Web Analytics

Парковки и паркоматы: запасной план «Харьковпарксервиса»

В Харькове не установлен ещё ни один паркомат, инвестора, готового вложить деньги в закупку устройств, тоже ещё нет. При этом до 1 апреля, когда все парковки должны быть оборудованы паркоматами, осталось меньше месяца. Кому и как будут платить автомобилисты?

О перспективах установки паркоматов в Харькове «МедиаПорт» расспросил непосредственно директора коммунального предприятия «Харьковпарксервис» Дмитрия Мандрикова.

Что такое паркомат?

— Определение паркомата дано на законодательном уровне и определено в правилах парковки транспортных средств от 3 декабря 2009 (постановление №1342 — ред.). Это техническое устройство, созданное для получения денежных средств для парковки на местах, которые определены. Можно их наблюдать по Украине, в частности, в Киеве. По данным профильного министерства, сейчас оборудовано около пяти процентов мест, где они должны стоять, 95% остаются без паркоматов. Это обычный терминал, обычно сделан в антивандальном виде. В нём есть экран и интерфейс, при помощи которого автомобилист может оплатить парковку. То есть внести денежные средства. Есть разные паркоматы, нет единого стандарта и единой формы. Поэтому в разных местах они разные, как и разная форма оплаты. То есть можно оплатить через платёжную карту банка, а можно наличными.

Один из примеров, как это работает в Киеве: водитель платит, получает парковочный талон. На его парковочном талоне помечается время и дата, которое он хочет оплатить. Он этот парковочный талон с соответствующими отметками размещает под лобовое стекло. По теории, это даёт ему право парковаться.

Паркомат работает в связке с оператором?

— Можно рассматривать разные варианты.

Опишите возможные.

— Нигде не предусмотрено — ни в правилах на всеукраинском уровне, ни на местном уровне, — что паркомат должен работать без помощи парковщика. Это определяет оператор или юридическое лицо, обслуживающее площадки для парковки. Независимо от того, сколько мы людей предусмотрим и сколько парковщиков будет ходить, если нет системы воздействия на автомобилиста, то фактически заставить платить их в паркомат мы не сможем.

Сейчас же тоже нет системы влияния…

— Сейчас есть личностный контакт. Сейчас подходит одетый в форму парковщик, у которого бейджик, кассовый аппарат. Есть гарантия оператора, коммунального предприятия, которая говорит: деньги, которые вы платите, поступают в большей степени в бюджет, за исключением затрат, связанных с содержанием предприятия, модернизацией, благоустройством.

Но остаётся открытым вопрос: если водитель не хочет платить, то может же развернуться и уйти…

— С марта месяца мы попробуем реализовать механизм. Он заключается в том, чтобы на всех неплательщиков составлять акт. Акт этот утверждён в соответствии с правилами парковки профильным министерством. Мы берём его за основу, составляем акт и в порядке (есть юридическая терминология — «направление задолженности») направляем его для взыскания в суд. Каким образом это организовано: мы хотим сделать несколько юридических экипажей. То есть это юристы, с которыми мы заключим договорные отношения, либо мы их оформим на коммунальном предприятии, которые по информации парковщиков на особо злостных неплательщиков будут составлять эти акты. Будем взыскивать с них деньги. Суммы будут незначительны: при ставке действующего тарифа пять гривень в час, если мы зафиксируем, что 4-6 часов у нас простоял автомобиль — это будет 30 гривень. Для себя мы это считаем делом чести. Если мы изменились, если изменилось коммунальное предприятие, то хотелось, чтобы харьковчане тоже как-то поменяли свое отношение.

Почему раньше не использовали акты?

— Можно и сейчас, но для того, чтобы этот процесс запустить и он работал, должно пройти время. Его нужно настроить, прописать, найти соответствующих людей, которые этим будут заниматься. Они должны чётко понимать свои функциональные обязанности того, как эта структура должна работать.

А как между собой будут работать экипажи и операторы?

