Web Analytics

Ющенко открыл общественные конституционные дебаты. Какой будет новая Конституция?

Президент Украины Виктор Ющенко открывает национальные конституционные дебаты — «общественную дискуссию в нашей стране о конституционной реформе».

Об этом говорится в статье Виктора Ющенко «Украине нужна Конституция национального развития», опубликованной в газете «Зеркало недели».

Глава государства отмечает, что Конституция Украины может быть принята без участия Верховной Рады – на всеукраинском референдуме.

По словам Президента, последним шагом в разработке новой редакции Конституции должно стать «прохождение проекта новой редакции Конституции Украины через Верховную Раду и вынесение Президентом Украины принятого проекта на утверждение всеукраинским референдумом».

«Вместе с тем, - отмечает Виктор Ющенко в статье, - возможен и всеукраинский конституционный референдум по народной инициативе — в случае, если народные депутаты не смогут прийти к соглашению относительно целостного и действенного проекта Конституции».

Глава государства считает, что процесс создания новой Конституции должен «основываться на видении конституционного мировоззрения нации, а не отдельных элит или властных институтов».

По его мнению, Конституция 1996 года стала «крупным событием в государственном строительстве», однако в ней позже стали явными такие пробелы, как «несовершенство гарантий и защиты конституционных прав и свобод гражданина, неэффективность системы сдерживаний и противовесов, наличие определенных несогласований и пробелов».

Эта Конституция, по словам Президента, «отображала договоренности политических элит и ветвей власти на переходный постсоветский период развития Украины».

«Закон Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины» от 8 декабря 2004 года стал еще одним компромиссом элит, примером кулуарного конституционализма, а не реализацией глубинного национального запроса и стремлений народа», - пишет дальше Виктор Ющенко.

Обновление Конституции, по мнению Президента, должно иметь 5 составляющих: «Первое. Усиление конституционных гарантий прав и свобод гражданина, реального обеспечения защиты этих прав и свобод, в том числе через суд. Второе. Расширение конституционного регулирования институтов непосредственной демократии. Третье. Повышение эффективности функционирования государственного механизма. Четвертое. Реформирование территориального строя государства и местного самоуправления. Пятое. Определение внешнего курса Украины в процессах мировой и европейской интеграции».

Виктор Ющенко отмечает, что «одним из действенных механизмов должен стать институт конституционной жалобы, то есть право на обращение в Конституционный суд лиц, конституционные права которых были нарушены.

Для активного привлечения граждан к принятию наиболее важных государственных решений должен работать институт народной законодательной инициативы. В соответствии с ним законопроекты могут быть внесены на рассмотрение Верховной Радой по инициативе определенного количества граждан, имеющих право голоса.

Целесообразно определить предмет всеукраинского референдума, а также установить такую форму референдума по народной инициативе как «народное вето», следствием которого может быть отмена принятого Верховной Радой закона или его отдельных положений. Необходимо также предусмотреть возможность проведения всеукраинского консультативного референдума, то есть совещательного опроса».

Президент считает, что «необходимо исключить и такие ситуации, когда украинский парламент в своей деятельности фактически подменяется коалицией парламентских фракций. Следует определить статус парламентской оппозиции и выписать ее права (прежде всего это касается вопросов парламентского контроля за деятельностью органов исполнительной власти)».

В новой Конституции также должна быть прописана отмена неограниченной депутатской неприкосновенности.

«Конституция должна определять статус президента Украины, а также его полномочия во взаимоотношениях с парламентом, правительством, другими органами государственной власти. Президент — это конституционный институт, гарантирующий, что реализация курса страны будет оставаться в рамках избранных государством приоритетов и Конституции», - отмечает Виктор Ющенко.

Кроме того, по мнению главы государства, «конституционная реформа должна создать юридические предпосылки для проведения эффективной административно-территориальной реформы, реформирования местного самоуправления с целью его усиления. При этом важно сместить акцент в местном самоуправлении на уровень общин, объективно выступающих ячейками реального народовластия».

«Целесообразно определить перечень сфер полномочий областных государственных администраций, возложив на них осуществление государственного контроля на соответствующей территории и координацию деятельности территориальных подразделений центральных органов исполнительной власти. Также надлежит пересмотреть перечень сфер полномочий областных советов, приблизив их к предметам ведения Автономной Республики Крым, с учетом требований Европейской хартии местного самоуправления, - отмечает Виктор Ющенко.

По его мнению, «целесообразно было бы также изъять из текста Основного Закона положения о делегировании местными советами полномочий органам исполнительной власти как противоречащие сущности местного самоуправления. С другой стороны, необходимо сохранить возможность делегирования полномочий органами исполнительной власти органам местного самоуправления».