ВОДИТЕЛИ, внимание. Сегодня

С понедельника, 15 апреля, в Украине вступает в силу новая редакция Правил дорожного движения. Появляются новые термины, знаки, разметка. Несколько «старых» правил изменились кардинально.

Чтобы внятно, буквально пошагово объяснить читателям-водителям, что их ожидает на дорогах в понедельник утром, оказалось недостаточным несколько раз вдумчиво перечитать свод новых правил. Канцеляризмы не давали понять объективную картину. Обратилась в пресс-службу городской Госавтоинспекции с просьбой посоветовать компетентного эксперта. Чтобы разъяснил на пальцах. Не могу сказать, что прямо отказали, скорее, сослались на занятость (звонила в четверг, впереди пятница, 12 апреля). На моё «ну, пожалуйста, это же отличный повод популяризовать ГАИ, поспособствовать формированию положительного имиджа инспекции» ответили так: «Нет соответствующей бумаги, которая бы давала право отвечать на ваши вопросы».  

Это очень странно. Ведь сотрудники Госавтоинспекции (по идее) должны, как никто другой, быть заинтересованы в том, чтобы водители знали, понимали и выполняли правила.

Пришлось просить помощи в частных структурах. На мои вопросы согласился ответить Владимир Нестеренко — преподаватель автошколы «Зелёная волна» на Салтовке (водительский стаж 37 лет). Человеческое ему спасибо. Он потратил час своего личного, неоплачиваемого времени. Знаете, почему? Потому что: «Конечно, приезжайте, это важно. Ведь есть даже такой пункт в ПДД — «Каждый участник движения, знающий и соблюдающий правила, в праве рассчитывать, что эти правила знают и соблюдают другие».

Я остановлюсь на тех изменениях, которые имеют отношения к безопасности. На тех, которые существенно меняют поведение водителей.

1. ГАЗОН

У нас появилось понятие «газон». Его никогда не было в правилах. Водители на вопрос «На каком основании вы тут поставили автомобиль?» резонно отвечали: «А где написано, что это запрещено?». Теперь есть чёткое определение: «Посеянные травы вблизи проезжей части». И новое правило: «Стоянка на газонах запрещена».

А где разрешена?

В специальных местах, типа тех, что возле супермаркетов. На обочинах дорог. И (внимание!) только если нет возможности поставить автомобиль там, то разрешается остановиться у края проезжей части.

2. ТЁМНОЕ ВРЕМЯ СУТОК

Тёмное время суток теперь чётко определено: от захода солнца до восхода. То есть ушло понятие «сумерек», которые раньше, по сути, водитель определял на глаз. Теперь ориентируемся по календарю. Открываем, смотрим: «Заход солнца в 19.00». Даже если вам кажется, что на улице очень светло, вы обязаны включить фары. Выключить можно только после календарного восхода.

3. ОСТАВЛЕНИЕ МЕСТА ДТП

Раньше было так. Водитель, не дай бог, совершил наезд. Испугался, убежал. Его искали, через три дня нашли. Он оправдывается: «Ой, я искал врача». Доказать, что он скрывался, было сложно. Теперь чётко: если водителя или его автомобиль после дорожно-транспортного происшествия разыскивает милиция, значит он скрылся, оставил место ДТП.

А если правда нужно в больницу?

Водитель должен о себе сообщить. Чтоб его не искали. Позвонить в милицию, сказать: «Я такой-то, произошло то-то, я не скрываюсь, я еду к доктору».

4. ПРИОРИТЕТ ЗНАКОВ НАД РАЗМЕТКОЙ 

Это очень вредное изменение. До сих пор у нас над дорожной разметкой имели преимущество только временные знаки. А постоянные не должны были противоречить ей. Теперь ситуация изменилась. Теперь над дорожной разметкой имеют преимущество любые дорожные знаки. То есть какая может быть ситуация: вы едете, смотрите на дорогу, видите разметку, разрешающую поворот налево, перестроились, включили сигнал поворота.. А тут — оп! — вы замечаете, где-то там в облаках или за кустиком висит знак «только направо». И что вам делать? В прямом смысле выворачиваться из этой ситуации.

