Web Analytics

Крушение царского поезда. 115 лет после трагедии

Сегодня годовщина крушения царского поезда под Харьковом. Ровно 115 лет назад семья Александра Третьего возвращалась из Крыма в Петербург. Это была одна из крупнейших железнодорожных катастроф того времени. Сразу решили, что это был теракт. В конце позапрошлого века Харьков слыл террористическим центром Российской империи. Позже эту версию отвергли. Трагедия произошла из-за неполадок на железной дороге. Деревянные вагоны упали с высоты четырнадцати метров. Не пострадали — единицы. В их числе — царская семья.

За несколько минут до трагедии императорский поезд проехал Тарановку. Шёл со скоростью около 60 км/ч. По одной из версий, разошлись рельсы. Ни один из 15-ти вагонов не уцелел. Катастрофа «отвлекла» императора от обеда. Рухнувшую крышу Александр держал на своих плечах, пока из поезда выносили раненых. Не посчитал это «не царским делом». 21 человек погиб. Александр, царица и все наследники отделались синяками и царапинами.

Все события того дня снял придворный фотограф императора Алексей Иваницкий. Раненых вывозили с места происшествия до глубокой ночи. Говорят, младшего сына царь сам вытягивал из-под обломков. Из окна вагона выпала его дочь.

Владимир Деркач, стрелок военизированной охраны ЮЖД: «В это время, когда они сидели за обеденным столом, буфетчик царский наливал ему кофе, и во время падения вагона буфетчика раздавило насмерть. Там же была в этом вагоне царская собака. Её тоже раздавило, а остальных не тронуло».

Сейчас на месте крушения стоит часовня. Каждый вечер здесь зажигаются фонари. Поставить свечку или помолиться может любой путник — дверь открыта круглые сутки. До войны напротив часовни стоял храм Христа Спасителя. Императрица Мария Федоровна велела построить его сразу после катастрофы. По роскоши и величию храм уступал только московскому: пять тысяч золотых из царской казны плюс пожертвования из Турции и Австро-Венгрии.

Старожилы вспоминают, что в солнечную погоду позолоченный купол было видно с Холодной горы. В войну храм взорвали немцы. Всё, что нашли под обломками, сейчас хранится в местном школьном музее. Остатки напольной плитки и драгоценные иконы из мозаики — из 20 уцелели только две. Здесь же вещи из царского поезда. Всем, кто помогал выносить раненых, императрица раздавала деньги и посуду.

Зинаида Мотроновская, заведующая музеем: «Моей прабабке досталось это блюдо. Не только это блюдо, было ещё и поменьше — оно сейчас в Сумском краеведческом музее — и тарелки треснутые. Прабабка их очень берегла. Ей было тогда 12 лет, неподалёку пасла коров. Прибежала на этот грохот, крики, стоны. Во время войны у неё сгорела хата, но посуду царскую она замотала в солому, положила в просмоленный мешок и закопала в землю».