Современная детская литература. Какая она?

Чего мы ждем от детской литературы? Захватывающего сюжета и интересных приключений? Понятных тем и не перегруженности размышлениями о жизни и мире? Счастливого конца? Простого языка и легкости изложения? Или чего-то еще?

Думаю, ответом на эти и другие вопросы станет книжка Сергея Оксеныка «Лесом. Небом. Водой».

Одно ее название намекает на разнообразные приключения, в полной мере сохраняя интригу, что, где, когда и с кем все это происходит. Хотя, конечно, понятно, что главные действующие персонажи – дети. Прежде всего, очень храбрый и рассудительный мальчик Лысый (или Лесик), который отправляется в далекое путешествие с важной миссией, от успеха которой зависит, выживет ли его деревня. Так случается, что верной подругой и спутницей мальчика становится Леля, смелая и чуткая девочка из другого края-племени. При трагических обстоятельствах она и еще семеро детей остаются сиротами, потому у них нет другого выхода, кроме как идти вперед с Лысым.

Стоит подчеркнуть, что персонажи произведения не бездушные куклы-марионетки, а живые люди, характеры которых автор раскрывает на протяжении всей книжки. Как все дети, они в постоянном движении. Но в движении не только физическом, а и духовном. Во время путешествия, полного опасностей и неожиданностей, они учатся, приобретают опыт, познают жизненные истины и согласно полученным знаниям принимают важные решения. Взрослые также присутствуют в произведении, но рядом с детьми это фигуры довольно статические. Что старый Инженер, который готовил Лысого к путешествию, что Баба-Яга и Леший, Что Никита Орел, предводитель секретной подземной организации, что Инженер из Руины, единственный выживший после эпидемии. У всех их есть неизменный набор убеждений и взглядов, исходя из которых, они и действуют. Они не могут ни измениться, ни признать те изменения, которые произошли в мире. И самым красноречивым примером этого служит старый Инженер и его неприятие, и даже ненависть к Лысому за его идею выкопать колодец. Он не способен посмотреть на проблему по-другому, увидеть себя со стороны. И это проводит очень четкую, очень важную грань между детьми и взрослыми. Но, что интересно, в произведении неоднократно подчеркивается, что эти дети ведут себя совершенно не по-детски: они терпеливые, смелые, рассудительные, преданы друг другу, выносливые, изобретательные. Разве что по-детски искренние и открытые. Возможно, по задумке автора, такими должны были бы быть взрослые?

Однако вернемся к общим положениям. Произведение читается очень легко. Сергей Оксенык прекрасно владеет украинским языком, щедро употребляет сочные фразеологизмы и интересны сравнения. Без излишеств и многословия ему хорошо удается изобразить и динамические события, и напряженное ожидание, и размышления главных героев. Неоднократно вынуждают улыбнуться вопросы Марички – искренние в своей простоте и чрезвычайно серьезные, в сущности. Резвости рассказу добавляет и особенное произношение Лели и детей: «ходиць», «звуць», «соромисся». Поневоле язык произведения хочется сравнить с тонким прозрачным покрывалом, который не скрывает произведение искусства под собой, а, напротив, только подчеркивает его красоту.

На обложке можно прочитать, что «Лесом. Небом. Водой» – это приключенческо-фантастический роман. О том, что это роман, свидетельствует и значительный объем, и масштабность изображаемых событий, и большое количество персонажей, и важность нарушаемых тем. Фантастичности произведению добавляют сюжетные элементы и персонажи из сказки, а также тот факт, что события происходят в далеком будущем. Да, да, именно в будущем, хотя узнаем мы об этом уже ближе к концу произведения. И единственным намеком для того, кто только берет «Лесом. Небом. Водой» в руки, здесь могут стать слова «Рукопись, найденная в старой машине времени». Бесспорно, приключений в произведении очень много, как оно всегда бывает, когда предстоит выполнить какую-то чрезвычайно важную миссию. Сюжет романа динамический и нередко просто непредсказуемый. Искусно выполненное деление на главы разбивает произведение на небольшие отдельные истории, связанные общим сюжетом. Заканчиваются они часто неожиданно, что подталкивает читать дальше и дальше. И хорошую услугу автору здесь делают названия глав. Сами по себе они не предвещают ничего сверхъестественного или плохого, но чем дальше читаешь, то больше понимаешь, насколько обманчивы эти слова. Все, что происходит с главными героями иногда даже трудно назвать приключениями. Приключения по своему характеру – это преимущественно увлекательные события, которые не угрожают ничьей жизни. А дети из произведения Сергея Оксеныка раз за разом проходят через испытания, которые, если бы не их смелость и изобретательность, неоднократно могли бы завершиться трагически. И именно это страшно. Страшно, что описанные автором опасности – не просто вымышленные, а взятые из самой жизни. И только от нас зависит, сможем ли мы от них уберечься, уберечь своих детей.

