Web Analytics

В харьковской филармонии немой «заговорил»

Утерянный и забытый фильм 1925 года покажут в Харькове. В январе в зале филармонии готовятся к сеансу немого кино — киновед Владимир Миславский утверждает: харьковчане смогут увидеть ленту, которая много лет считалась уничтоженной — «Затерянный мир» Гарри Хойта.

После того, как в 1929 появилось звуковое кино, продюсеры решили уничтожить все немые копии фильма, и уже спустя несколько десятилетий специалистам удалось из отрывков уцелевших пленок смонтировать нынешнюю — хотя и очень сокращенную версию фильма. Кому нужны немые фильмы и кто эти люди, которые вместо IMAX ходят на сеансы столетней давности?

В зале харьковской филармонии прохладно — проблемы с отоплением. Попкорна здесь не продают, специальных очков не выдают и многоканальным звуком удивить не стараются. Но зал полон. 11-летняя Алина с дедушкой входят за пол часа до начала сеанса.

На декабрьском сеансе в филармонии показывают «Наконец в безопасности» Гарольда Ллойда. Фильм 1923 года. Алина, разбалованная новейшими технологиями, не очень-то верит деду: как это, фильмы, где не говорят?

Алина Гребенюк, школьница: «Ну, конечно, лучше сегодняшние мультики! Я думаю, что классно, когда звук есть!»

Сергей Опенко, дедушка Алины: «Это связь поколений, понимаете? Чтобы видеть, как было раньше, и как есть сейчас. Какой прогресс, чтобы это можно было оценить».

Звук и диалоги попытается заменить Владимир Соляников, титулованный музыкант и композитор на сеансе – за тапера.


Соляников утверждает: «Наконец в безопасности» он видел только раз. Каким образом музыкант четко «попадает» в кульминации на экране, как успевает «постучать в двери», используя клавиши рояля, когда герой на экране стучится домой? Пианист объясняет: лучший способ — импровизировать. Он и правда все полтора часа не опускает глаз на инструмент — весь сеанс сегодняшний тапер сопереживает, улыбается, смеется и охает вместе с героями немой ленты.

Владимир Соляников, музыкант, композитор: «Это очень интересно — выдержать вот такой марафон музыкальный, я же играю не подготовленный материал, не что-то, что я когда-то выучил, а здесь и сейчас приспосабливаю, я играю абсолютнейшую импровизацию, связанную с тем, чтобы усилить драматургию фильма!.. Фильм заставляет тебя все время быть начеку, все время соображать, все время думать. Ты не знаешь, в какой тональности ты находишься и куда пойдешь через секунду!»

Кадры из этого немого кино — когда Гарольд Ллойд висит на стрелках часов, на огромной высоте, — одни из самих цитируемых в мировом кинематографе. Через несколько десятилетий тезка актера, Кристофер Ллойд повторит трюк в фильме «Назад, в будущее».

Киновед и идеолог показов «великого немого» в Харькове Владимир Миславский мечтает: в наступающем году он обязательно устроит полную реконструкцию сеанса начала пришлого века: с узнаваемым скрипом кинопроектора, пленочным изображением и обязательно — тапером. Он даже нашел специалиста, который воссоздаст тот, старый проектор — по сохранившимся чертежам.

Владимир Миславский, киновед: «Эта ниша — вот именно прикосновение к великому немому, она сейчас абсолютно свободна, и она самое главное востребована!».

В январе Владимир Миславский и Владимир Соляников покажут харьковчанам то, что, как сами утверждают, на большом экране не показывали уже много лет. В буквальном смысле сложенную из уцелевших остатков ленту «Затерянный мир», она была снята в 1925 году по роману Артура Конан Дойла.

«Конан Дойл, которому экранизация чрезвычайно понравилась, показал отдельные фрагменты с динозаврами на одном из заседаний Общества американских иллюзионистов, умолчаниями и недомолвками убедив аудиторию, что это документальные съемки настоящих динозавров».