Web Analytics

Сети нашего времени

Социальные сети всё активнее поглощают умы людей и шлюзы Интернета. Уже сегодня большая часть трафика пользователей уходит на взаимодействие с серверами именно социальных сетей.

О сетях снимают фильмы и размещают их там же, в них создают группы и сообщества, нанимают на работу и координируют революции, рекламируются и зарабатывают, знакомятся и женятся (последнее пока, слава Богу, вне сети).

Сети стали своеобразным символом того, что сегодня принято называть Web 2.0. — это когда «всё для всех» и «вместе — лучше». Не факт, что получается точнее, но полнее — бесспорно.

Крупных сетей в нынешнем виртуальном мире насчитывается с десяток; крупнейшая, как и положено, одна — Facebook.

А ближайший соперник — Google, который уже запустил, но ещё оттачивает свою собственную, новую сеть, пытаясь наделить её такими возможностями, которые убедили бы пользователей перейти к ним. Нужно признать, что в своё время, в борьбе за пользователя почтовых сервисов они решили подобную задачу на «отлично», создав сервис Google Mail, который быстро выбился в тройку популярнейших почтовых сервисов и продолжает набирать обороты.

Интересно посмотреть на распространение социальных сетей по миру (по данным Alexa и Google Trends for Websites):

FacebookQZoneВКонтактеМой МирОдноклассникиMixiOrkutHyvisDraugiemCyWorldZing

Если сравнивать распространение социальных сетей сейчас и несколько лет назад, видно, как Facebook выдавил либо поглотил мелкие социальные сети некрупных стран, например, Польши и Португалии.

Вероятно, такая же участь скоро ждёт популярную латвийскую сеть draugiem, голландскую hyves и вьетнамскую zing.

Отдельно стоит рассмотреть ситуацию вокруг Украины:

FacebookВКонтактеМой МирОдноклассникиHyvisDraugiem

Если с Западной Европой всё понятно — Facebook стал основным средством сетевого социального взаимодействия, то на постсоветском пространстве картина далеко не однозначна.

В Украине, России и Белоруссии наиболее популярна сеть «ВКонтакте», которая в своё время «перебила» многообещавшую «Одноклассники».

Это было несложно — победа «ВКонтакте» была заслугой как раз «Одноклассников». Совершенно бестолковая конкурентная политика, обилие рекламы и малофункциональность дали возможность сети «ВКонтакте» обойти «Одноклассников» на повороте, всего лишь предоставив пользователям богатый функционал и полное отсутствие на первых порах спонсорской рекламы (её и сейчас нет для тех кто пользуется доменом vk.com). И сеть «ВКонтакте» даже нигде и никогда не рекламировалась — пользователи рекламировали её сами.

Но по постсоветсткому пространству, в общем, увы, разброс сетей огромный, что осложняет взаимодействие людей из некогда единой страны.

Mail.Ru Group скупает российские социальные площадки, а генеральный директор холдинга Дмитрий Гришин называет Google и Facebook «зарубежными врагами». Уже сейчас в собственности Mail.Ru Group находятся, помимо «родного» «Моего Мира», социальная сеть «Одноклассники», некогда популярнейший среди русскоязычных пользователей сервис мгновенных сообщений ICQ и 39,99% сети «ВКонтакте».

Можно было бы предположить, что «ВКонтакте» так же будет поглощена, но основатель этой социальной сети Павел Дуров три недели тому назад ответил на попытки холдинга Mail.Ru Group демонстрацией среднего пальца из своего «Твиттера». Помимо этого, им был предпринят весьма странный для бизнеса такого уровня шаг, который иначе, чем «мелкой пакостью», назвать сложно: в чёрный список адресов, запрещённых к использованию «ВКонтакте», был внесён файлообменный сервис files.mail.ru. Сервис принадлежит всё тому же холдингу Mail.Ru Group, держателю 40-процентного пакета акций «Вконтакте». Столь явный афронт усложнил жизнь всем, затруднив (а пользователям уровня «чайник обыкновенный никелированный» и вовсе запретив) скачивать файлы по ссылкам из «ВКонтакте».

Что до расширения самой «ВКонтакте» — попытки компании выйти за рамки русскоязычного сегмента особых успехов не принесли. В конкурсе на приглашение друзей из-за границы выиграли самые хитрые пользователи, которые распиарили «ВКонтакте» не как социальную сеть, а как сервис, в котором можно найти практически любую музыку — «халявные» mp3 оказались куда востребованней, чем очередная социальная сеть. И такое позиционирование уже приносит проблемы самой «ВКонтакте»: компании, которым принадлежат авторские права на музыкальный контент, объявили «ВКонтакте» одним из флагманов «пиратства». В любом случае, дальнейшие попытки в этом направлении, скорее всего, предприниматься сетью уже не будут — куда важнее удержать, а в лучшем случае и расширить свой сегмент на постсоветском пространстве.

Сможет ли Google+ внести какие-то коррективы в текущую ситуацию? Те «фишки», что сейчас предоставлены в бета-версии сети — действительно впечатляют. Но вряд ли другие сети будут спать так же, как проспали в своё время почтовые сервисы. Большинство возможностей, скорее всего, будет просто скопировано и Google придётся придумывать всё новые и новые приманки. Впрочем, главный козырь — популярнейший поисковик — всегда с ними.