Web Analytics

Такси. Ничего не изменилось...

Submitted by Александр Зарайский on ср, 07/27/2011 - 01:02

Размышлизм писался нескольк лет назад так что там где циферки это страые цены :) но думаю это непринципиально

-----------------------------------

Вот уже несколько лет я постоянно и систематически пользуюсь такси.Казалось бы за эти годы я видел много способов которые используют таксисты пытаясь нагреть клиента на лишнюю копеечку но иногда даже меня некоторым удается удивлять.Но начнем с самого начала. Способы тарификации.По способам тарификации все службы делятся на тве категории те кто считает стоимость в зависимости от пробега согласно спидометра и те кто использует специальные таксометры.От последних я бы советовал однозначно отказаться. Дело в том что их накручивают таким образом что чем медленнее едет таксист тем больше нащелкает денег.Поэтому таксисты с таксометрами ездят вальяжно и не спеша. Не превышают установленных 60 км в час, на светофоре становятся в самый конец очереди…Они точно знаю значение слов «время – деньги!».Тарификация по спидометру самая простая и честная, сколько проехал за столько и заплатил.Таксист заинтересован в том, что бы привезти вас на место как можно быстрее, освободится и получить новый заказ. Он первым уходит со светофора, может запросто поехать объездными путями по плоховатой дороге лишь бы объехать пробку.Тарификация.Обычно стоимость проезда состоит из «минималки» + пробег.«Минималка» - какое-то расстояние с максимальной стоимостью.Это страховка от любителей в плохую погоду переезжать между соседними домами на такси или мотнутся в магазинчик в 100 метрах за бутылочкой на машинке.Сейчас по большинству служб такси Харькова (в том числе и на той которой я пользуюсь постоянно) «минималка» составляет 5 км = 18 грн.Не зависимо от того проехали вы 5 км или меньше все равно платите 18 грн.Дальше идет цена за пробег. Весь километраж который вы проехали свыше минимально оплачивается по отдельному четко установленному тарифу.На службе которой я пользуюсь сейчас тариф составляет 2 грн. за 1 км.Таким образом если вы проехали скажем 8 км это вам обойдется (8-5)х2+18= 24 грн.Для упрощения расчета все таксисты обычно возят специальную табличку в которой написан пробег а напротив его обычная стоимость и полуторная.Есть еще отдельно тариф за простой. Это если вы доехали до магазина попросили вас подождать зашли купили саквояж и вернулись домой.Так вот, за время которое таксист вас ждал он посчитает отдельно. Тариф считается или за минуту простоя или за 5 минут. На службе которой я пользуюсь он составляет 2,5 за 5 минут простоя. Но во всем этом есть нюансы. Если, к примеру, вы везете негабаритный груз который не влезает в багажник (например телевизор) и вы поставили его в салон то тариф (и «минималка» и за пробег) умножается 1,5.Способы кидка.Первый, самый простой и банальный это сделать вид что посчитал за проезд и загадать вам цифру с потолка. Второй способ также прост называется количество километров которое не соответствует действительности и даже показывается клиенту стоимость в табличке.Третий способ требует некоторой доли ловкости рук и наглости. Клиенту называется количество километров показывается табличка но при этом тыкается пальцем не в обычную стоимость а в полуторную.Тут главное показывать ровно такой промежуток времени что бы клиент успел рассмотреть цифру но не успел понять только что она означает и увидеть рядом цифру поменьше.Бороться с этим очень просто. Достаточно садясь в машину посмотреть на спидометр и глянуть на него повторно приехав на место.Если боитесь что забудете показания пока доедете на место гляньте на него достаньте сотовый наберите как номер нажмите кнопку вызова и сразу сбросьте.Показания останутся у вас в набранных номерах :) и вы не привлечете внимания водителя (это если вы стеснительные очень).Приехав на место и отняв от тех показание которые есть предыдущие вы получите свой пробег. Естественно не нужно отнимать все цифры вам достаточно двух последний с конца.Но обратите внимания на некоторых спидометрах последняя цифра указывает пробег в сотнях метров а не километров. При этом она может иметь другой цвет (красный например или белый), а может и не иметь но быть немного отделенной в другой способ.Просто понаблюдайте за спидометром первые 5 минут. Если цифры сравнительно быстро переклацываются то последняя отсчитывает по 100 метров. Тогда вам нужны 2-3 справа.Перевод километража в деньги несмотря на кажущуюся сложность на самом деле очень прост.Вот смотрите если бы не было отдельной цены за первые 5 км то вы бы заплатили по тарифу 5х2=10 грн. А значит разница между «минималкой» и обычным тарифом составляет 8 грн. (18-10=8). Это упрощает расчет.Допустим при выезде на счетчике было 50678, а по приезде на место 50692. Берем последние цифры 92-78=14 км. – это ваш пробег.Дальше элементарно: 14х2+8=36 грн.Думаю так может посчитать и школьник :). Мы упростили расчет. Просто умножаем пробег на 2 и добавляем разницу между обычной стоимостью минимального пробега и той сумой которая за него установлена.Если бы например «минималка» была не 18 грн., а 20 то мы бы добавляли 10 а не 8, а при «минималке» 25 – 15 и т.п.Если вы человек не жадный накиньте 4-5 грн. таксисту «на чай» ему ведь тоже надо кормить семью. Если вы постоянно ездите домой по одному и тому же маршруту то просто один раз запомните сколько там километров и все.Например от моей работы до дому по какой из 2 дорог не поедешь составляет 13 км (13х2+8) и стоит это согласно тарифа 34 грн.Если таксист просит не больше 40 грн я всегда молча плачу.Увы некоторые умники умудряются загадать 45 грн., а некоторые даже 50 грн.На эти потуги я совершенно спокойно говорю «Почему столько? Объясните». Выслушав его бред о пробеге в 18-20 км или прочую чушь я говорю «Уважаемы, я тут езжу уже 2 года. К вашему сведенью здесь 13 км и согласно тарифа это стоит 34 грн. Попросили бы вы 40 я бы вам дал, а при таких раскладах вот вам 35 грн. и езжайте с богом».Если таксист начинает выделываться или хамить смело набираете номер службы и жалуетесь на таксиста. Объясняете откуда ехали и куда называете в какой машине (например синий шевроле) можете назвать километраж если уже посчитали или даже назвать показания спидометра и говорите сколько таксист с вас загадал.