон, считается участие (в том числе путём финансирования) в организации и проведении политических акций, которые имеют целью воздействие на принятие решений государственными органами, изменение определённой ими государственной политики, а также для формирования мнения общества в указанных целях.)

Статья 21— права общественных объединений — изменена так (дополнения выделены жирным шрифтом).

Пункт 1:
«Для осуществления своей цели (целей) общественное объединение имеет право: 
1) свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои цели (цели), при этом материалы, распространяющиеся общественным объединением, которое выполняет функции иностранного агента (в том числе через средства массовой информации и Интернет), должны сопровождаться указанием на то, что они выданы и (или) распространяются общественным объединением, которое выполняет функции иностранного агента».

Статья 23 — финансовая поддержка и отчётность общественных объединений — дополнена сразу тремя новыми пунктами.

Пункт 4:
«Общественные объединения, выполняющие функции иностранного агента, ведут отдельный бухгалтерский учёт доходов (расходов), полученных из иностранных источников, и доходов (расходов), полученных из других источников».

Пункт 5:
«Общественные объединения, выполняющие функции иностранного агента, обособленное подразделение иностранной неправительственной организации, которое действует в статусе общественного объединения, которое выполняет функции иностранного агента, должны предоставлять в уполномоченный орган по вопросам регистрации документы о персональном составе руководящих органов, а также информацию об объёме средств или иного имущества, полученных из иностранных источников, о запланированных цели их использования и фактическом использовании, о запланированных программах деятельности и о фактической деятельности — ежемесячно».

Пункт 6:
«Общественные объединения, выполняющие функции иностранного агента, обособленное подразделение иностранной неправительственной организации, которое действует в статусе общественного объединения, которое выполняет функции иностранного агента, должны раз в три месяца размещать в сети Интернет и публиковать в газетах «Голос Украины» или «Правительственный курьер» отчёт о своей деятельности в объёме сведений, предоставляемых в уполномоченный орган по вопросам регистрации».

Статья 28 теперь сообщает, что за невыполнение всех вышеперечисленных новых требований к общественному объединению, выполняющему функции иностранного агента, оно может быть запрещено судом. Как и обособленное подразделение иностранной неправительственной организации (статья 30).

***

Кроме Закона «О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» и процессуальные законы относительно дополнительных мер защиты безопасности граждан», который только что был весьма подробно рассмотрен, Верховная Рада 16 января тем же «ручным» голосованием приняла ещё семь законов. 

К их анализу «МедиаПорт» приступит чуть позже. Для тех, кто не желает ждать, а готов самостоятельно, — список и ссылки.

Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ответственности за административные правонарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, зафиксированные в автоматическом режиме» (законопроект — 3855)

Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно ответственности за совершение административных правонарушений во время проведения футбольных матчей)» (законопроект — 3837)

Закон «О внесении изменений в регламент Верховной Рады» (законопроект — 3883)

Закон «О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины (относительно заочного уголовного производства)» (законопроект — 3587)

Закон «О внесении изменений в статью 297 Уголовного кодекса Украины (относительно ответственности за осквернение или разрушение памятников, построенных в память тех, кто боролся против нацизма в годы Второй мировой войны, — советских воинов-освободителей, участников партизанского движения, подпольщиков, жертв нацистских преследований, а также воинов-интернационалистов и миротворцев)» (законопроект — 2178а)

Закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины относительно ответственности за отрицание или оправдание преступлений фашизма» (законопроект — 2179а)

Закон «О внесении изменения в статью 197 Налогового кодекса Украины относительно освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость операций по ввозу на таможенную территорию Украины природного газа» (законопроект — 3853-1)