Web Analytics

Квартет Шимановского: четыре разных человека

С ними хочется познакомить всех своих друзей. Особенно тех, кто боится классической музыки. И обязательно тех, кто хорошо в ней разбирается.

Квартет Шимановского — это (слева направо) Андрей Белов (скрипка), Гжегож Котов (скрипка), Владимир Микитка (альт) и Марчин Сенявски (виолончель).

Четыре — как один на сцене — и совершенно отдельные и неповторимые люди в жизни.

С чего всё началось, кто был первым, кто придумал квартет?

Владимир Микитка: Квартет собрался в Польше, когда мы были ещё студентами, это было в 1995 году. Идея была Гжегожа с нашим бывшим первым скрипачом, Мареком. Они, послушав один очень знаменитый квартет, заразились, просто заболели и начали искать людей с идеей очень серьёзно к этому подойти. Уговорили меня перейти на альт, я тогда вместе с Мареком на скрипке занимался. А Марчин, наш виолончелист, как раз вернулся из Москвы. Практически через пару месяцев поехали уже на мастер-курс в Германию. Там ближе познакомились с профессором Хатто Бейерле, который нас взял в свой класс.

А что значит «серьёзно решили это делать»? Учиться целым квартетом?

Владимир Микитка: Да. Учиться профессионально. И очень важно было для нас уехать в какую-то страну, в которой этот жанр на высоком профессиональном уровне, потому что на Украине и в Польше не очень так было. Сейчас, конечно, уже много молодых замечательных ансамблей. Для нас было очень важно поехать куда-то, где большие традиции и корни квартетной музыки. Фактически через два года у нас уже были очень большие успехи, мы ездили на многие мастер-курсы, для нас действительно было счастьем заниматься с очень знаменитыми педагогами, с членами квартета «Amadeus», с Исааком Стерном, квартетом «Guarneri», квартетом «Emerson» и Вальтером Левином.

А вы сами никого не хотите теперь учить тому же?

Владимир Микитка: Мы преподаём, да. Квартетом. Камерную музыку.

Но это же не в Украине происходит?

Владимир Микитка: Мы живём в Германии, потому там и работаем.

А как здесь?

Владимир Микитка: Мы давали маленький мастер-курс во Львове. В этом году в Харькове не получилось, но, я думаю, на следующий год, если всё будет так же, возможно мы тут дадим маленький мастер-курс. С удовольствием. Во время фестиваля «Музыкальные вечера» в этом году в Харькове многие из гостей фестиваля давали мастер-классы. Теоретически это возможно, но мы не уверены, есть ли желающие. Возможно, нет интереса.

Андрей Белов: Харьковский молодёжный оркестр хотел, чтобы мы провели мастер-класс, но мы ещё не обсудили в деталях, как это могло бы быть.

Владимир Микитка: Видишь, я не знал.

У вас совсем не немецкая манера исполнения? Каждый ваш концерт — это шоу, вас не только приятно слушать, но на вас обязательно нужно смотреть. Вот это всё там, за границей, как воспринимается?

Владимир Микитка: А что такое — немецкая манера?

У них, мне кажется, всё более или менее аккуратно.

Владимир Микитка: Этим отличается Квартет Шимановского от всех других ансамблей.

Андрей Белов: Особенно немецких ансамблей, пожалуй :)))

Владимир Микитка: Но мы этим не занимаемся специально, у нас нет хореографии, сценария :)))) У нас просто эмоции, которые, возможно, как-то нас двигают, но в принципе это не цель, всё идет из музыки. Хотя я уверен, что для зрителей это общее шоу — только плюс.

Лирическое отступление от автора: Особенность работы на сцене Квартета Шимановского можно описывать долго: как улыбается Андрей Белов, как нежничает с инструментом Гжегож Котов — того и гляди взлетит со стула, как необычайно серьёзен Владимир Микитка и как Марчин Сенявски с такой широтой жестов умудряется извлекать из виолончели удивительно нежные звуки. А этот обмен взглядами и звуком… Но нет ничего лучше, чем увидеть своими глазами. Воспользуйтесь YouTube. Только не пишите в поисковой строке «Квартет Шимановского» — поиск не будет удачным :(( Лучше «Szymanowski Quartet».

Андрей, а как Вы появились в этом квартете?

Андрей Белов: Мы учились в Ганноверской высшей школе Музыки и Театра вместе, и где-то в 2003-2004 годах мы начали пересекаться на концертах, занимались спортом вместе со скрипачом, который был передо мной в Квартете Шимановского. Однажды ребята позвонили мне и предложили порепетировать с ними на один концерт. После этого концерта было турне в Англии — и мы решили остаться вместе.

Для меня на тот момент это была большая неожиданность и большой вопрос, смогу ли я вообще как-то влиться в такой ансамбль, который в течение стольких лет существовал с огромным успехом. У меня на тот момент были совсем другие идеи — я только что выиграл несколько конкурсов в Ганновере и в Париже, и большинство моих концертов проходили в сопровождении оркестра, также были выступления с пианистами. Работа в квартете — для меня было… что-то в тумане. Что-то такое, что, с одной стороны, мне казалось очень интересным, с другой стороны — я абсолютно не был уверен, насколько я смогу и по времени тоже совмещать со своей сольной карьерой как солист.