Разметки всё равно практически нет на дорогах, чего переживать?

Но ведь она будет. Надеюсь. В чем суть разметки? Она должна заблаговременно предупреждать водителя о ситуации на дороге. То есть, чтоб спокойно, например, успел перестроиться в нужный ряд. А теперь что? Не верь разметке, получается.

5. РЕГУЛИРОВЩИК всегда прав

До 15 апреля сигналы регулировщика имели преимущества только перед знаками приоритета. Теперь сигналы регулировщика имеют преимущество перед любыми дорожными знаками. То есть вы стоите на перекрёстке, вам поворот налево знаком запрещён. Но вы видите регулировщика. И по тому, как он стоит, вполне можете поворачивать. Но знак же не зря стоит там, правда?! Я уверен, это правило отменят. Вернут старую редакцию. Но до тех пор, пока этого не сделали, хочу просто попросить водителей пользоваться здравым смыслом. Знаки, которые предписывают или запрещают, стоит выполнить. Хотя закон нам как бы и даёт право игнорировать их.

6. ДНЕВНЫЕ ХОДОВЫЕ ОГНИ

Ну, тут вообще… Спорный вопрос очень. Суть: с 1 октября по 1 мая вне населённых пунктов в светлое время суток водители обязаны двигаться с включёнными дневными ходовыми огнями. А при их отсутствии — с включённым ближним светом фар. Что же такое «дневные ходовые огни»? А вот, как это звучит в законе: «Дневные ходовые огни — это внешние световые приборы белого цвета, предусмотренные конструкцией автомобиля, установленные впереди и предназначенные для лучшей видимости». То есть это могут разные лампочки, которые соответствуют определению.

Какой у вас автомобиль и что будете использовать лично вы?  

У меня автомобиль старенький. «Жигули», девятая модель. Использовать я буду ближний свет. Потому что заводом-изготовителем не предусмотрены другие огни белого цвета. Но, думаю, многие будут пытаться пользоваться противотуманными фарами. Ближний свет и топливо «жрёт», и ресурс у него определённый, жалко. На самом деле, водитель рискует ночью оказаться без света. Но хочу оговориться: в смысле безопасности это нужное изменения. И, обратите внимание, речь идёт не о городе. Не путайте, пожалуйста. Дневные ходовые огни с октября по май включаем только вне населённого пункта.

7. ПОВОРОТ НАЛЕВО и разворот

Вот это новшество я считаю удачным и полезным для безопасности. При повороте налево водитель должен уступить дорогу не только встречным транспортным средствам, которые едут прямо и поворачивают направо, что знает любой водитель. Но с 15 апреля он должен уступить дорогу и попутным автомобилям, то есть тем, кто впереди, выполняющим разворот.  

Смотрите внимательно. Я двигаюсь впереди вас, и у меня включён левый поворот. И вы поворачиваете налево. Вы можете с точностью сказать, куда я сейчас поеду: поверну налево или развернусь? Нет. Вы ожидаете от меня, скорее всего, поворота, правда? А я разворачиваюсь. Потихоньку, смотрю внимательно на свои помехи. Вас раздражает моя медлительность, и что вы делаете? Правильно, пытаетесь повернуть раньше меня, опережаете слева. А я в это время закладываю траекторию разворота, и вы, раздражительный, получаете удар.

Теперь всё четко. Водитель при повороте налево должен уступить дорогу встречным, а также попутным, выполняющим разворот. То есть вы обязаны терпеливо подождать и убедиться, что делает автомобиль перед вами: поворачивает или разворачивается. Ещё доходчивее: если во время разворота произойдёт столкновение, то водитель, который выполнял левый поворот, будет виновен 100%.