Уберечь от чего, спросите вы, ведь «Лесом. Небом. Водой» – детский приключенческо-фантастический роман. А дело в том, что главный замысел автора – не просто написать очередное детское произведение, а, не много и не мало, привлечь внимание младшего поколения к угрожающей экологической проблеме. О ней так много сказано и написано в последние годы, что мы будто уже и привыкли к этой катастрофической ситуации. Человек, как известно, может приспособиться ко всему. Однако это не уменьшает важности самой проблемы.

События, изображенные в произведении Сергея Оксеныка, происходят в далеком будущем. Настолько далеком, что признаки деградации человечества – люди живут маленькими селами, питаются благодаря охоте, собирательству и земледелию, из оружия пользуются арбалетами, луками и саблями, никакого искусства или средств связи – сначала воспринимаются как характеристики какого-то древнего времени. И первым намеком на это далекое будущее служит книжка о Робинзоне, по хрупким полуистлевшим страницам которой Лысый учится читать и которую старый Инженер бережет как одну самых больших реликвий. Далеко не сразу открывается вся картина этого «дивного нового мира». Людей осталось так мало и они так одичали, сказать бы, что себе подобных воспринимают как врагов.

Красной нитью в произведении проходит тема ответственности человека за загрязнение природы, а главным символом этого является замусоренный ручей в селе Лысого. В результате загрязнения вода испортилась, а люди начали болеть и умирать. Именно поэтому Инженер учил и тренировал его – чтоб отправить в Руину за чудодейственным порошком, который очищает воду. Да, Руина – это наивысшее проявление человеческого высокомерия и пренебрежения к природе. «… Сплошная свалка камней, ржавого металла и трухлявого дерева… Руина разлеглась до самого горизонта – и на противоположном берегу реки тоже. Россыпи того, что когда-то было огромными сооружениями, укрывали высокие горы и впадины между ними… Целый мир, укрытый, словно ковром, сизым порохом». И Лысый прав в своих размышлениях в том, что все начинается с малого: с маленького ручья, с деревни, с отдельного человека. Кроме того, именно на Лысом скрещиваются два мировоззрения, два способа решения этой проблемы. Одно из них, потребительское, старое мировоззрение, обрекает человечество на постепенное вымирание. Не удивительно, что выразителем его является старый Инженер, который отправляет Лысого за уже упомянутым очистительным порошком. Порошок – лишь временное спасение, это шаг назад (особенно ввиду того, что достать его возможно только в Руине). Придя к такому выводу, Лысый понимает всю беспомощность этой идеи, и потому решает действовать, построить колодец. Именно он – представитель нового мировоззрения, сторонник внимательного, заботливого отношения к природе, осознания своей ответственности перед ней и будущим. Все, чем мы пользуемся, мы берем в долг у своих внуков. И если человечество не опомнится, то через 200-300 лет мы будем иметь именно такую необъятную Руину, как изображено в книжке Сергея Оксеныка.

Хочется подчеркнуть, что и здесь появляется антагонистичная пара взрослый-ребенок, старый Инженер-Лысый. И не удивительно, что Инженер из Руины, последний человек из прошлого, считает, что спасти мир может только новое поколение. «Сперва нужно научиться жить в этом мире, не разрушая его окончательно… И не разрушая себя…». А учиться, изменяться могут только дети, новые люди. Вполне закономерный вывод. И единственный вопрос, на который нет точного ответа, что это должно быть за поколение. Инженер говорит о том, что у людей должны появиться «новые качества». И здесь дело не только в отличном мировоззрении и отношении к природе, а в отличной сущности человека, других, до сих пор неизвестных качествах. Идет ли тут речь об индиго? Тяжело сказать, особенно ввиду того, что этот вопрос возник у меня уже после второго прочтения книжки. Но, в конечном итоге, это уже и не так важно, поскольку основная цель автора – привлечь внимание людей, и в частности детей, к экологической ситуации на земле, осознать свою ответственность перед грядущими поколениями – достигнута.

Подытоживая, хочется сказать, что книжка Сергея Оксеныка «Лесом. Небом. Водой» – типичное и в то же время нетипичное детское произведение. Типичное, поскольку автор написал прекрасную историю про детей и для детей, придерживаясь всех требований жанра. А нетипичное, потому что невзирая на фантастичность, дух приключений, прекрасный язык, увлекательный сюжет, этот роман ценен для нас прежде всего своим главным замыслом – «надо выживать самим, не полагаясь на то, что, возможно, еще осталось в Руине, потому что Руина – это прошлое, плохое прошлое, люди не должны быть червями и не должны быть вурдалаками…» И так во всем.

Автор: Анна Пицык

Рецензия предоставлена проектом Записки книголюба

Редактор: 
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.