Web Analytics

Планета уголовников

Приходилось ли вам совершать уголовное преступление? Не торопитесь c ответом..

По статистике, даже в США – этой цитадели интеллектуальной собственности – не меньше 20% копий компьютерных программ, музыки и фильмов распространяется незаконно. В Европе эти цифры гораздо выше, а в странах бывшего СССР и 90% не предел. Конечно, по законам большинства стран угодить за решетку можно только за распространение пиратских копий, но благодаря файлообменным сетям и торрент-трекерам, обвинить в этом самом распространении можно такое количество людей, что придется переоборудовать в тюрьму всю Землю.

Минувшей весной прошли два знаковых судебных процесса – американку Джемми Томас-Рассет оштрафовали на один миллион девятьсот двадцать тысяч долларов, а шведов Фредрика Нейжа, Готфрида Свартхольма, Петера Сунде и Карла Лундстрема приговорили к году тюремного заключения и обязали выплатить около трех с половиной миллионов долларов компенсации истцам. Американка получила своё за скачивание и раздачу через файлообменник Kaaza двадцати четырех файлов MP3, а четверка шведов – за создание и администрирование крупнейшего в мире торрент-трекера The Pirate Bay. Оба процесса стали предметом широкого обсуждения. Так, музыкант Moby назвал решение суда по делу Джемми Томас абсурдным и заявил, что Американскую ассоциацию звукозаписывающих компаний (RIAA), которая выступала истцом, надо расформировать. В Швеции же во время процесса Пиратская Партия стала настолько популярной, что в конце концов таки прошла в Европарламент. Правообладатели по всему миру выразили свое удовлетворение приговором по делу The Pirate Bay и стыдливо проигнорировали приговор Джемми Томас-Рассет, матери четверых детей.

Очередные победы правосудия над пиратами все больше напоминают поражения. Уже и сами авторы все чаще высказываются в защиту нарушителей авторских прав. Многие музыканты, в том числе и звезды первой величины, такие как «Radiohead» и «Nine Inch Nails», выкладывают свои записи в свободный доступ. Пчелы против меда? Вряд ли. Просто звукозаписывающие компании, издатели и кинопрокатчики больше не нужны им. Еще каких-то двадцать лет назад сделать пристойную копию фильма или музыкального альбома в домашних условиях было практически невозможно. Еще десять лет назад скачать музыку или кино через Интернет с приемлемой скоростью могли единицы. Лицензионный диск действительно имел серьезные преимущества над кассетой домашнего изготовления, а у музыкантов не было способа самостоятельно тиражировать свою музыку в мировом масштабе. Издатели и распространители честно зарабатывали свои деньги. Но сейчас мир изменился и необходимость штамповать диски десятками миллионов просто исчезла. Зачем загромождать полки и шкафы, если все то же самое, в том же качестве можно хранить на винте? Зачем ходить в магазин, если можно скачать? Издержки по созданию, хранению и распространению цифровых копий без материальных носителей меньше даже не в разы, а на порядки! Доходы издателей неминуемо должны многократно уменьшиться. Похоже, что целая отрасль уходит в прошлое. Где сейчас извозчики или фонарщики? Таких профессий больше нет, они не нужны.

Тем не менее, правообладатели умирают, но не сдаются. Очень трудно признать, что в твоих услугах больше никто не нуждается. Еще труднее лишиться сотен миллионов долларов. Гораздо проще называть людей, которые не хотят платить неизвестно за что, ворами и преступниками, и подавать на них в суд. Сейчас десятки миллионов людей по всему миру формально заслуживают тюремных сроков и огромных штрафов. Когда нарушение закона становится настолько массовым - проблема в самом законе, а не в людях. Поборники авторского права любят повторять: «Закон есть закон. Скачал - значит украл!» Не могу отказать себе в удовольствии привести длинную цитату из «Приключений Гекльберри Финна». Уж больно она в тему!

«Я старался себе внушить, что не виноват; ведь не я увел Джима от его законной хозяйки. Только это не помогало, совесть все твердила и твердила мне: «Ведь ты знал, что он беглый, мог бы добраться в лодке до берега и сказать кому-нибудь». Это было правильно, и отвертеться я никак не мог. Вот в чем была загвоздка! Совесть шептала мне: «Что тебе сделала бедная мисс Уотсон? Ведь ты видел, как удирает ее негр, и никому не сказал ни слова. Что тебе сделала бедная старуха, за что ты ее так обидел? Она тебя учила грамоте, учила, как надо себя вести, была к тебе добра, как умела. Ничего плохого она тебе не сделала»...

