Web Analytics

Почему президент перенес дату выборов. Мнения экспертов

Киевский «Центр исследований политических ценностей» обратился к экономическим и политическим экспертам с вопросом: «Что побудило президента издать второй указ относительно роспуска парламента?».

«Главная причина – необходимость снять проблему с возможным негативным решением Конституционного Суда, - объяснил решение президента председатель правления Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко. - Имею в виду возможность оценки предыдущего указа Президента от 2 апреля как неконституционного.

Нынешний указ Президента с юридической точки зрения снимает эту проблему. Другой вопрос, что Президент должен был отреагировать на фактическую блокировку избирательной кампании. И реакция - это политико-техническое решение относительно перенесения даты досрочных парламентских выборов. Хотя политически проблема остается».

Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев высказал свою точку зрения: «Во-первых, невыполнение первого указа от 2 апреля и невозможность провести технически, организационно и законодательно выборы 27 мая. Во-вторых, негативное для Президента решение Конституционного Суда относительно соответствия указа от 2 апреля Конституции Украины. В-третьих, попытка все-таки провести досрочные выборы в парламент уже в первом полугодии в этом году. Также существует ряд дополнительных факторов: возможность лучшей подготовки к реализации второго указа. Это связано с тем, что сегодня и ЦИК начинает работать, и в самой коалиции есть достаточные противоречия по поводу как возможности досрочных выборов, так и даты. Наконец, следует учитывать также статические обстоятельства, которые побуждали обнародовать новый указ Президента именно вчера, – это отсутствие в стране Премьера и спикера, которые находятся с международными визитами вдалеке от Украины».

Председатель Центра исследований политических ценностей Олесь Доний считает, что президент ставил перед собой цель уравнять ситуацию в своем соревновании с парламентской коалицией, которой удалось перехватить инициативу. «Отсутствие кворума в ЦИК, высокая вероятность признания Конституционным Судом неконституционности указа Президента, холодная сдержанность европейского сообщества относительно указа – все это обусловило преимущество коалиции, - говорит Олесь Доний. - Юридическую легитимность Верховная Рада может отстоять в Конституционном Суде, а общественную легитимность она уже потеряла. Потому перевыборы все же должны состояться».

Руководитель Центра расширения возможностей Виктор Небоженко отметил, что главное для президента было получить политический инициативу. «Он ее получил. Он прекрасно понял, что ему противостоит довольно рыхлая, но дисциплинированная структура. А он, как боец-одиночка, нанес удар, и теперь Партии регионов, социалистам, кроме наступления на Ющенко, нужно думать и о средствах защиты. Во-вторых, он усилил свои конституционные позиции, потому что впервые сослался на ту статью Конституции, которую от него требовали (ст. 90)».

«Как поведут себя противоположные силы, сказать трудно. Думаю, для них это неожиданно, и это создает стимулы для Партии регионов идти на сотрудничество именно с Ющенко. Остается неясными позиции двух ведущих политических сил – Мороза и Тимошенко. Для них этот указ Президента не менее болезненный, чем для Кабмина», - добавил В. Небоженко.