Web Analytics

Таможня обещает добро

Народные депутаты доработали и приняли проект нового Таможенного кодекса. Что и сколько можно будет ввозить в Украину — и станет ли проще водителям?

Почти 400 машин в сутки. На таможенном терминале на улице Клочковской — здесь оформляют и импортные грузы, и то, что идёт на экспорт, — несколько рядов гружёных авто. На «таможенном языке» диспетчер терминала рассказывает, как принимает дальнобойщиков.

Олег Оробей, диспетчер таможенного терминала: «Приезжает машина, выходит диспетчер. Если машина приехала на «растаможку», то мы берём у него «пэпэшку» (документ «Попереднє повідомлення» — ред.), водитель ставит машину в ряд, мы пишем пропуск, водитель приходит, забирает пропуск и ожидает».

Россия, Белоруссия, страны Европы, Китай — грузы везут отовсюду.

Антон Борисенко, главный инспектор таможенного терминала: «Начиная от зубочисток, заканчивая пластиковыми стаканчиками. Ассортимент товара — абсолютно большой».

Проект нового Таможенного кодекса (название проекта — «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины и другие законодательные акты Украины») зарегистрировали в Верховной Раде в мае прошлого года. В ноябре документ поддержали народные депутаты. Но в январе Президент Украины Виктор Янукович наложил вето на Таможенный кодекс, отправил его на доработку и предложил отложить вступление закона в силу на год.

13 марта — во втором чтении и уже с поправками Президента — народные депутаты приняли документ.

В Харьковской областной таможне этот закон называют «долгожданным». Говорят, что с кодексом будет проще. Он сумел объединить множество других законов и подзаконных актов.

«Будет система упрощений, которыми могут пользоваться предприниматели, и сам процесс таможенного оформления будет приведён с существующими мировыми нормами и практикой применения упрощённых таможенных формальностей», — рассказывает первый заместитель начальника областной таможни Александр Мирза.

Он перечисляет преимущества документа: новые нормы беспошлинного ввоза товара, введение электронного декларирования (наравне с бумажным), определение чёткого перечня документов для оформления груза.

Сумма беспошлинного ввоза товаров для граждан (наземными и водными видами транспорта; один раз в сутки; вес — не больше 50 кг):
Сейчас — 200 евро.
В будущем — 500 евро (при почтовых пересылках — 300 евро).

Сумма беспошлинного ввоза товаров для граждан через аэропорты (один раз в сутки; вес — не больше 50 кг):
Сейчас — 200 евро.
В будущем — 1000 евро.

Сроки временного ввоза транспортных средств гражданами-нерезидентами*:
Сейчас — 183 дня.
В будущем — 1 год (для яхт — до 3 лет).

«Что касается раздела борьбы с таможенными правонарушениями, здесь, безусловно, следует учесть декриминализацию товарной контрабанды (то есть отмену уголовной ответственности за этот вид преступления — ред.), которая уже введена законодательством, начиная с 17 января. Плюс в развитие этого введёно новым Таможенным кодексом такое понятие, как «компромисс». То есть в том случае, когда нет существенного ущерба государству, мы не усматриваем каких-то конкретных последствий перемещения товаров и нет умысла в деяниях субъекта хозяйствования, тогда такой товар, путём компромисса, путём оплаты налогов в полном объёме в бюджет, он может выпускаться в свободное обращение в дальнейшем уже без применения каких-то административных санкций», — рассказывает Мирза.

Ещё одна «новинка»: время таможенного оформления автомобиля по новому закону не должно превышать четыре часа.

Срок таможенного оформления:
Сейчас (ст. 78 действующего Таможенного кодекса) — «как правило, одни сутки».
В будущем — не больше 4 часов.

Александр Мирза, первый заместитель начальника Харьковской областной таможни: «Этот срок (4 часа — ред.), безусловно, очень реальный. У нас такие автомобили оформляются в срок менее двух часов. То есть нахождение автомобиля свыше установленных норм связано с какими-то, скажем так, другими факторами, которые влияют на время (обычно, объясняют на таможне, — это нехватка документов — ред.)».

Кабина многотонной фуры для водителей грузовых машин — вместо дома.

Василий Кабацюра, водитель: «Оформление? Это очень больной вопрос!»

Дальнобойщики признаются: ночевать в автомобиле, ожидая разрешения на выезд, приходилось не раз. В неофициальном разговоре они говорят и о взятках на таможнях, и о «волоките».

Пётр Шаврин — из Белоруссии в Харьков он привёз 20 тонн сырья — ожидал, пока «растаможат», почти неделю. При этом с документами, говорит, всё в порядке.

«Всё обещают. Каждый день. С утра до вечера. Вечером звонят, говорят: «Всё, на сегодня всё». Будем завтра. А завтра это будет ещё завтра. Сегодня, может, вечером скажут: «Будем в понедельник». И так дальше. Есть машины стоят и подольше», — делится автомобилист с сорокалетним стажем.

О новом Таможенном кодексе в Украине водители, с которыми удалось пообщаться на терминале, даже не слышали. В том, что процедура оформления упростится и всё будет так, как обещают, дальнобойщики сомневаются.

Пётр Шаврин, водитель: «Та ну, это не для нас! Для нас так же и будет: что на границе — таможенник имеет право задержать там на определённое время — что-то ему не понравилось, так и здесь же — что-то вот цифра какая-то не такая или запятая не там стоит — и это уже проблема!»

На таможне уверяют: если их сотрудники нарушают, нужно жаловаться.

«В новом кодексе заложена и ответственность должностных лиц таможни в виде той нормы, что если будет допущено нарушение законодательства со стороны госслужащих, такие ущербы будут возмещаться стороне, которая пострадала за счёт средств госбюджета», — поясняет Александр Мирза.

Новая редакция Таможенного кодекса — на подписании. Если глава государства не воспользуется правом вето снова, закон вступит в силу 1 мая.

Справка. *Нерезиденты — физические лица: иностранцы и лица без гражданства, граждане Украины, которые имеют постоянное место жительства за границами Украины, в том числе, которые временно пребывают на территории Украины; юридические лица, созданные согласно законодательству других государств, которые совершают свою деятельность за пределами Украины, а также их подразделения с местонахождением на территории Украины, которые совершают хозяйственную деятельность в соответствии с законодательством Украины.