Web Analytics

Повесьте, пожалуйста, трубку

Коммунальное предприятие «Жилкомсервис» с 2011 года ведёт «телефонную войну» с должниками. Операторы и «роботы» обзванивают тех, кто не платит за коммунальные услуги больше трёх месяцев, и просят рассчитаться. Юристы говорят: такие звонки могут стать поводом для обращения в суд.

На заседании комиссии горсовета по вопросам транспорта, связи и экологии 24 января руководитель фракции «Батькивщины» Дмитрий Бойко рассказал, что избиратели во время приёмов часто жалуются на телефонные звонки от имени «Жилкомсервиса»: с напоминанием о неуплате должникам звонили до десяти раз в день. Причём и в шесть утра, и в одиннадцать вечера.

Некоторые потребители, говорил депутат, даже были вынуждены отключить телефон, чтобы им не названивали постоянно. Сам Бойко против системы не возражает. Обеспокоен лишь назойливостью и графиком обзвонов.

Назойливый автоответчик

Харьковчанин Иван Солошенко — инвалид с детства. Рассказывает: на зарплату в 630 гривень и пенсию ему приходится содержать семью с двумя детьми. Вот и задолжал коммунальщикам. В один из дней домашний телефон начал «разрываться» от звонков. Автоответчик на том конце провода постоянно напоминал, что нужно рассчитаться с долгами по квартплате.

«Причём в любое время. Что меня самое большее возмутило — даже вечером! Отдыхает семья, но идут эти звонки», — вспоминает Иван Солошенко.

Звонки-напоминания повторялись чуть ли не каждый день, говорит Иван. Автоответчик унялся, только когда семья нашла деньги и заплатила долг.

Инструкция по применению

Обзвон должников, рассказывает директор Департамента жилищного хозяйства Харьковского горсовета Роман Нехорошков, начался ещё в 2011 году. Коммунальное предприятие «Жилкомсервис» заключило договор с частной фирмой. Если потребитель больше трёх месяцев не платит квартплату, его данные передают частникам. Работники фирмы включают автоответчик и начинают звонить должнику.

В пресс-службе коммунального предприятия «Жилкомсервис» объясняют: звонки на телефоны абонентов происходят в «разрешённое законом время». То есть с 7.00 до 22.00. За день, уверяют в пресс-службе, должнику могут позвонить от двух до пяти раз.

Напоминать о долгах неплательщику будут до тех пор, пока он не рассчитается, говорит Нехорошков.

Если звонят по ошибке (то есть, когда долгов на самом деле нет), директор Департамента жилищного хозяйства советует обратиться в диспетчерскую «Жилкомсервиса». Её номер: (057) 760-72-28. Работники предприятия проверят информацию — звонки должны прекратиться.

Кто звонит?

Какая именно фирма помогает «Жилкомсервису» выбивать долги, в коммунальном предприятии говорить отказываются. Пресс-секретать «Жилкомсервиса» назвала эту информацию конфиденциальной. Нет информации и о том, во сколько обходятся услуги частников. Ответ на официальный запрос в Харьковский горсовет, в котором мы просили предоставить эту информацию, «МедиаПорт» так и не получил. Горсовет умудрился просрочить и пятидневный срок, отведённый Законом Украины «О доступе к публичной информации», и 20-дневный срок, который отводится на обработку запроса, требующего большого количества данных.

Но зацепки даёт Интернет. В блогах «МедиаПорта» автор под ником madlen рассказывает, как ей позвонили с требованием погасить долг по квартплате. Запись датирована июлем 2011 года.

Автор пишет, что звонившие представились сотрудниками коммунального предприятия «Жилкомсервис». Но, «пробив» номер, высветившийся на определителе, блогер выяснила, что звонили ей вовсе не из коммунального предприятия.

Из записи в блоге: «Так называемый «Жилкомсервис» бросил трубку, и мне кажется, что я победила. На всякий случай гуглю в интернете номер телефона организации, которая назвала себя по телефону «Жилкомсервис». Нахожу. Это не «Жилкомсервис». Это АРГУМЕНТ ЦСБ, ЧП — Харьков, пр. Победы, 65 в. Описание деятельности: юридические услуги, коллекторские услуги».

Информация о фирме «Аргумент ЦСБ» есть в Едином государственном реестре. Организация была зарегистрирована 26 июня 2006 года. В качестве руководителя фирмы указан Виталий Анатольевич Бессонов. Среди видов деятельности есть и такой: «Деятельность агентств по взысканию платежей и бюро кредитных историй».

Любопытные данные о фирме есть в архивах «МедиаПорта». Например, в 2007 году «Аргумент ЦСБ» помогал выбивать долги коммунальному предприятию «Харьковские тепловые сети». Юристы предприятия рассылали харьковчанам письма с требованием рассчитаться. За работу фирма получила 150 тысяч гривень.

Директор КП «ХТС» Сергей Андреев тогда рассказывал, что фирма ведёт с должниками «разъяснительную работу». Юристы эту работу расценивали как «запугивание харьковчан».

