Web Analytics

MediaPost on-line. «Анатомический атлас» Артема Чеха: Господь не симпатизирует жабам

Артем Чех – молодой писатель. Но в 23 года у него вышло уже четыре книжки (сам автор считает, что это не много – ведь писал он их целых четыре года!). Об одной из этих книг мы уже говорили раньше. Это роман «Киня» – откровенный стеб и своеобразная попытка абсурдистской прозы. Можно сказать, талантливая попытка… Но не припомню случая, чтобы молодой писатель удовлетворился литературным стебом. Молодые писатели любят открывать вечные истины и открывать людям глаза на них самих. В данном случае – на многострадальное поколение девяностых…

Из украинского «поколения девяностых» сегодня модно делать аналог «потерянного поколения», а Артема Чеха ставить в ряд «от Керуака до Жадана, от Блие до Кемерона». Если насчет других молодому писателю явно польстили, то творчество Жадана безусловно повлияло на творчество Чеха: один из его новых романов «Анатомический атлас. Сложно быть жабой» представляет собой если не блеклое подражание «Депеш Мод», то слабо аргументированную попытку полемики с этим произведением. Персонажи Чеха также пьют, курят драп, посвящают все время ничегониделанию, никому не верят, иногда общаются на «философские темы» и иногда опровергают популярный в народной культуре тезис из «Депеш Мод» – «гомосексуалізмом ми не займаємось, але до цього все йде» :).

Сюжета нет вообще: жизнеописание Виталика-жабы, мальчика из неблагополучной семьи, закончившего психушкой, на события не богато. Настолько неоригинально, что даже хотелось спросить у издательства «Фолио»: не лучше ли было переиздать поэму «Москва-Петушки» как классику жанра? Однако от литературы подобного плана произведение Чеха отличает общий смысл. Смысл этот ужасно поучителен и представляет собой полемику с другим основополагающим тезисом Сергея Викторовича (Жадана) – «Господь симпатизирует аутсайдерам»: так жить нельзя! Виталику-жабе противопоставляется персонаж положительный… Угадайте кто? Правильно, Чех! Он поначалу якобы тоже бухает и употребляет наркотики, но при этом еще читает книги (!), а потом вообще социализируется, получает образование и создает семью (процесс социализации в целом и создание семьи в частности упоминаются мельком; думаю, в будущем году писатель подарит читателям очередной шедевр – на сей раз семейную сагу).

Правда, мертвецкая скука «Анатомического атласа» вызывает серьезные сомнения в том, что автор действительно в свое время грешил выпивкой или наркотиками, хотя, читая «Киню», и возникало желание несколько раз спросить, что курил автор. Видимо, за время праведной жизни впечатления подрастерялись. В «Атласе…» вы не увидите ни альтернативного мышления, вызванного измененным сознанием, нет тут и образности как таковой. Почти двести страниц – и никаких метафор; бухали, блевали, спали… А вспомним-ка «серебряные холодные форели трехдневного алкогольного запоя» :) из «Депеш Мод» или афористические размышления о сущности бытия Венечки Ерофеева…

Поэтика алкоголя, который, по Делезу, дарует триумф над застывшим и неприглядным настоящим, отсутствует; отсутствует и пафос социального протеста, который всегда сопровождает истории о маргиналах, превознося их образ жизни до «отрицания прогнивших ценностей системы».

Зато присутствует «правильная», я бы даже сказала, протестантская позиция: грешники никогда не достигнут успеха в жизни; те, кто ведут себя плохо, попадают в ад (в данном случае ад – это смелянская психушка). Возможно, единственная ценность «Анатомического атласа» как раз и состоит в декларации этой позиции как манифеста 20-летних: они уже не хотят быть аутсайдерами, наоборот, настроены на успешность. Взявшись за мемуары в 20 лет, Чех решительно перечеркивает свое прошлое и – заодно – стилистику целого литературного периода, построенную на поэтизации алкоголя, драпа и аутсайдерства. Герои «Депеш Мод» только мечтали о том, как возможно когда-нибудь станут полноценными членами общества, у них будет свое жилье, своя кухня, еда, в конце концов, но читателю мало в это верилось. Чех как литературный герой и Чех как молодой перспективный писатель исполнены решимости бороться за свою успешность, но что из этого выйдет…

Артем Чех. Анатомічний атлас. Важко бути жабою. – Х.: Фолио, 2008.

Автор: Татьяна Трофименко