Аватар пользователя Татьяна Федоркова

Храм правосудия на проспекте Правды

Строили, строили и наконец построили? Сотрудники Харьковского апелляционного хозяйственного суда готовятся к новоселью. В июне 2012-го суд планирует переехать из здания на проспекте Ленина в дом на проспекте Правды — постройку ХIХ века начали приводить в порядок ещё десять лет назад. Обстановка и интерьер нового помещения — впечатляющие. Дизайнер проекта говорит: оформлял храм правосудия.

С площади Свободы — на проспект Ленина, с проспекта Ленина — на проспект Правды. Харьковский апелляционный хозяйственный суд кочует с начала 2000-х.

Десять лет назад, в 2002-м, учреждение (суд рассматривает дела из трёх областей — Харьковской, Полтавской и Сумской) переехало из здания Госпрома на площади Свободы в бывшее здание военного училища на проспекте Ленина, 5. Здесь лучше, но тоже тесно. Площадей не хватает, крыша течёт.

Планировалось, что переезд временный — на два года. В суде ждали, пока в другом здании (учреждению передали постройку на проспекте Правды, в пяти минутах ходьбы от проспекта Ленина) закончится ремонт.

Деньги на реконструкцию из государственного бюджета выделяли не всегда и не в полном объёме. Строительство затянулось. С начала работ на стройке прошло уже 10 лет.

Макет здания

Фото разных лет

«По Указу Президента обязали местных глав администраций искать здания для апелляционных хозяйственных судов. Здание, которое мы сейчас видим, было практически полностью разрушено. Это было одно из зданий, мне кажется, областной больницы. Оно было в таком состоянии, что для больницы было малоинтересно: там разрушились перекрытия, разрушились стены. Было принято решение областной администрацией передать эту «развалюху» суду для строительства», — вспоминает председатель Харьковского апелляционного хозяйственного суда Василий Кухарь.

«Строительство шло длительный период времени. Надо было укреплять фундамент, потому что он был практически разрушен, полностью менять перекрытия, достраивать. Особо мы не спешили, поскольку суд — это не какая-то коммерческая структура, мы ставили вопрос о том, что это нужно делать, понятно, что сложно, но нам предоставляли финансирование. Были сложности. К примеру, сегодня у нас — кредиторская задолженность перед строителями на 2 миллиона гривень — но, тем не менее, мы потихоньку двигаемся вперёд, и я думаю, что мы закончим строительство, благоустройство в летний период времени и будем переселяться», — утверждает руководитель.

«Проектно-сметная документация предусматривала объём финансирования строительства — порядка 20 миллионов гривень 10 лет назад. В ходе изменения цен, строительства, зарплат и всего остального сделали перерасчёт, и на сегодняшний день, насколько мне помнится, объём — где-то порядка 24 миллионов гривень», — рассказывает Василий Кухарь.

Вечно строящееся серое здание на проспекте Правды — только внешне кажется неприметным.

Внутренняя отделка впечатляет. Особенно на фоне интерьера районных судов Харькова.

На первом этаже — 10 залов для судебных заседаний, каждый — с отдельным выходом в совещательную комнату.

Так выглядит стандартный кабинет судьи. В Харьковском апелляционном хозяйственном суде — 40 судей.

Ниже на фото — одно из помещений для технических работников. В апелляционном хозяйственном их 160.

В этом кабинете будут располагаться рабочие места для десяти человек. Столы сотрудников установят рядом. Разделять их будут стеклянные перегородки.

В новом здании есть актовый зал. Председатель суда предполагает: здесь будут учить будущих судей.

«Если раньше судья назначался, и мы говорили о том, что это был представитель нашей территории или это представитель тот, который прошёл или работал в суде, то на сегодняшний день любой человек, который имеет высшее образование и стаж работы в юриспруденции, вправе говорить: «Я хочу быть судьёй». Он сдаёт документы, сдаёт тестирование и проходит отбор. Если только он разумный, толковый, он сдал тесты и приходит сюда», — объясняет Василий Кухарь.

Суд оборудовали так, чтобы в будущем при наличии закона и техники в процессах можно было использовать видеокамеры — чтобы фиксировать процесс на видео, — и видеосвязь, с помощью которой, объясняет председатель суда, была бы возможность общаться со свидетелями на расстоянии. Пока законом регламентирована только звукозапись процессов.

