Web Analytics

Самые ожидаемые. Как выступали легенды джаза в третий день фестиваля «ZA JAZZ»

«Харьков за джаз» - это не просто утверждение, но и название фестиваля, и поди разберись, что здесь первично. Три дня подряд в Харькове проходил уже второй по-настоящему международный джазовый фестиваль.

За три дня - как в знаменитом фильме Боба Фосса - весь джаз, любых стилей и направлений, десятки групп и музыкантов - от молодых, но перспективных до мэтров разного уровня. Финальный день - самый интересный и наиболее ожидаемый. Зал набит до отказа. На сцене - никаких дебютантов, играют музыканты известные - как минимум в своей стране, восходящие «звезды», дальше - уровень зашкаливает - легенды джаза. Одна из них открывает вечер. Марсьяль Соляль - его, по крайней мере, лет десять называют лучшим джазовым пианистом мира.

Ему 80, и совершить перелет в другую страну для Соляля - уже подвиг. На сцену музыканту выйти помогают, но стоит Солялю сесть за рояль - инструмент покупали специально под него - прожитых лет как не бывало. Музыка Соляля затейливая, такую критики называют интеллектуальным джазом. Организаторы фестиваля предупреждали: поймет не каждый. Но все равно завораживает. Даже пианисты диву даются, как человек может вытворять такое.

Роман Коляда, пианист, журналист: «Существо – человек, который из другого какого-то музыкального мира. Это невозможно себе даже представить, таких людей очень мало».

Далее идет череда пусть не «звездных», но отличных, как их характеризуют знатоки, крепких, а главное, талантливых музыкантов - такие мало кому уступают по уровню игры.

Вокалист Джей Ди Уолтер - из тех, кто несмотря на молодость, записывался с мэтрами джаза. Уровень его таланта сравнивают с легендарными Натом Кинг Коулом и Ниной Симон. Его называют провокатором от джаза, о его голосе говорят - уникальный.

Публика принимает его на ура, Уолтер - он в Харькове во второй раз - в восторге от фестиваля.

Джей Ди Уолтер, участник фестиваля, США: «Это по-настоящему международный джазовый фестиваль. И удивительно слышать музыкантов такого уровня в Харькове, по-настоящему удивительно. Я познакомился с организаторами этого фестиваля, когда был в первый раз в Харькове, поэтому для меня это не сюрприз, но большая радость».

Еще несколько лет назад, говорят любители джаза, было трудно поверить, что в Харькове эта музыка настолько интересна: даже джаз-клуба нет, какой уж там фестиваль.

Андрей Кондаков, участник фестиваля, Россия: «Я думаю, что потенция интеллектуальная и какая угодно в Харькове очень хорошая, и сам интерес зрителя мы видим – большое количество людей говорит о том, что продолжать это надо обязательно».

Валерий Пикалов, любитель джаза с 50-летним стажем: «В Харькове давнишние традиции. Здесь было много таких биг-бендовых изначально оркестров мелодичных. Это был оркестр Литвинова и был оркестр Былысова в ХПИ, был и оркестр Ячнова в Клубе железнодорожников и еще целый ряд биг-бендовых составов, которые в 50-60-70-х годах какую-то палитру джазовую Харькову давали».

«Харьков за джаз» - всего второй, но с такой иэюминкой, что позавидовать может любой устоявшийся фестиваль. Хедлайнер, то есть главный участник - Рон Картер, легендарный контрабасист. Играл с джазменами, музыка которых давно стала классикой джаза - в том числе и благодаря ему. В Украине Картер впервые, ажиотаж вызывает уже его пресс-конференция. Похоже, именитому музыканту нравится общение с журналистами - он шутит, с юмором «срезает» неудачные вопросы, но тут же переходит к серьезу. Музыканта спросили, были ли у него кризисы.

Рон Картер, музыкант, США: «One».
Переводчик: «Один».

Правда, дальше Картер рассказал, что в тот момент умирала его жена, и он даже думать не мог о музыке - единственный раз в жизни.

Рон Картер говорит: его музыканты должны быть идеальными во всем, даже внешне. Они - единственные из всех участников фестиваля - выглядят как заправские классические джазмены 50-60-х - смокинги и галстуки-бабочки. Сыгранность - такая же идеальная.

Игру квартета Картера называют божественной. О знаменитых музыкантах вообще часто говорят: когда они играют, общаются с Богом. Это не про него, уверяет Рон Картер.

Рон Картер, музыкант, США: «Я не знаю, как они умудряются разговаривать с Богом. Что касается меня, то в моей голове есть некая история, и я стараюсь донести ее до публики. Я не разговариваю ни с Богом, ни через Бога, я разговариваю с публикой. Мне нравится загадка общения с публикой. Я просто стараюсь каждый вечер общаться с публикой с помощью своей игры».