Вера Полозкова: «я райская адская в смысле донецкая гадская выдающаяся рассказчица чисто сестра Стругацкая»

Стихи Веры Полозковой я увидела впервые пару недель назад в «Живом журнале». И это не удивительно. То есть, конечно, это удивительно: то, что я никогда раньше не слышала о молодой русской поэтессе, авторе двух книжек – «Фотосинтез» и «Непоэмание», увидевших свет в 2008 году; о поэтессе, чей живой журнал под скромным ником vero4ka входит в топ 30 самых популярных русских блогов; журналистке, актрисе и певице…

Однако это не удивительно: Бог в большинстве случаев посылает человеку какие то вещи именно в тот момент, когда человек не может без них обойтись… А сколько стихов, посланных своевременно, спасают людей если не от суицида, то от длительной депрессии точно! :).

Я уже предвижу скептические комментарии от интеллектуалов и интеллектуалок: тетенька за тридцать молится на стихи двадцатидвухлетней девочки. Впрочем, я и не скрываю своей любви к поколению 2000 :). Мне нравится их уверенность, их работоспособность, а также их убежденность в том, что работа может быть творческой. И в том, что творческая работа может приносить деньги. Нравится даже то, что на самом деле работать они не любят, но хотят заработать до фига денег, чтобы потом ни в чем себе не отказывать, а только путешествовать :). По крайней мере, они в этом честно признаются.

А еще мне нравится, что эти мальчики и девочки умеют расставаться. Они не остаются рабами отживших отношений. Переживают сильные эмоции – и идут дальше. В общем, тетеньками и дяденькам есть чему у них поучиться :).

А еще они умеют формулировать то, что знают об отношениях. А поскольку отношений было много, то спектр отображаемых эмоций весьма широк и насыщен, и в поэзии Веры Полозковой каждый может выбрать для себя то, что он чувствовал и не мог сказать. О любви.

Амплитуда чувств колеблется от тяжелых ритмов «свежей драмы»

Да, я верю, что ты ее должен драть, а еще ее должен греть и хранить от бед.
И не должен особо врать, чтоб она и впредь сочиняла тебе обед.

Да, я знаю, что ты там счастлив, а я тут пью, что ты победил, я усталый псих.
Передай привет паре мелочей, например, тряпью, или no big deal, лучше выбрось их.
Ай спасибо Тому, Кто смыть мою колею тебя отрядил, всю ее расквасить от сих до сих.

Это честно – пусть Он мне бьет по губам указкой, тупой железкой, она стрекочет тебе стрекозкой…
…Ты молись, чтобы ей не ведать вот этой адской, пустынной, резкой, аж стариковской,
Аж королевской – смертельной ненависти такой

до еле слышного шепота «когда уже все кончено»:

Ну все уже: шепоток, белый шум, пустяк.
Едва уловимый, тлеющий, невесомый.
Звонка его ждешь не всем существом, а так
Одной предательской хромосомой.

Скучаешь, но глуше, вывернув звук к нулю.
Как с краю игла слегка шипит по винилу.
Все выдохнула, распутала, извинила,
Но ручку берешь, расписываешь уныло –
И там,
На изнанке чека
«люблюлюблю».

Разговорные интонации, виртуозное владение ритмом, неточные, но «точеные» рифмы, убийственность образов не дают оторваться от Верочкиных стихов, как от беседы о самом важном. И это касается не только интимной лирики.

Удивительное умение разглядеть внутреннюю сущность вещей, иронично раскрыть ее читателю и главное – перевести в плоскость человеческих отношений, отличают эту поэзию. Притчевость – и никакой навязчивой поучительности:

Чему учит нас Гоа, мой свет? Расстояние лучший врач.
Расставания больше встреч.
Драгоценно то, что хватило ума не присвоить, не сфотографировать,
не облечь
Ни в одну из условностей; молчанье точней, чем речь.
Того, чего не имеешь – не потерять.
Что имеешь – не уберечь.

Теперь вы видите, что молодежи действительно полезно путешествовать :).

Я не случайно употребила слово «притчевость» – поэзия Веры Полозковой если и не религиозна в традиционном понятии этого слова, то, по крайней мере, демонстрирует наличие сформированного религиозного мировоззрения. Для лирической героини отношения с Богом – не пустая формальность и не дань моде. Пусть она, являясь истинным ребенком поколения, часто протестует против того, что Он посылает, и ломится напролом, «Божьи шуточки матеря» и тут же признаваясь «ты же слабая, сводит икры ведь, в сердце острое сверлецо; сколько можно терять, проигрывать и пытаться держать лицо». Но во всем этом пафосе и склонности к мазохизму есть главное: четко сформулированная готовность снова терять и снова держать лицо, принимать новые испытания в своей дерзкой готовности «наследовать землю» – именно в составе поколения 2000, и реальное ощущение присутствия Бога во всех аспектах жизни:

мы корреспонденты господни, лена, мы здесь на месяцы.
даже с дулом у переносицы
мы глядим строго в камеру, представляемся со значением

Собственно, за это переживание бытия на земле как Господней миссии, даруется какое то более глубокое понимание смыслов и слов, поступков и отношений:

лучше йогурта по утрам
только водка и гренадин.
обещай себе жить без драм –
и живи один.

все слова переврутся сплошь,
а тебе за них отвечать.
постарайся не множить ложь
и учись молчать.

Бог приложит свой стетоскоп –
а внутри темнота и тишь.
запрети себе множить скорбь –
да и зазвучишь.

Веро4ка Полозкова. Непоэмание. — СПб: Геликон Плюс, 2008.
Вера Полозкова, Ольга Паволга. Фотосинтез. — М.: Livebook, 2008.

Стихи Веры Полозковой можно найти в ее живом журнале.

Редактор: 
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.