Автор проекта реконструкции, дизайнер Анатолий Мазурчук (в 90-х он работал главным художником Харькова, позже работал в Харьковской академии дизайна и искусств, сейчас возглавляет авторскую студию) утверждает: проектировал храм правосудия.

О стиле здания, в котором творил, говорит так: «Постмодерн с элементами арт-деко».

Фото из эскизного проекта

Над реконструкцией суда на проспекте Правды он начал работать вместе со своим студентом. Это было темой дипломной работы учащегося, а теперь и его коллеги.

«Я сразу увидел здание не как просто административное здание, где будет выполняться судопроизводство, а как некий образ — образ храма правосудия. Человек, который попадает в суд, должен чувствовать интуитивно, что здесь будет принято справедливое решение. Хотя у нас такое не всегда возможно. Ставя такую задачу, сразу включались художественные выразительные средства. Что представляет храм? Храм — это преддверие, сам храм, его как бы алтарь, святыни. По проекту предусмотрена атрибутика государственности: герб, флаг, скульптура Фемиды. Присутствует принцип дуализма. Как в церкви: добро — зло. Борьба противоречий. Поскольку в суде то же самое происходит — истец, ответчик и над этим стоит судья — выходит некий триумвират. Пирамида», — объясняет замысел Анатолий Мазурчук.

Художник углубляется в историю, мифологию и рассказывает о символике.

«Раньше право судить имела церковь, наместник Бога. Затем эту роль начал выполнять король. Казалось бы, всё туманно, но, тем не менее, всё это задумано. Я заметил, что теперешние судьи, как бы это ни прискорбно, они эти моменты не прослеживают. Они не видят символики, традиций, не знают, откуда, что происходило. Не зная таких постулатов, у судьи нет стержня за божественную справедливость», — уверен автор дизайна нового здания Харьковского апелляционного хозяйственного суда.

«Есть центральная часть, левая и правая. Левая часть отвечает за истца, правая — за ответчика. И над ними есть центральная часть — стеклянный куб, как судебная мантия. Олицетворение судьи», — продолжает Мазурчук.

Символика здесь и в цветах.

«Дуализм в колористике: основные элементы — белый, чёрный, компромиссный серый, красный, королевский цвет. Чёрный — символ обособленности, отречения. Не зря мантия судьи чёрного цвета», — говорит дизайнер.

Мостики на третьем этаже, по замыслу Мазурчука, — образ весов.

«Руководство зачастую не слышит. Я потратил много энергии на проталкивание некоторых моментов. В силу разных причин — объективных и субъективных — руководство чего-то не принимает. Непонимание неких моментов, на чём строится образность, замысел. Художнику работать, попадая в такие условия, невозможно», — признаётся автор.

При этом в большинстве случаев, говорит дизайнер, убедить начальство всё-таки удалось. 80 процентов того, что предлагал Мазурчук, заказчик принял.

А вот, к примеру, идею с часами под самой крышей здания, символом времени и высшего суда (суда над судом, как говорит дизайнер) в руководстве не поддержали.

Плитка, гипсокартон, штукатурка, краска, металл, пластик — строители, говорит дизайнер, использовали самые обычные материалы. Разве что колонны на первом этаже отделаны мрамором.

— Простой человек заходит в суд и смотрит на этот шикарный дизайн. Как вы думаете, не удивит ли людей то, что настолько красиво, роскошно построили суд, ведь потратили государственные деньги?

Анатолий Мазурчук, автор дизайна: «Сам гипсокартон — самый дешёвый материал. Благодаря работе этот материал превратился в такую красоту. Я хотел доказать, что можно доказать и выразить замысел простыми средствами. Покраска — что белая, что красная — цена незначительная. К тому же, здание строится для людей, не на один год. Потому в колоннах — а это несущий материал, всё время об них трутся — должен присутствовать долговечный материал. Если не мрамор, то пришлось бы красить каждый год, обновлять».

Переехать в новое здание коллектив Харьковского апелляционного хозяйственного суда планирует в июне.

К тому времени обещают благоустроить и территорию вокруг строения.

Во дворе будущего суда установлен обелиск погибшим советским воинам.

Десять лет назад стройка вблизи памятника вызвала спор: родственники расстрелянных в районе этого места солдат требовали прекратить строительство.

Несогласные обращались в суды, но, по информации Василия Кухаря, им отказали во всех инстанциях. В Харьковском апелляционном хозяйственном суде говорят: готовы взять монумент под свою «опеку». Но на это нужно разрешение городских властей.

Редактор: 
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.