— Всех злостных неплательщиков парковщики, поверьте, знают в лицо. Знают автомобиль, марку и ведомство — те, которые употребляют свои служебные удостоверения и не платят за парковку. Они (парковщики — ред.) с этим сталкиваются каждый день. Они не меняются, расписание у них приблизительно одно — это будние дни, все паркуются на работу. Если приезжают в суды или просто погулять с детьми, то время почти одинаковое.

А что с теми людьми, которые не хотят платить — и их парковщик увидел впервые?

— Подчёркиваю, что эти акты мы будем составлять и применять в отношении принципиальных неплательщиков. Если это произошло один раз… Поверьте, мы не сможем теоретически обеспечить то количество экипажей на то количество неплательщиков, которые есть сейчас в городе Харькове. Поэтому мы будем бить в те места (бить — в кавычках), которые считаем принципиальными. Будем бороться.

Когда планируете устанавливать паркоматы?

— В настоящее время Харьковским городским советом направлено обращение на имя Николая Азарова, действующего премьер-министра Украины, с просьбой пересмотреть злополучный пункт 14, реализация которого не даст ничего, кроме затратности для бюджета города и всей Украины в целом. Я, как руководитель предприятия, не выступаю против установки паркоматов. Я выступаю с тем, что нет системы, которая бы обеспечила эффективную работу установленных паркоматов. Даже если мы установим, ничего не поменяется, станет только хуже. Поступления в бюджет уменьшатся наполовину.

Почему так?

— А не будут платить. Никто не сможет заставить автомобилиста заплатить паркомату. Вот он паркуется на автомобиле, к нему подходит парковщик и помогает ему припарковаться. Водитель выходит из машины и видит человека, у которого есть бейдж, есть печать. Он понимает, что этот человек, как я оцениваю, что могут думать автомобилисты, официально оформлен, получает заработную плату, платит взносы в бюджет, он выполняет свою работу. А представьте, не будет. Будут стоять какие-то ящики. Для того, чтобы разобраться (как вносить деньги за парковку — ред.), нужна какая-то система, чтобы влияла на желание разобраться. Ты должен понимать: если не оплатишь парковку в установленном порядке, определённом сессией городского совета и законами Украины, то тебе будут какие-то санкции, как это делается во всех цивилизованных странах, — штраф административный или блокировка транспорта. Ты занял место, которое приносит в бюджет средства.

То есть нет контакта с человеком, который мог бы убедить заплатить?

— Конечно. Мы даже сейчас не можем разработать программу сотрудничества с ГАИ. Потому что нет административного правонарушения. Только сознание и сознательность водителя.

Постановление Кабинета Министров никто не отменял, с 1 апреля нужно будет устанавливать паркоматы. Какую работу вы проводите для того, чтобы эти паркоматы установить?

— Фактически найти, где приобрести, какой комплектации и технического обеспечения — мы эту работу провели. Мы говорили с разными заводами — и на территории Украины, и за рубежом. Но в настоящее время не определён источник финансирования, а мы своими средствами не сможем закупить такое количество паркоматов. Первая причина — не сможем, а вторая — это бессмысленно.

Но коммунальному предприятию нужно выполнять условия постановления…

— Если это входит в рамки наших возможностей, то мы это делаем. Мы сейчас рассматриваем, исследуем и изучаем эту возможность. Есть много предложений и наработок. Я лично участвовал в пилотном внутреннем проекте: как говорится, у себя в гараже для себя. Чтобы понять себестоимость создания такого паркомата. Я могу понять, сколько стоит валидатор (устройство для проверки документов на электронных носителях — ред.), я могу понять, из чего будет состоять паркомат, как он работает, насколько он технически сложен. Тем не менее источник финансирования не определён, и если бы он был, то мы бы реализовали программу по установке паркоматов в городе Харькове от 2 до 4 месяцев. Это с момента определения финансирования. Это разработать проект установки паркоматов, они находятся в зоне красных линий. Это не так просто, мы же не просто ставим ларьки несогласованные, мы должны согласовать. Мы должны понять, как это корреспондируется с сетями, как это должно работать, как осуществлять передачу данных. Однако без необходимого финансирования это всего лишь создание на бумаге планов, которые реализовать без финансирования невозможно.