...Джим громко разговаривал все время, пока я думал про себя. Он говорил, что в свободных штатах он первым долгом начнет копить деньги и ни за что не истратит зря ни единого цента; а когда накопит сколько нужно, то выкупит свою жену с фермы в тех местах, где жила мисс Уотсон, а потом они вдвоем с ней будут работать и выкупят обоих детей; а если хозяин не захочет их продать, то он подговорит какого-нибудь аболициониста, чтобы тот их выкрал.
От таких разговоров у меня по спине мурашки бегали. Прежде он никогда но посмел бы так разговаривать. Вы посмотрите только, как он переменился от одной мысли, что скоро будет cвободен! Недаром говорит старая пословица: «Дай негру палец – он заберет всю руку». Вот что, думаю, выходит, если действовать сгоряча, без соображения. Этот самый негр, которому я все равно что помогал бежать, вдруг набрался храбрости и заявляет, что он украдет своих детей, а я даже не знаю их хозяина и никакого худа от него не видал.
Мне было обидно слышать это от Джима – такая с его стороны низость».

Ну что? Закон есть закон? Помощь беглому рабу считалась преступлением полтора века назад. Давно? Как насчет апартеида или Освенцима? Тоже ведь все совершенно законно было! Люди просто выполняли приказы и инструкции.

А что же бедные авторы? Ведь именно защита их интересов – любимый довод в антипиратской пропаганде. Тут тоже много натяжек. Во-первых, львиную долю прибыли от авторских прав имеют не бедные, а богатые авторы. Только звезды получают значительный доход от продаж альбомов. Все остальные зарабатывают старым дедовским методом – концертами и игрой в клубах да на вечеринках. Во-вторых, авторское право уже давно пора переименовать в правообладательское право. Мало кому из авторов сейчас принадлежат права на их собственные произведения. Всем владеют корпорации. Они платят авторам небольшой процент от выручки и полностью распоряжаются их творениями. Абсурдность ситуации периодически проявляется в виде судебных приколов типа «Арбитражный суд лишил певца Диму Билана сценического имени» или «Кировский районный суд постановил взыскать в пользу Яна Гиллана, Роджера Гловера, Стива Морса и Яна Пейса 450 тысяч рублей за несанкционированное публичное исполнение композиций Яна Гиллана, Роджера Гловера, Стива Морса и Яна Пейса». В-третьих, сейчас именно те музыканты, которые раньше активно ругали пиратов, один за другим заявляют о нежелании больше работать с издателями и выкладывают свою музыку в свободный доступ.

Что будет дальше? Безусловно, многие лейблы и звукозаписывающие компании просто разорятся. Ведь им останется лишь узкая ниша подарочных глянцевых изданий с толстыми буклетами и прочими вкусностями, которые приятно подержать в руках (это же ждет и бумажные книги). Зато хороших концертов, живой музыки в кафе и ресторанах, литературных вечеров и встреч с читателями будет гораздо больше. На официальных сайтах музыкантов, писателей и актеров появятся баннеры и рекламные объявления – если раньше сайт звезды был только рекламой самой этой звезды, то скоро он станет рекламной площадкой, приносящей заметный доход. У кинобизнеса все еще есть козырь в рукаве – объемное изображение. Все больше новых кинотеатров закупают аппаратуру для показа 3D фильмов. Их не посмотришь без специального экрана, проектора и очков на мониторе домашнего компьютера. Но и домашние кинотеатры с 3D-изображением – тоже вопрос ближайшего времени. И тогда уйдут в прошлое фильмы с бюджетом в полмиллиарда долларов, а звезды станут получать не десятки миллионов, а всего лишь сотни тысяч за один фильм. Нас ждет упадок шоу-бизнеса. Закроются фабрики звезд и фабрики грез. Вымрет попса, вымрут посредники и паразиты. Лично мне их совершенно не жалко. Жалко только, что от бессмысленной и беспощадной борьбы индустрии «авторских» прав с неизбежным упадком страдают многодетные матери.