Web Analytics

Больше половины украинцев о децентрализации только «что-то слышали» — опрос

Граждане Украины не слишком довольны своими возможностями влиять на органы местного самоуправления, но активно включаться в процесс не хотят. 

Мнение украинцев, глав объединённых территориальных громад, представителей местных госадминистраций изучали авторы исследования «Децентрализация: результаты, вызовы и перспективы», которое провёл Фонд «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива.

В опросе участвовали 2040 респондентов, в том числе главы объединённых громад из разных регионов Украины.

Исследование показало, что хорошо осведомлены об инициативе власти по децентрализации 12% опрошенных. 54,1% на момент опроса «что-то слышали», 30,8% были не в курсе. Среди тех, кто знает о реформе, поддерживают её 31%, нет — 23%.

О процессе добровольного объединения территориальных громад хорошо знают 12,1% граждан, «что-то слышали» 46,4%, не знают — 37,9%. Сторонников и противников этой инициативы — 30% и 28% соответственно.

«На первый взгляд, такое незначительное преимущество сторонников реформы не слишком убедительно. Однако эти цифры можно рассматривать и в контексте высокого уровня общественного недоверия к реформаторским усилиям украинской власти. Соответственно, даже небольшое преобладание сторонников реформы довольно обнадёживающе и свидетельствует о сохранении общественного кредита доверия к дальнейшим шагам государства в этой сфере», — считают авторы исследования.

Изменения к лучшему в результате роста доходов в местные бюджеты ощутили только 16,2% опрошенных, 67,2% изменений не заметили, а 8,4% заявили, что стало только хуже.

«Очевидно, что такие цифры можно объяснить относительно коротким периодом новых условий местного самоуправления. В то же время, определенный перевес тех, кто заметил положительные изменения, является обнадёживающим сигналом. Эти цифры, опять же, следует рассматривать в общем контексте общественного мнения в последнее время, указывающем на то, что граждане оценивают перемены в государстве и изменение собственных условий жизнь в основном негативно», — говорится в докладе по итогам опроса.

Из перемен к лучшему основная часть респондентов увидела сдвиги в благоустройстве и санитарном состоянии — 57,3%, в жилищно-коммунальном хозяйстве — 23,3%, в работе городского транспорта — 23%,  в улучшении условий для проведения досуга — 22,1 %, в охране правопорядка — 15,5%.

Напротив, сложнее стало с медицинским обслуживанием, считают 63,2% респондентов, работой (56,7%), заботой о незащищённых группах населения — пенсионерах, инвалидах (52,6%).

В целом, 64,6% респондентов (выбравших ответы «скорее, нет» и «безусловно, нет») не удовлетворены тем, как могут влиять на решения местной власти в своём городе или селе, 14,7% — удовлетворены («скорее, да» и «безусловно, да»). Еще 20% не смогли определиться.

Однако при этом участвовать в управлении готовы «безусловно» — 8,7%, «скорее, да» — 22,8%. «Безусловно, не готовы» 19,2%, «скорее, нет» — 28%, не смогли сказать — 21,3%.

Из тех форм управления, в которых граждане все же готовы участвовать, остаются местные выборы (в качестве избирателей) — 29,2%, общественные работы по благоустройству — 24%, а также общественные слушания — 17,1%.

«Ситуация в объединённых территориальных громадах, по мнению опрошенных экспертов, лучше. Большинство из них отметили, что жители громад начали сильнее контролировать действия местной власти и пытаются активно участвовать в процессе выработки решений. В некоторых случаях активность граждан, по свидетельству опрошенных, приводила к изменению начальных решений должностных лиц в соответствии с пожеланиями большинства жителей общины», — сказано в исследовании.

Все 50 опрошенных руководителей громад отметили, что их общины уже получили новые полномочия. Во всех случаях это были полномочия в сфере образования. 39 также упомянули сферу предоставления административных услуг, 31 — здравоохранения, 24 — социальной защиты. Всего шести удалось получить полномочия в сфере архитектурно-строительного контроля.

Отвечая на вопрос о том, каких полномочий не хватает, респонденты чаще всего упоминали право распоряжаться землей за пределами населённых пунктов (25 из 37 ответивших).

Для подавляющего большинства глав громад (25 из 46 ответивших на вопрос) ключевое преимущество нового статуса их общин заключается в росте финансовых ресурсов, которыми они могут распоряжаться, и возможности решать проблемы, которые накапливались годами. Судя по ответам, чаще всего деньги, полученные в результате финансовой децентрализации, вкладывались в ремонт дорог (38 упоминаний), содержание учреждений образования (33), благоустройство территорий и ремонт и реконструкцию учреждений социально-культурной сферы (по 30). Также распространены были мероприятия по энергосбережению (27 упоминаний).

«С одной стороны, чиновникам объединённых громад нужно время и опыт для того, чтобы не только осознать необходимость инвестиционных проектов, но и начать воплощать их в жизнь. По мнению некоторых экспертов, переход проектов громад от текущих к долгосрочным является вопросом времени. С другой стороны, представители громад на первых порах склонны решать самые насущные проблемы, которые часто заключаются в неудовлетворительном состоянии коммунальных заведений. Так, они стремятся не только «залатать дыры», которые существовали годами, но и быстро продемонстрировать населению конкретные выгоды от объединения. При этом отдельные эксперты предупреждали, что использование средств только на текущие расходы угрожает финансовой способности самых объединённых громад. Если они не создадут дополнительные источники доходов, существует опасность, что им не хватит средств на выполнение новых полномочий, которые со временем им передаст государство», — предупреждают эксперты.

К концу 2016 года после проведения первых выборов ОТГ в Украине образовано свыше 360 объединённых территориальных громад. В Харьковской области таких громад четыре: выборы уже прошли в Старосалтовской громаде, Роганской, а также в Мерефянской и Чкаловской.

В конце декабря Кабмин внёс изменения в перспективный план формирования территорий громад Харьковской области, дополнив его Чкаловской сельской объединённой территориальной громадой, а также уточнив состав некоторых громад.