Web Analytics

MediaPost on-line. Москва и слезы, или как покоряют столицу «в кино»

Москва по-прежнему не верит слезам. Более того, она, кажется, уже перестала их замечать. Сколько было пролито жидкости разной степени солености на целлулоидные километры в последнее время? Да что там в последнее время: только за прошедшие полгода, молодые люди «покоряющие» столицу, замелькали на экранах, словно косяки сельди. То ли сезон такой, то ли бесчисленные «дома» и «фабрики» будоражат воображение, но тянутся болезные за богатством и признанием в стольный град в «Жару» и «Слушая тишину». Да и при иных обстоятельствах.

«Бесконечно далеки они были от народа!»
Старик Крупский.

Следующие наши персонажи, даже место своего прибытия в столицу обозначили максимально точно: нулевой километр. Это тот, что возле памятника Жукову. В районе Красной площади. Где в прямом и переносном смысле разошлись пути двух друзей - Кости и Олега, главных героев очередного фильма про слезы и Москву «Нулевой километр» Павла Санаева. Жалостливой саги о любви, предательстве и карьере.
Понимая, что на этом пути (песнь о столичных страданиях) он отнюдь не первый, Санаев решил впихнуть в фильм все, что можно. Желание угнаться за эпохальным творением Владимира Меньшова наблюдается невооруженным глазом. Однако попытка сделать из «Нулевого километра» эдакую разухабистую историю «о настоящих чувствах» не удалась: сюжетные линии поползли в разные стороны, как червяки после дождя. Режиссер, который традиционно является и автором сценария, словно колебался: какую из тем выбрать главной? Что все-таки снимать – мелодраму, триллер или боевик? А потом выбрал все. Как в бразильском сериале.
В фильме намешан в избытке весь традиционный «нравоучительный набор выбора молодого человека/девушки»: любовь и деньги, карьера и страсть, честь и дружба, будущее и настоящее. При этом о какой-то оригинальности речи не идет, обычная морализаторская солянка. И когда герой актера Александра Лимарева, Костя, знакомится с Алиной-балериной (Светлана Ходченкова), зритель уже знает: их любовь будет трудной, между ними будет стоять богатый, но злодейский соперник, и оп-па… Соперник не заставляет себя ждать, появляясь практически тут же. Дальше и вовсе начинается какая-то вакханалия пересекающихся судеб. Костя влюблен в Алину. Алина живет с богатым спонсором, таким ярмарочным злодеем-бармалеем, бандитом-продюсером. Только не спрашивайте, как это. У Санаева все очень просто. Захотел стать знаменитым режиссром – взял да и снял клип, и тут же прославился. Плевое дело. И конечно, наш бармалей нежных чувств к сопернику не испытывает. Более того, «босс» чудесным образом становится работодателем Олега, и теперь тот перед выбором – заниматься карьерой или помогать другу? Этот боливар-не-вынесет-двоих явно прискакал в фильм Санаева из какого-то другого сюжета. Дальше больше: Олег попадает в беду, а помочь ему может только «бывший» друг Костя… Глубочайшая мораль. Впечатление такое, что фильм оказался проходным двором для персонажей из всех мелодрам мира. Единственное чего не сделал режиссер для окончательного торжества штампа: не возвел Костю и Олега в ранг «потерянных братьев» и никого не наградил амнезией. А жаль. Это было бы весело.
Но поскольку «общечеловеческая» мораль, в защиту которой подписался режиссер, одна, все пути в фильме, откуда бы они не начинались, приводят исключительно к высоконравственному «хэппи-энду». Это не то, чтобы предсказуемо. Это уже просто безнадежно. Как веревочке не виться… «Я вас всех сделаю счастливыми, сукины дети…»
Снова, как и в своем первом фильме «Уикенд на двоих» Санаев «кормит» зрителя некими персонажами «из головы». Создатель фильма всерьез считает, что желтые газетки из разряда «Криминальный криминал» - вполне достоверный материал для создания «правдоподобных образов», а полубандитские истории начала 90-х – развели-обманули-запутали - вполне достойны звания классики. Ну, то, что режиссер «Буратино» не читал, это ясно, но на улицу, он выглянуть мог бы? Посмотреть, как и чем в действительности живут молодые люди и с какими трудностями они сталкиваются в реальности?
Решив выжать слезу из зрителя «ужасными» страданиями героев, Санаев совершенно не обращает внимание на то, что действительно сделало шедевром фильм Меньшова - узнаваемость. В героях фильма «Москва слезам не верит» вся страна видела себя-любимую, своих знакомых, друзей, соседей. Их судьбы были так типичны, а проблемы столь близки, что фильм тут же расползся на цитаты. Стал неким культурным базисом, который не знать, было нельзя.
Фильмы Санаева - это культурный штамп, который знаешь, даже не посмотрев – настолько он предсказуем. И настолько абстрактен. И как после этого не согласиться с классиком марксизма Владимиром Ильичем?

Автор: Олег Денежка