Web Analytics

Причины роста цен на продукты: политические, экономические,.. философские

Молоко, сметана, сыр, яйца, подсолнечное и сливочное масла. Чтобы приготовить, например, пирог из этих ингредиентов, украинской хозяйке сегодня придется потратить в два раза больше, чем еще несколько недель назад. Все рекорды по скачку цен бьют яйца и подсолнечное масло. Хотя чиновники докладывают о небывалых для Харьковской области урожаях. Покупатели - традиционно возмущаются, продавцы традиционно объясняют рост цен подорожанием кормов и бензина.

Конный. Самый дешевый продуктовый рынок в городе. Вопрос «подорожало ли?» задавать уже не стоит. Ответ однозначный.

Покупатели на рынке:
- Начиная с хлеба. Молоко – по сумасшедшему. Яйца – больше, чем в 2 раза! Если раньше были 2,50 и 2,80, а сейчас 6,80 нормальные яйца! Сыр подорожал в полтора раза точно! Раньше – 20-21, а теперь 32, а то и 35-36!

- Вот, если раньше пойдешь с 50 гривнями, то сейчас надо со 100 гривнями идти на семью из трех человек.

- Возросло, считайте, в 2-2,5 раза, а подняли пенсии процентов на 30, на 25. Вот и все.

Почему подорожало? - на этот вопрос несколько разных ответов, в зависимости от продукта. Покупатели выстраиваются в очередь там, где немного дешевле. Продавцы либо устало объясняют - потому что в очередной, тысячный раз одно и то же. Либо вообще никому ничего не объясняют: мол, скачек цен по спросу не ударил: брали, берут и будут брать. Выбора нет.

Елена, продавец молочной продукции, Волчанские Хутора: «Жом – мені надо привезти 3 машини, 400 гривень, плюс буряк, плюс все, плюс макуха. Мені нада дать за раз – тока за раз дать 10 кг, а вона 1,20 кілограм! І посчітайте – вигодно мені сюда, чи ні? Це шо привикли...»

Елена, продавец яиц: «И возмущаются, и берут! И шо делать?»
Корреспондент: «Что говорите, как объясняете покупателям, почему подорожали яйца так?»
Елена, продавец яиц: «Все подорожало, и яйца подорожали! Шо им объяснять? Я здесь не причем!»

Мониторинг Госинспекции по контролю за ценами. Минимальные расценки в магазинах.
Молоко 2,5 % жирности: 20 сентября - 2,59 грн. 10 октября - 2,98 грн.
Яйца десяток: 20 сентября - 3,80 грн. 10 октября - 4,12 грн.

На рынках:
Молоко разливное: 20 сентября - 1,80 грн. - 3,50 грн. 10 октября - 1,80 грн - 3,50 грн.
Сметана: 20 сентября - 5,50 грн. - 14,00 грн. 10 октября - 5,50 грн - 14,00 грн.

А это - данные Инспекции по контролю за ценами. Если брать минимальные, то яйца в магазинах, согласно мониторингу, подорожали на тридцать пять копеек, молоко - на сорок. На рыках, по данным того же мониторинга, молоко и сметана вообще не подорожали.

Елена, продавец молочной продукции, Волчанск: «Молоко поднялось в три раза, поэтому цены у нас... Соответственно, корма для коровы – то же самое, нам достать их очень трудно».

Подсолнечное масло в истории подорожания-2007 - отдельным пунктом. Руководители области с гордостью отчитываются: урожай подсолнечника в этом году бьет хрущевские рекорды. Аграрии уже намолотили больше полумиллиона тонн, хотя еще не всё собрали.

Михаил Жорник, начальник областного управления АПК: «Якщо це ви помножите тонни на карбованці чи на гривні, то це більше 1 млрд грн зайде за оплату соняшника товаровиробникам Харківської області! Тому ми довольні врожаєм і задоволені показниками».

Урожай - отличный, цены - высокие. Этот парадокс глава областного сельхозуправления Михаил Жорник объясняет отсутствием грамотного регулирования на рынке.

Своя версия у Антимонопольного комитета: владельцы харьковских маслоэкстракционных заводов - в столице, и цены тоже устанавливают в Киеве. Нарушения антимонопольного законодательства в теруправлении АМК не видят.

Продавцы же прогнозируют, что масло может подорожать еще - до десяти гривень за литр, и уже сейчас замечают: харьковчане стали, как в советское время, запасаться.

Раиса, продавец подсолнечного масла: «Семечку продают прям на поле, поэтому масло вывозят все за границу, масла в Украине остается очень мало. Еще неизвестно, чем это закончится!»
Корреспондент: «А часто вот так, как сейчас, мужчина - 6 литров, берут?»
Раиса, продавец подсолнечного масла: «Да, берут и по 10, и по 15, и по 20 литров!»

Эксперты Международного центра перспективных исследований подорожание продуктов объясняют «худшим, чем ждали, урожаем и ростом закупочных цен». Плюс, рефрен «цены растут» подталкивает повысить цены тех, кто изначально делать этого не собирался, считают эксперты столичного центра.

Александр Жолудь, эксперт Международного центра перспективных исследований (Киев): «4 причины - в порядке снижения важности:
Первая: худший, чем ожидалось урожай большинства культур, рост закупочных цен на сельхозпродукцию. Вторая: высокие темпы роста доходов граждан - до 30% в номинальном исчислении - с одной стороны, приводят к росту спроса, с другой - увеличивают затраты работодателей и, соответственно, себестоимость продукции. Третья: политическая неопределенность и постоянные обсуждения роста цен - с взаимными обвинениями власти и оппозиции. Четвертая: значительные интервенции НБУ по покупке валюты создают дополнительное предложение гривни, что также стимулирует рост цен».

У харьковчанина Константина Друяна - он возглавляет фирму, которая занимается маркетинговыми исследованиями - другая версия. Рынок в Украине контролируют, как выражается Друян, олигархические группы. Которые стремятся попасть или остаться во власти, а на выборах обещают поднять зарплаты.

Константин Друян, специалист по маркетинговым исследованиям: «Это классическая инфляционная спираль. То есть, повышаются цены, работники идут к своим руководителям, и говорят: «дайте нам повышение з/п!» Почему? Потому что цены повысились! Прекрасно. Правительство печатает новые деньги – цены опять повышаются. Это инфляционная спираль».

С начала года, утверждает Друян, наличных денег в Украине стало больше на 36% - проще говоря, включили печатный станок. И не важно - кто. Эта схема повторяется: вне зависимости от того, кто у руля правительства.

Константин Друян, специалист по маркетинговым исследованиям: «А решение очень простое. На самом деле, его озвучил еще в 98 году Морфей в первой «Матрице». Он сказал: «Освободи свой разум».

Если перевести из философской плоскости в практическую, Константин Друян советует избирателям перестать верить обещаниям.