8. РЯДНОСТЬ

Раньше было так: водитель должен двигаться как можно ближе к правому краю проезжей части, точка. Теперь немного конкретизировали. На дорогах, где есть не менее двух рядов в одном направлении, водитель должен двигаться как можно ближе к правому краю проезжей части, кроме случаев объезда, опережения, перед перестроением для поворота налево или разворота. То есть, если мы никого не опережаем, не объезжаем, не перестраиваемся — мы вообще в левом ряду ехать не можем.

То есть это даёт право гаишнику взмахнуть палкой, если вы без причин едете по левому ряду?

Да. И вы уже не можете сказать «а мне тут удобно» или «а там ямы». Извините, на ямы в законе ссылок нет. Не опережаете, не перестраиваетесь, не объезжаете — нарушение.

Стоп, а понятие «объезжаете» имеет отношение только к транспортному средству?

Нет.

Так вот ямку и объезжаю.

Вот видите, как здорово, мы тут же придумали, как это правило обойти. Но если говорить не о хитростях, а о реальной безопасности, то тут всё правильно.

9. ОБГОН СПРАВА

На территории Украины обгон справа был запрещён. Но справа у нас нет движения встречного, а обгон — это опережение с выездом на встречную полосу. Получалось, что обгон справа в принципе невозможен. Однако у нас полно таких мест. И в Харькове есть. Это площадь Поэзии. Где водители со стороны улицы Донец-Захаржевского движутся на Чернышевского, навстречу потоку. Там, как в Англии, левостороннее движение. И с 15 апреля, к сожалению, выезд на эту полосу разрешён. То есть мы искусственно создаём сложную, аварийную ситуацию на дороге.

10. ПРЕДМЕТЫ, которые мешают

По новым правилам, запрещается устанавливать на проезжей части предметы, которые мешают движению транспортных средств или парковке. Кроме тех предметов, которые необходимы, чтобы ограничить движение.

Колпаки к ним относятся?

Смотря какие. Если эти колпаки стоят, чтобы огородить место ДТП или ремонтных дорог, — да. Если ограничивают движение на законных основаниях, например, перекрывают проезжую часть для какого-нибудь шествия, тоже да. А если я самостоятельно огородил место, где люблю парковаться, то извините. То же самое касается канистр, которые ставят вдоль дорог. Я считаю это правильным.

11. АВТОБУСЫ с детьми  

Водители, перевозящие организованные группы детей, теперь при посадке и высадке пассажиров обязаны включать проблесковые маячки оранжевого цвета. Мы, увидев такие маячки, обязаны снизить скорость и при необходимости остановиться. Хотя мне больше по душе европейский опыт, когда водители в любом случае должны остановиться в такой ситуации. Мы же все — папы, мамы. Дети возле автобуса играют, бегают. Лучше минутку постоять.

12. ИНАЯ ОПАСНОСТЬ

         

Теперь этот знак восклицательный не может появиться сам по себе. А только с дополнительной табличкой, которая объясняет характер опасности. Таблички новые, и это не юмор. Хотя, да, смешные. Лобовое столкновение и опрокидывание автомобиля. Та опасность, которая нас подстерегает.

13. КОНЕЦ ДОРОГИ С УСОВЕРШЕНСТВОВАННЫМ ПОКРЫТИЕМ

Это абсолютно новый знак, не пугайтесь.

То есть он будет стоять только на выезде из Межигорья?

Ну да. (Смеётся.) И на границах с Европой. Вспомнил анекдот в тему. Памятка для иностранца перед футбольным чемпионатом Евро-2012: «Дорогой водитель, если ты видишь лужу на дороге, будь осторожен, это может быть вход в метро».

14. СТОП  УСТУПИ ДОРОГУ

Этот знак теперь обязывает не просто остановиться, но и уступить дорогу. Почему? Потому что знак «проезд без остановки запрещён» устанавливается в тех местах, где необходимо было бы установить знак «уступить дорогу», но видимость этого перекрёстка ограничена. Там плохо видно пересекаемую дорогу. То есть теперь отмазка типа «а я остановился, постоял и поехал, ничего не знаю» — не катит. Остановиться и уступить дорогу.