Обычно бывает достаточно четко назвать начальный пункт куда заказывали машину и конечный. На всех службах обычно знают или в состоянии быстро посчитать кратчайший путь.Дальше урегулирование спора функция службы.Я например при таких звонках всегда включаю громкую связь что бы водитель все слышал.В нормальных службах не приветствуется обсчет клиентов. Водителей за такое строго наказывают после нескольких жалоб (а зачастую достаточно и одной) такого водилу попросту попрут с работы и занесут в черные списки что бы другие службы его не брали.Кроме того, на достаточно старых службах такому деятелю другие водители в гараже запросто могут устроить «темную» что бы неповадно было клиентов отпугивать такими художествами.Способ четвертый.Водитель едет не по самой короткой дороге, а по той, что подлине при этом ловко используются некоторые особенности городских дорог.Пример для Харькова. Едем например в район 533 м/н (московский универмаг, ост.Льва Толстого) мимо 8го Хлебозавода.При этом у нас есть 2 варианта повернуть на Г.Широнинцев сразу возле хлебозавода или доехать до пр. Тракторостроителей и поехать по нему.Казалось бы какая разница? Но она есть.Проспект Тракторостроителей не ровный, а по диагонали постепенно отклоняется в сторону ХТЗ. Если поехать по нему то это выйдет в 1-2 лишних километра :).Кроме того на Тракторах намного больше светофоров и по нему идут не только те кто едет из центра но и те кто едет с ХТЗ так что поток машин больше.Обязанность таксиста согласно правилам перевозок довезти вас домой по самому короткому пути и если вы видите что он едет не туда смело об этом говорите. Его отмазки типа я хотел там где меньше пробок не проходят.Если он хочет объехать пробки он должен спросить согласны ли вы заплатить больше за пробег но приехать быстрее или хотите стоять в пробках.Иногда когда таксист с самого начала ведет себя не совсем корректно я специально позволяю сделать ему пару лишних поворотов и поднакинуть 3-4 км после чего по приезду на место и озвучиванию стоимости я с особым цинизмом рассказываю где он должен был повернуть.На его замечания типа чего я молчал я отвечаю что это его обязанность вести машину и ехать по самому короткому пути, а если он его не знает то должен был спросить у меня. Так что я не намерен платить е его глупость и незнание дороги.Если при этом водитель начинает подымать перья я снова таки звоню на службу и объясняюсь с ними рассказывая где и как водитель поехал неправильно.Способ пятый.Вы подошли к машине которую подали вам под подъезд поставили сумку в салон, а по приезду на место водитель загадал с вам полуторный тариф т.к. груз в салоне.Это полнейший бред. Полуторный тариф считается если груз именно негабаритный и просто не влезает в багажник. Кроме того, согласно правилам пассажирских перевозок водитель принимая пассажира обязан выйти из салона открыть багажник взять у вас из рук сумку и поставить ее в багажник самостоятельно.Так что если он сказал не выходя с машины «ставьте в салон» или не сказал ничего и вы сами поставили свой чемодан в салон это совершенно не повод драть с вас полторы шкуры.Вопрос решается так же как и предыдущие, звонком на службу не выходя из машины о объяснением ситуации.Способ шестой. Использование таксометра.На службе которой я пользуюсь таксометры не используют а считают от пробега (в чем разница смотри в начале).Но иногда к ним приходят водители которые раньше работали со своими машинами на других службах и у которых остались установленные таксометры.Недавно попался один такой. Как всегда еду с работы. Сажусь в машину смотрю он клац таксометр. «Ну-ну» думаю…. Доезжаем домой спрашиваю сколько с меня. Он тыкает в таксометре и говорит вот 43 грн.На это я улыбаясь отвечаю что эта служба таксометры не использует. Дальше диалог:- Как не использует? У меня зарегистрированный лицензированный таксометр!- Молодой человек если вы не в курсе давайте позвоним диспетчеру – достаю сотовый.- Не надо диспетчеру! …..- …Сколько вы обычно платите? – совсем погрустневший.Кстати, в этой ситуации, если сильно не хочется ругаться именно с таксистом попросите его пробить вам чек. Ведь именно для этого таксометры и есть :). Ну а дальше снова таки звонок на службу.Отказывается пробивать, тогда сразу звоните на службу и объясняете ситуацию.Способ седьмой. Попутчики.Запомните раз и навсегда если вы едите в такси таксист НЕ имеет права брать еще попутчиков не зависимо от того насколько им «по пути». Он должен просто проезжать мимо голосующих и не останавливаться.В самом крайнем случае он должен вас спросить «не против ли вы если он подвезет вон ту девушку которая совсем промокла в это мерзкий дождь» и подбирать только если вы не против.Если он взял не спрашивая и вас это не устраивает (я например не люблю когда я сижу впереди а сзади едет кто незнакомый) попросите его высадить попутчика если отказывается звоните на службу. Лично у меня такое было только пару раз когда водитель пытался притормозить и взять попутчиков при этом эти попытки мной пресекались в самом зародыше.Способ восьмой-девятый…Выдуманные доплаты. За то что у вас больше 3 сумок :), за то что стояли в пробке (хотя едите по спидометру), за животных в салоне, плохой заезд к дому и т.д. и т.п.Что бы этого избежать когда заказываете на какой-то службе такси первый раз машину, уточните какая у них «минималка», какая цена за пробег и существуют ли какие-то доплаты (например за тех же животных в салоне или за подачу).Самые распространенные доплаты это за животных в салоне (но обычно это касается тех животных которые перевозятся не в клетках, а прямо на сиденьях) и за подачу (это когда машина подается из соседнего сектора т.к. в вашем нет машины, но тогда вас должны предупредить об этом при заказе «в вашем секторе нет машины подача из соседнего сектора будет стоить 5 грн. Подавать или будите ждать 40 минут?»).Отсутствие сдачи у таксиста это не ваша проблема и если он довезя вас до подъезда вернулся к киоскам то именно его функция идти менять деньги, а не ваша. После этого он обязан бесплатно снова довезти вас до конечной точки. Запомните, попытку обмане нельзя упредить но ей можно вполне эффективно противодействовать и поставить обманщика на место, а зачастую и наказать. Все о чем я рассказал касается таксистов которые работают на службах и приезжают на вызов после того как служба примет ваш заказ.А как быть с «дикими» таксистами?С ними сложнее.Соблюдайте правила:

  • Никогда не берите такси прямо у вокзала а тем более тех кто ловит клиентов прямо на перроне возле поезда или автобуса. Вас наверняка «накозачат» на солидную суму. Если сумки позволяют отойдите чуть в сторону от входа в вокзал заверните за угол и возьмите машину там. Как вариант если это ваш родной город или вы там не первый раз лучше подъезжая уже к вокзалу позвоните на службу таки и закажите машину к вокзалу это обойдется вам намного дешевле.
  • Старайтесь не брать машины на пятачках где они постоянно тусят наверняка водилы будут гадать суму гривен на 10-15 а то и все 20 больше чем аналогичный пробег по тарифу. Лучше отойдите немного в сторону и поймайте «с руки».
  • Если примерно знаете стоимость проезда торгуйте. Даже если не знаете все равно торгуйтесь :). Помните, что таксист не знает скорее всего что вы совсем не в курсе :). Сбрасывайте от предложенной цены 10-15 грн. и начинайте торг.
  • Если вы точно знаете что поездка к вам домой стоит 40 грн., вы предлагаете 45 грн., а таксисты гнут 55-60 грн. торгуйтесь до последнего :). Тут возможен вариант что тот кто первый у них в очереди не захочет ехать а поедет тот кто стоит следующим или последним. Если не ведутся демонстративно тут же выходите на дорогу и поднимает руку :) Довольно часто от такой наглости (клиент уходит) один сдается и соглашается ехать по вашей цене.
  • Договаривайтесь о цене перед посадкой в машину
  • Не отдавайте деньги раньше чем приедете на место.
  • Лучше всего вызовите машину. Сейчас большинство служб принимает вызовы из сотового телефона и готово приехать куда угодно если вы способны сказать куда. Я часто устав гулять по городу вызываю машину к тому месту где стою Достаточно оглянутся и посмотреть какой ближайший дом с номером и назвать улицу и это номер. Если это памятник или какая-то достопримечательность можно назвать их (я к примеру часто звоню и говорю «Сумская, Оперный театр»).

ЗЫ. Ну и последнее, от добра, добра не ищут. Найдите службу, которая вас устраивает ценами и уровнем обслуживания и пользуйтесь только ею. Очень скоро вы станете постоянным клиентом которым будут дорожить (если служба нормальная). Я вот например на днях стребовал со своей службы 10% дисконт :). Как говорится мелочь, а приятно. Можно было бы еще года полтора назад его получить да я все забывал.