Какие могут быть источники финансирования?

— Мы проводим переговоры с инвесторами, слава Богу, Харьковский городской совет развязал нам для этого руки. Но люди, которые имеют деньги, заработали и умеют их считать, не хуже нас видят эту ситуацию. Они не видят той ситуации, при которой они могли бы вложить деньги в паркоматы (необходимо до 10 миллионов гривень — ред.) и на каких-то условиях потребовать от нас какой-то процент. Потому что сама система не жизнеспособна. Закупка паркоматов не принесёт никакого результата при нынешней ситуации, при нынешнем определении отсутствия рыночного механизма воздействия на водителей. Это все понимают вокруг, просто поменять ничего не можем. Это не в наших силах.

То есть сейчас нет инвестора, который бы дал согласие или заинтересовался?

— Его нет. Он и не появится, потому что система отсутствует. Он может появиться тогда, когда появится система. Инвестор придёт и скажет: я устанавливаю вам паркоматы, я закуплю вам паркоматы, я приобрету вам башмаки, эвакуаторы и на каких-то условиях хочу получить деньги. Он же так не может сделать, потому что механизма нет.

Почему из городского бюджета нельзя взять деньги?

— В 2012 году в Харьковском городском бюджете эти деньги не предусмотрены. Учитывая кризис государства, мы все понимаем, как тяжело. Тем более вопрос не в деньгах, а вопрос в самой ситуации. Если бы был работающий механизм, то, скорее всего, мы бы нашли инвестора, он бы согласился вложить деньги.

Работающий механизм — это тот, который бы приносил доход?

— Который бы обеспечил работу паркоматов в её первоначальной задумке. Они элементарно не будут работать, не будут принимать деньги от населения, потому что сами автомобилисты не будут туда вносить. Нет ничего для того, чтобы заставить их это делать. Реклама не принесёт никаких плодов.

Если постановление останется в силе, как будет работать коммунальное предприятие?

— Надеюсь, что с 1 апреля мы получим внесение каких-то изменений в постановление №1342. Будет либо отсрочка действия п. 14, либо вообще отмена. Или мы получим механизм. Можно только гадать.

Запасной план есть, если не отменят?

— На этом этапе, до получения каких-то чётких указаний со стороны министерства и Кабинета Министров, мы будем осуществлять функции в первоначальном составе. Потому что у нас есть цель, мы наполняем бюджет, мы организовываем дорожное движение в городе Харькове.

Если постановление не отменят, вы же не будете иметь права с людей брать деньги без паркоматов. Но правильно ли я вас понял: вы продолжите работу?

— Основная цель введения паркоматов, если вы озвучите позицию профильного министра, — это детенизация финансовых потоков в городе Харькове. Так вот, детенизация финансовых потоков в Харькове уже сейчас есть, мы уже можем сейчас ответить за каждую гривню. Мы можем показать, рассказать..

Но в постановлении чётко прописано: без паркомата взимать деньги с водителей нельзя. После 1 апреля вы будете придерживаться данного постановления?

— Первого апреля вы зададите вопрос, и я вам отвечу. Надеюсь, что вы не будете задавать этот вопрос. Потому что всё будет хорошо. Мы найдём компромисс, и профильное министерство не допустит такой ситуации.

В этом году из городского бюджета предприятие получало деньги?

— Всё своими силами. Форма, благоустройство — это всё за счёт уполномоченных лиц оператора.

Сколько заработало КП за два месяца работы?

— Сумма есть, она уточняется, потому что отчётный период — это квартал. По завершении марта, первого квартала, мы попадаем в районе миллиона гривень. Может, меньше, может, больше.

Как распределится миллион?

— Непосредственно в бюджет города и централизованно; распоряжение деньгами от нас никак не зависит. Мы оставляем те затраты, которые необходимы для содержания коммунального предприятия. Это связь, заработная плата работников, платежи, коммунальные услуги, офис. Всё остальное — в бюджет.