Web Analytics

Онлайн-магазины привяжут к местности

Минэкономики опубликовало очередную редакцию законопроекта «О внутренней торговле», – документ, который готовят и обсуждают уже пару лет. По нормам проекта, интернет-магазины обяжут иметь офис, а при отсутствии такового - предусмотрены штрафы.

Представители ведомства считают, что такой закон выведет торговлю из тени и сыграет в защиту покупателей, представители бизнеса – наоборот, уверены, что интернет-торговля уйдет «в тень».

В частности, в ст. 6 законопроекта, посвященной определению дистанционной торговли (которой будет называться форма продажи товара вне объектов торговли с помощью средств связи, при которой выбор товара и его заказ не совпадают во времени с непосредственным его получением покупателем), говорится: «Субъект торговой деятельности для осуществления дистанционной торговли должен иметь офисное помещение, в котором совершается оформление документов по купле-продаже товаров. Донесение до покупателя информации о товарах и условиях договора купли-продажи дистанционной торговли осуществляется субъектом хозяйствования с помощью каталогов, буклетов, проспектов, средств связи, почтовой связи, телевидения, радио, информационных сетей, в частности, сети Интернет».

Кроме того, ст. 22 проекта предусматривается санкция за то, что дистанционная торговля ведется без офисного помещения, в виде штрафа (100 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан – 1700 гривень).

Представители исполнительной власти уверены, что принятие данного законопроекта позволит, наконец, цивилизовать рынок торговли Украины, вывести торговлю из «тени».
Проект призван также дать потребителям возможность защищать свои права при покупке онлалйн.

Так, директор департамента экспертизы и анализа эффективности государственной поддержки Министерства экономического развития и торговли Украины Сергей Литвиненко подчеркивает, что последняя редакция законопроекта даже более либеральна в отношении интернет-торговли, чем более ранние редакции. По словам представителя Министерства, для тех, кто хочет честно работать, честно платить налоги и честно строить отношения с потребителями, этот законопроект не несет никаких затруднений. Как считает Литвиненко, документ призван, в частности, решить такую проблему, характерную для интернет-торговли, как возврат купленного некачественного товара.

Понять по интернет-странице магазина, кто с той стороны "находится за прилавком", трудно, потому что в большинстве случаев на сайте указан минимум информации о продавце, говорит чиновник.

Есть Закон «О защите прав потребителей» в редакции 2005 года, по ст.13 данного Закона «Права потребителя в случае заключения договора не в торговом или офисном помещении» продавец должен предоставить документ о факте заключения договора, который содержит: дату заключения договора, наименование и местоположение продавца, наименование продукта, цену, срок выполнения работ, другие существенные условия договора. Причем покупателя надо ознакомить с этими условиями до совершения покупки. Получается, что с момента вступления этого Закона в силу (1 января 2006 года) некоторые представители онлайн-торговли его систематически нарушают.

Как сообщил Литвиненко, сотрудники его департамента обзвонили некоторое количество онлайн-магазинов с просьбой предоставить образец договора купли-продажи. И только один магазин выслал этот документ по требованию. «Для того, чтобы торговать в Интернете, иногда достаточно только подключенного ноутбука, и найти такого продавца в случае некачественной покупки невозможно», – говорит представитель ведомства.

Продавцы, в свою очередь, подозревают, что это очередная попытка власти захватить больше контроля над рынком, и что защита прав потребителя не требует таких нововведений. Представители рынка уверены, что эту проблему можно решить обязательным указанием кода госрегистрации продавца на сайте магазина. Как сообщил глава Ассоциации участников электронного бизнеса Украины (АУЭЛБУ) Павел Сиделев, такое предложение высказывалось на обсуждениях законопроекта.

«Многие магазины имеют помещение, куда потребитель может самостоятельно приехать купить товар», – говорит Сиделев. Кроме того, курьер вместе с товаром привозит чек, в котором указан конкретный продавец товара. Номер госрегистрации, если его указывать на сайте в разделе «Контакты», даст возможность выяснить все реквизиты, необходимые для того, чтобы потребитель отстоял свои права, говорит глава ассоциации.

В Министерстве с этим не согласны. «Я могу назвать адреса, по которым зарегистрировано до 100 и более не только СПД, но и юрлиц. И что потребителю даст такой адрес?», – спрашивает Литвиненко.

Если документ вступит в силу, будет довольно затруднительно определиться с тем, что именно считать офисом, ведь многие предприниматели работают "на квартирах". С.Литвиненко указывает на то, что это различие существенно, поскольку в частную квартиру без специальной санкции попасть невозможно, а в офис контролирующий орган, имеющий основания для проверки, попасть может.

Если покупатель берет товар в магазине, где не указан ни адрес, ни городской телефон, он не должен пенять на качество товара, считают в ассоциации. «Вы ведь не будете на рынке с рук покупать дорогой ноутбук без чека. Если вы используете некачественный Интернет-магазин, тут никто не виноват», – говорит Сиделев.

Соотношение магазинов с офисом, складом и демонстрационным помещением к магазинам, работающим без этого, примерно 1:10, по данным АУЭЛБУ. И если законопроект будет принят, эти мелкие компании могут либо исчезнуть, либо уйти «в тень». Еще одним следствием может стать повышение цен на товары в интернете.

Обязательный офис может стать препоной для развития этого сегмента. Такое мнение в личном блоге высказал генеральный директор украинского «Яндекса» Сергей Петренко. Во-первых, потому что даже аренда очень небольшой комнатки за очень «смешные деньги» требует каких-то действий. Таким образом, начинающий предприниматель получает еще одно обязательное действие для начала ведения бизнеса. «Еще одна ступенька к началу бизнеса уменьшает число желающих его начать. Как в интернет-маркетинге – каждый дополнительный клик на пути к цели снижает конверсию в разы», – считает он.

Во-вторых, никакое наличие офиса не гарантирует покупателям отсутствие проблем с товаром и отсутствие проблем с его возвратом. «Можно доказать, что скорее наоборот – в большой торговой сети вы скорее всего столкнетесь с безынициативным исполнителем, мотивация которого заключается не в соблюдении репутации компании, а в сокращении расходов в зоне его ответственности», – считает эксперт.

В-третьих, сам принцип дистанционной торговли успешен именно потому, что позволяет продавцу обойтись меньшим числом работников и сэкономить на аренде торгового помещения, что позволяет серьезно снизить цены по сравнению с офлайновыми конкурентами.

«И у покупателя возникает вполне очевидный выбор – пойти в определенное место, пощупать будущую покупку, расспросить о ней продавца и купить или зайти на сайт и заказать там, соглашаясь с невозможностью пощупать, попробовать, но по более низкой цене. Не экономя на аренде, торговец вложит цену аренды в свою наценку. Не из прибыли же ему финансировать причуды правительства. Следовательно, цена товара в онлайн-магазине вырастет, упадет конкурентоспособность онлайн-магазина, уменьшится их число — по крайней мере, официальное», – считает глава «Яндекс Украина».

Источник: «ЛIГАБiзнесIнформ», Ольга Карпенко