15. ДВИЖЕНИЕ ЗАПРЕЩЕНО всем

Раньше этот знак не распространялся на водителей-инвалидов, на маршрутные транспортные средства, на тех, кто живёт или работает в зоне действия знака, и ещё тех, кто обслуживает живущих или работающих там. Теперь этот знак устанавливается перед пешеходной зоной, а также там, где есть на дороге аварийная ситуация. И движение туда запрещено всем транспортным средствам.

16. ЗНАК ПОВОРОТА округлился

 

Внешне знак изменится, не пугайтесь. Просто прямая палка опасна тем, что её можно перевернуть. Да просто хулиганы могут ради забавы повернуть в другую сторону. А водитель может из-за этого попасть в аварийную ситуацию. Новый знак, если перевернуть, сразу станет неестественным.

17. ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ

Тоже новый знак. Он показывает направление движения для автомобилей, перевозящих опасные грузы.  Оранжевый квадратик — это опасный груз, не перепутайте с главной, пожалуйста.  

18. ОСТАНОВКА

Новый знак. У нас на остановках маршрутных транспортных средств нельзя было останавливаться водителям за 30 метров до неё и через 30 метров после. Трудно было высчитать эти метры. Вот теперь будет знак. Он определяет начало зоны остановки маршруток и конец этой зоны.

19. ЗОНА ПЛОТНОЙ ЗАСТРОЙКИ

Принципиально новый знак. Раньше, когда мы видели синие знаки с названием населённого пункта, мы ехали как? Как в поле. И 90, и сколько душе угодно. Теперь, когда мы видим знак «плотной застройки», мы меняем скорость на 60 км/ч и едем как в населённом пункте.

А знаком «60» нельзя было ограничиться?

Не совсем. Если дорога проходит сквозь населённый пункт, то в этом случае название его будет написано на табличке с белым фоном. А если дорога проходит рядом с населённым пунктом, то фон таблички синий. Так? Но населённый пункт этот может быть в двух километрах от проезжей части, а может быть и в 200 метрах, а может и в двух. И мы не знаем, как близко город. И какова вероятность появления на дороге ребёнка или, там, коровы. Так вот при малых расстояниях до населённого пункта и появится новый знак. В конце этого знака можете снова пользоваться правилом «синей таблички»

20. НОВЫЕ ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ впереди

Очень правильное нововведение, на мой взгляд. Вы ездите по одному маршруту, вы привыкли к организации движения на нём. Если  завтра там сменят знак, ну, скажем, уберут знак «главная дорога», или наоборот, поставят, — то вы вряд ли обратите на него внимание. Если изменения постоянные, то вот эта красная табличка должна висеть не менее трёх месяцев. Пока водители привыкнут. Увидели такой знак — знайте, впереди что-то новое.

21. ФОТО/ВИДЕО

Тоже новый знак, который обязан предупредить водителей о том, что ведётся фото/видеофиксация ситуации на дороге.

22. НОВАЯ РАЗМЕТКА

1.    2. 

3.   4.   5.  

6.    7. 

1. Жёлтая сетка — место, где запрещена стоянка. Не очень понятно, зачем, потому что на перекрёстках стоянка запрещена в любом случае. Но буду рад, если эту разметку нанесут, так мы будем лучше видеть территорию перекрёстка.

2. Жёлтые полоски предупреждают о том, что впереди «лежачие полицейские».

3. Нерегулируемый опасный пешеходный переход.

4. Нерегулируемый пешеходный переход, где рядом живут или работают слепые люди.

5. То же, что и 4, но регулируемый.

6. Велосипедная дорожка пересекает проезжую часть.

7. Островок безопасности. 

Ну, вот, пожалуй, и всё.

На всякий случай запомните все дорожные знаки, которые могут появиться с понедельника, 15 апреля :

P.S. Справедливости ради должна сказать, что в пятницу, 12 апреля, официальный сайт городской ГАИ опубликовал свою версию нововведений в ПДД. 

Якщо Ви виявили помилку у тексті — виділіть її курсором та натисніть "Ctrl + Enter". Дякуємо Вам за уважність та ввічливість.
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.