Фирму «Аргумент ЦСБ» активно обсуждали на «Харьковфоруме». Один из пользователей опубликовал письменное требование об оплате долга перед «Харьковскими теплосетями». Письмо, рассказывал пользователь, ему подбросили в почтовый ящик без конверта 29 августа 2011 года. Для убедительности туда же подбросили постановление об аресте имущества. Вместо конкретных цифр в графах — восклицательные и вопросительные знаки.

Попытки дозвониться в фирму «Аргумент ЦСБ» не увенчались успехом. Ни один из телефонов предприятия, которые есть в Интернете, не отвечает. «МедиаПорт» изложит позицию представителей фирмы, если они выйдут на связь.

Зачем это нужно?

Директор Департамента жилищного хозяйства Роман Нехорошков систему обзвона называет эффективной. До того, как её ввели, у «Жилкомсервиса» было 120 тысяч должников. Сейчас их вдвое меньше, то есть 60 тысяч.

Взыскивать долги с потребителей можно и через суд. Но этот способ, уверяет Роман Нехорошков, требует много времени и денег.

Роман Нехорошков, директор Департамента жилищного хозяйства: «Суды города Харькова в состоянии принять в неделю от «Жилкомсервиса», при том, что я вам сказал — 60 тысяч неплательщиков по долгам, — 20 исковых заявлений в неделю. В исполнительном производстве, после того как выносится судебное решение, нам требуется ещё определённое время для взыскания задолженности. Плюс ко всему, мы посчитали, что при подаче примерно 700-800 исковых заявлений «Жилкомсервису» придётся заплатить судебные задержки, информационный сбор и так далее — порядка 170 тысяч гривень».

Депутат горсовета Алексей Топчий на уже упомянутом заседании комиссии по вопросам транспорта, связи и экологии вспомнил ещё один метод, который пока применяется только в Октябрьском районе. Он касается уже не квартплаты, а вывоза мусора.

Алексей Топчий, депутат Харьковского городского совета: «В 2010 году мобилизация по оплатам вывоза мусора из частного сектора была 34%. В итоге разработали таблички надомные, липкие, красного цвета — «Здесь живёт человек, который не заплатил за вывоз мусора». На сегодняшний момент, насколько я помню статистику за декабрь 2012 года, 92% — это мобилизация Октябрьского района за вывоз мусора».

Юридическая сторона

В законности звонков должникам Роман Нехорошков убеждён так же, как и в эффективности этого метода. Директор департамента говорит: ревизоры проверяли их не раз.

Роман Нехорошков, директор Департамента жилищного хозяйства: «Были неоднократные проверки со стороны милиции, прокуратуры, антимонопольного комитета в отношении этой деятельности. Граждане обращаются, куда они считают нужным. В данном случае всё проверено, всё законно, и деятельность эта, скажем так, строится в правовом поле».

Адвокат Татьяна Вишневецкая энтузиазм Романа Нехорошкова не разделяет. Говорит: автодозвон идёт вразрез с Законом Украины «О защите прав потребителей».

Татьяна Вишневецкая, адвокат: «Статьёй 19 предусмотрено, что запрещается осуществление постоянных телефонных звонков, факсимильных, электронных сообщений без согласия на это потребителя. В данном случае можно говорить, что эта норма распространяется и на граждан, которые являются потребителями коммунальных услуг».

Адвокат рекомендует записывать звонки и обращаться в суд.

В других городах

За комментарием о работе с должниками «МедиаПорт» обратился в городские советы Одессы и Львова. Начальник отдела по связям со СМИ Одесского горсовета Наталья Мальцева рассказала, что в их городе должников не обзванивают. Такой вопрос обсуждался, но был признан нецелесообразным. Одесситы за коммунальные услуги и так хорошо платят, объясняет Наталья Мальцева.

Зато с помощью телефона в Одессе борются с теми, кто незаконно расклеивает объявления. Увидев рекламу в неположенном месте, сотрудники местной инспекции по благоустройству записывают телефоны, указанные в объявлении. Данные передают в городской информационно-аналитический центр. Сотрудники центра с помощью автодозвона блокируют телефонный номер. Дозвониться в таком случае не сможет ни потенциальный покупатель, ни кто-либо другой.

Не обзванивают должников и во Львове. С неплательщиками там работает специальная комиссия. В неё входят работники Департамента экономической политики, управления социальной защиты, районных администраций, исполнительных служб. Начальник отдела «Пресс-служба» Львовского городского совета Кристина Процак описывает, чем занимается комиссия: «Работники обходят лично всех должников, изучают ситуацию и условия. Если люди социально не защищены и на самом деле не имеют возможности заплатить, то город делает более лояльные условия (рассрочку, списание и так далее). К другим применяет санкции в соответствии с действующим законодательством (изъятие вещей домашнего обихода, аресты, исполнительные взыскания и другое)».

В случае Харькова звонки — это не единственный метод работы с должниками. Роман Нехорошков говорит: о том, что нужно рассчитаться с долгами, харьковчанам напоминают с помощью социальной рекламы в транспорте и на ТВ. Также коммунальщики разносят по домам харьковчан листовки-уведомления.