Первое время было сложно, потому что мы хотели сыграть всё, что можно вместе, и одновременно учиться. Мне пришлось учить репертуар, который мои коллеги уже знали. Но очень быстро я понял, что это невероятно обогащает любого музыканта. Я вообще не мог себе представить после одного концерта, проведённого в квартете, что я играл концерты Моцарта, совершенно не зная полностью партитуру, не имея понятия, насколько это важно — слышать другие голоса — независимо от того, насколько важна партия солиста.

Мне кажется, что мы дополняли друг друга в определённом смысле. Я — где-то, может быть, очень по-детски — смотрел со стороны одного голоса, а ребята — абсолютно досконально зная всю партитуру. И постоянно, даже в конфликтах, это дополняет одно другое, то есть заставляет нас с разных сторон смотреть на камерную музыку, потому что это невероятный жанр. Много людей говорят, что это самый прекрасный, самый глубокий жанр в музыкальном искусстве.

Для меня огромное счастье быть частью этого невероятного — по ауре, по шарму на сцене и, конечно же, по музыкальной глубине — коллектива.

Мы регулярно ищем новый репертуар, какие-то новые идеи, как можно тоже камерную музыку не в последнюю очередь где-то внедрить в украинскую публику и в украинскую традицию, где гораздо больше оркестровых концертов в последнее время, где оркестровая музыка имеет большое значение для публики.

Лирическое отступление от автора: Да простят меня музыковеды и музыканты, но, если объяснять очень просто, глядя со стороны зрительного зала, камерная музыка — это самый лучший способ разглядеть и расслышать, что же такое классика. Натур-продукт, который создаётся на ваших глазах и только для вас. Если же речь идёт о фестивале камерной музыки, каким были «Музыкальные вечера» в Харькове в начале сентября, где Квартет Шимановского был гостем, и каким будет собственный фестиваль квартета во Львове в эти выходные, то в этом случае зритель получает VIP-блюдо, «приготовленное» лучшими из лучших в единственном на весь мир экземпляре.

Зачем вам, имеющим прекрасную карьеру за границей, фестиваль камерной музыки во Львове?

Владимир Микитка: Вы знаете, я сам иногда задаю себе этот вопрос, и нет на него ответа. Можно говорить красиво, что для города, для культуры украинской, из года в год себя убеждаю, что нет-нет, конечно, всё-таки люди ценят. А потом начинается подготовка к следующему году и опять: и денег нет, и поддержки от властей нет абсолютно — и тогда начинаешь думать, кому это надо, потому что тут очень легко сказать — для культуры украинской — а в чем она заключается, эта культура? Я думал, что после того, как прошло уже всё-таки три фестиваля, будет четвёртый сейчас, и Владимир Крайнев последний концерт в своей жизни сыграл с нами во Львове — квинтет Шостаковича. В прошлом году был Гидон Кремер, и сейчас приезжают просто феноменальные люди.

В общем, казалось бы, что одним тем, кого мы привозим, в чём в принципе заключалась наша цель, цель фестиваля — привезти наших друзей, действительно славных артистов, которых на Украине, во Львове нет возможности послушать, никто не может заплатить гонорар. А к нам они не приезжают за деньги, а просто потому, что они друзья и хотят поддержать идею спонтанного музицирования вместе. Ну, вот, оказывается, что как-то интереса нет, такого, как ожидалось. Очень обидно.

Для того, чтобы квартет был успешным, должны музыканты дружить, быть близкими друзьями или это не обязательно?

Владимир Микитка: Абсолютно не обязательно.

Вы так очевидно и плотно общаетесь во время выступления на сцене, передаёте музыку друг другу, что создаётся впечатление, что вы и в жизни неразлучны.

Владимир Микитка: По-моему, это не важно. Важно отношение к музыке, которую мы играем и понимание её в похожий способ.

Гжегож Котов: Для квартета лучше, когда четыре человека разные. Потому что, когда каждый какой-то другой, — это будет интересно, когда четыре человека будут показывать на сцене каждый свою индивидуальную силу. А потом, после концерта, нам не надо много говорить о жизни, мы знаем спустя 15 лет, что другой думает. Но очень важно, чтобы каждый принёс в квартет что-нибудь своё.

Есть много квартетов, которые думают, что нужно четыре похожих человека, как семья, вместе. Мы думаем, что это нехорошо. Наш принцип: каждый что-то должен принести в квартет что-то индивидуальное.

Что на фестивале во Львове в этом году вы приготовили особенного?

Владимир Микитка: В этом году мы выходим за рамки камерной музыки немножко, потому что будет два оркестра присутствовать: открытие с большим симфоническим оркестром, а закрытие с Львовским камерным оркестром. Это чуть-чуть новость. И будет исполнена премьера, написанная специально для нашего квартета с оркестром украинским композитором. Ну и Бруно Монсенжон, это будет, конечно, событие. Он никогда не был во Львове.

Будет показывать фильмы?

Владимир Микитка: Будет встреча, как здесь, в Харькове, но мы ещё не знаем, какие именно фильмы он будет показывать. И, конечно, для меня очень важно, чтобы люди познакомились и пообщались с ним.